Грандиозный, умный и интригующий, но эмоционально холодный фантастический сериал о роботах на грани обретения сознания
В недалеком будущем гениальный конструктор Роберт Форд (Энтони Хопкинс) создал парк развлечений для самых требовательных взрослых клиентов. «Мир Дикого Запада» – это целый город в стиле XIX века, населенный сотнями реалистичных андроидов. У многих роботов есть оружие и жажда убивать, но никто из них не способен причинить вред человеку. Поэтому посетители могут безнаказанно и безопасно реализовывать все свои фантазии в духе вестернов – изображать героических спасителей или жестоких палачей и насильников. Но чем более человекоподобными становятся роботы, чем чаще они сбоят и проявляют признаки подлинного искусственного интеллекта. Пока работающие в «Мире» инженеры разбираются, чем вызваны поломки системы, один из давнишних клиентов (Эд Харрис) старается разгадать все тайны парка и попробовать все, что «Мир» может ему предложить.
Голливудский фантастический фильм 1973 года «Западный мир» не слишком известен в России. Однако эту картину стоит посмотреть, поскольку она вдохновила как «Терминатора», так и «Парк Юрского периода» (сценарист и режиссер «Мира» Майкл Крайтон заимствовал собственные идеи, когда сочинял «Парк»). Кроме того, в «Мире» сыграл одну из своих последних ролей знаменитый Юл Бриннер – эмигрант из России, который был одним из харизматичнейших голливудцев 1950-х и 1960-х. Вы могли видеть его в классической «Великолепной семерке».
Новый сериал кабельного канала HBO заимствует из фильма Крайтона основную идею, но ни в коем случае не является его ремейком. Даже с жанровой точки зрения это существенно иной проект. Если «Западный мир» был напряженным триллером, в котором сломавшийся робот-ковбой переставал имитировать перестрелки и начинал по-настоящему охотиться на людей, то «Мир Дикого Запада» – это насыщенная, но медлительная и размеренная фантастическая драма. Разработанное Джонатаном Ноланом и его женой Лизой Джой шоу не делает публике адреналиновый укол, а интригует многочисленными сюжетными загадками и философскими аллюзиями.
Кто виноват в сбоях роботов? Какие подковерные интриги разворачиваются в парке? Кто из героев знает куда больше, чем говорит? Насколько андроиды «Мира» способны думать и чувствовать? Стоит ли переживать за синтетических персонажей вроде красавицы Долорес (Эван Рэйчел Вуд), которую почти каждый день убивают, насилуют, мучают? Делает ли реалистичность андроидов убийцами тех посетителей, кто сполна пользуется свободой, предоставленной в «Мире»? Можно ли рассматривать жизнь роботов как метафору человеческого существования? И так далее, и тому подобное. «Мир Дикого Запада» – шоу для тех, кто обожает, когда телевидение стимулирует интеллектуально, а не приказывает отключать мозг и тупо пялиться на экран.
Также это сериал для зрителей, которым нравится, когда шоу не экономит ни на актерах, ни на эффектах. Труппа «Мира» сделала бы честь многим кинофильмам, и это не преувеличение. Энтони Хопкинс, Эд Харрис, Эван Рэйчел Вуд, Джеймс Марсден, Джеффри Райт, Родриго Санторо, Люк Хемсворт, Бен Барнс, норвежская звезда Ингрид Больсё Бердаль… И это только те, кто появляется в каждой из десяти серий первого сезона! С эффектами и трюками у «Мира» тоже все более чем в порядке. Здесь и традиционный ковбойский экшен с лошадьми и перестрелками, и всевозможные эффекты, связанные с компьютерами и андроидами.
К сожалению, все это визуальное, актерское и сценарное богатство затрагивает только голову. Сердце остается нетронутым. Слишком уж много в «Мире» интеллектуального отстранения, слишком уж часто сериал (по крайней мере, в его пилотной серии) просит зрителей анализировать происходящее, а не сопереживать ему. Западные рецензенты с готовностью сравнивают «Мир» с «Игрой престолов», самым популярным и амбициозным нынешним шоу HBO. Нам же такое сравнение представляется невыгодным для «Мира», поскольку «Игра» превосходно давит на эмоции и вызывает бурю страстей всякий раз, когда погибает очередной ключевой персонаж. «Мир» же лишь немногим более эмоционален, чем учебник философии.
Возможно, это проблема пилотной серии, которая чуть ли не наполовину состоит из объяснения, как устроен футуристический парк. Но даже такое повествование могло быть более сердечным, чем холодный «Мир». Так что этот недостаток вполне может оказаться дефектом всего сериала, что сделает «Мир» недостаточно занимательным для тех, кого не возбуждают голые идеи, наполняющие шоу. А вот если дальше эмоциональная печка раскочегарится, то сериал станет главным событием телесезона. Ведь все остальное в нем на высшем уровне.