Захватывающее и эффектное трагическое полотно о реальном неудачном покорении высочайшей горы мира
Захватывающее и эффектное трагическое полотно о реальном неудачном покорении высочайшей горы мира.
Весной 1996 года профессиональный альпинист Роб Холл (Джейсон Кларк) набирает группу для восхождения на Эверест. Он обещает своим клиентам максимально возможную безопасность и максимально возможный комфорт, и в группу попадают люди, которые вряд ли бы отправились в обычную экспедицию на высоту, где воздух столь разрежен, что там не могут летать вертолеты. Холл уже не в первый раз устраивает такую «экскурсию», и он уверен в себе и в своей команде гидов и носильщиков. Но когда 10 мая группа начинает финальный штурм «пика мира», разработанный Робом график срывается, и начавшаяся снежная буря превращает и без того тяжелое восхождение в одну из страшнейших трагедий в истории Эвереста.
Фильмы-катастрофы делятся на две группы. Большинство таких лент рассказывает о людях, которые случайно попали в беду. Герои «Титаника», например, были уверены, что им ничто не угрожает на пути в Америку. Таким героям просто сопереживать – каждый может представить себя на их месте.
Совсем другое дело – ленты вроде «Эвереста», где персонажи бросают вызов природе и не выдерживают ее ответный удар. Подобно горе-рыбакам, которых спасатели снимают с отколовшихся льдин, герои «Эвереста» сами виноваты в том, что забрались в «зону смерти», где еще недавно погибал каждый четвертый альпинист (сейчас статистика лучше, но не намного). Как убедить зрителей сочувствовать персонажам, заплатившим деньги за игру в «русскую рулетку» со стихией? Это нелегкая задача, и исландский режиссер Балтазар Кормакур с ней, пожалуй, не справился, хотя и нанял ярких и харизматичных звезд. Не помогли даже давящие слезу сцены, в которых герои общаются – возможно, в последний раз – с родными, которые ждут их дома. Несмотря ни на что, за родных переживаешь сильнее, чем за альпинистов, и Джека и Роуз из персонажей Джейсона Кларка и Киры Найтли не вышло. К счастью, у «Эвереста» хватает достоинств, чтобы смириться с этим недостатком.
Все плюсы картины проистекают из того, что это подлинная и хорошо известная трагическая история, и создатели фильма не решились ее подправить, чтобы вписаться в голливудский канон. Поэтому все в картине происходит так, как в жизни. Слабые проявляют слабость, глупые ведут себя глупо, чрезмерно амбициозные становятся жертвами своих амбиций, а героизм проявляет альпинист с отнюдь не американским именем Анатолий Букреев.
Если бы Букреева, выдающегося русского покорителя гор с паспортом Казахстана, звали Джонни Смит, то фильм, вероятно, был бы сагой об американском герое, который в пургу на Эвересте нашел и вывел к перевалочному лагерю нескольких менее опытных альпинистов. Но так как прославление русских в голливудский мандат не входит, то Букрееву фильм уделяет так мало времени, как это только было возможно без задвигания мужчины в третьестепенные, почти эпизодические персонажи. Мол, «молодец, конечно, мужик, и медаль за свой подвиг он получил по заслугам, но наш фильм не о том, как проявил себя Букреев, а о тех людях, которые в тот злосчастный день так и остались на горе».
Конечно, обидно за нашего альпиниста. Но, честно говоря, фильм выиграл от того, что Букреев не стал его главным героем. Картины о реальных и вымышленных триумфах в Голливуде на каждом шагу, а вот печальные ленты вроде «Эвереста» выходят нечасто. И еще реже появляются картины, которые не просто изображают реальную трагедию, а наводят на самые разные мысли – от опасности коммерциализации экстремального альпинизма до наивности людской веры в победу над природой. Конечно, не нужно забираться на Эверест, чтобы ощутить слабость человека перед буйством стихии. Но на высоте в 8 км над уровнем моря это ощущение превращается в абсолютную уверенность. Равно как и осознание того, что горы проверяют людей на прочность и показывают каждому, чего он на самом деле стоит.
«Эверест» был бы довольно скучным фильмом, если бы он только ставил перед зрителями глубокие философские вопросы, но лента отлично смотрится и как необычное блокбастерское развлечение. Первая половина фильма – это интереснейшая, почти документальная по своей обстоятельности зарисовка обо всем, что можно увидеть и пережить во время подготовки к восхождению на Эверест. Вторая же половина ленты – это драматичный рассказ о трагедии экспедиций Холла и его друга-конкурента Скотта Фишера, сыгранного Джейком Джилленхолом. Будь эта история высосанной из пальца, в ней, вероятно, было бы больше неожиданных поворотов. Но подлинность повествования компенсирует его недостаточную «триллерность».
Главный же плюс ленты – это убедительные съемки, часть которых проходила на Эвересте, а часть – а Альпах, куда более безопасных, но не менее красивых и заснеженных. Когда смотришь фильм, умом понимаешь, что на экране операторские трюки и спецэффекты. Но глаза настаивают, что герои в самом деле взбираются на высочайшую гору мира, и от приключения персонажей захватывает дух. Когда же выходишь из зала, то начинаешь прикидывать, как скопить деньги на поездку в Непал. Казалось бы, трупы персонажей должны убедить в том, что от гор лучше держаться подальше. Но показанный на экране Эверест так величествен, что его притяжению невозможно противиться.
С 24 сентября в кино.