Забавная, но слишком уж нелепая трагикомедия об убежденном московском неонацисте, который влюбляется в девушку с противоположными взглядами
Во время праздничной демонстрации в центре Москвы группировка неонацистов нападает на колонну антифашистов и устраивает потасовку. Перед началом драки наци по кличке Рэбел (Илья Антоненко) обращает внимание на готку-антифашистку Майю (Кристина Асмус) и приглашает девушку на свидание. К его удивлению, она приходит, и между ними завязывается роман. Майя не знает, что в стычке погиб один из ее друзей и что Рэбела считают главным подозреваемым в убийстве, которое было отнюдь не случайным, а заранее организованным и тайно согласованным между сговорившимися лидерами нацистов и антифашистов.
Создатели новой российской молодежной картины «Психи» называют свой фильм «антифашистским». Обычно подобные уточнения не нужны – каким еще может быть кино про неонацистов? Хотелось бы увидеть режиссера, который бы привлек звезд нашего кинематографа и телевидения к съемкам фильма, искренне прославляющего Гитлера! Однако в случае «Психов» слово «антифашистский» совершенно необходимо, поскольку лента получилась столь во всех отношениях сумбурной (даже ее монтаж местами какой-то «левый»), что при желании ее можно воспринять как попытку протащить на экран нацистский «месседж».
В самом деле, что мы узнаем из фильма о Рэбеле? Что Рэбел – умный, спортивный, образованный (свободное знание немецкого!) и храбрый парень, который столь притягателен для противоположного пола, что ему достаточно на бегу прокричать девушке номер телефона, чтобы презирающая его идеалы красотка пошла с ним на свидание. А ведь Майя не какая-нибудь пустоголовая дуреха, которую инстинктивно влечет к парням с накачанными бицепсами. И ее женское одобрение вкупе с тем, что в фильме нет более притягательных персонажей (антифашисты в «Психах» предстают лохами, клоунами и слабаками, а никто больше в действии не участвует), включает так называемый «эффект “Крестного отца”», когда откровенный подонок начинает восприниматься как заслуживающий сочувствия положительный герой. Ведь его окружают еще большие сволочи, а у него как у человека есть очевидные достоинства. Вон как он решительно защитил Майю от насильников!
Можно спорить, заслуживают ли положительного отношения зрителей итальянские мафиози, но очень трудно оправдать такое экранное отношение к парню, который без устали разглагольствует про уничтожение евреев. Простите за банальность, но не за то наши деды воевали, чтобы показывать на экране фашистов с большей симпатией, чем были изображены нацистские бонзы в «Семнадцати мгновениях весны».
Разумеется, «Психи» не позволяют Рэбелу до самого конца сохранить свое место в нацистской группировке. Но он покидает тусовку не потому, что глубоко осознал свою неправоту и героически восстал против нацизма бывших друзей. Рэбела выталкивают наружу не внутренние, а сугубо внешние причины, и он не проявляет героизм, который хотя бы частично искупил бы его вину перед человечностью, а следует эгоистичному принципу: «Дают – бери, бьют – беги». В результате картина фактически осуждает не воззрения Рэбела, а кровожадный цинизм его начальников. Но что мешает ему найти более «честную» нацистскую группировку? Хотя бы такую, которая не финансируется неонацистами из Германии и не действует в зарубежных интересах, отнюдь не совпадающих с интересами России. Вряд ли это большая проблема – группировка Рэбела кажется скорее исключением, чем правилом.
Понятно, авторы фильма хотели сказать что-то другое. Но в том-то и сумбур ленты, что она пытается сказать одно, а с экрана летит нечто противоположное. Противоречив и тон «Психов». Вроде бы такое кино должно быть драматичным и серьезным – ведь и в начале ленты, и в ее конце погибают люди, а кровь на экране пускают регулярно. Но середина «Психов» смотрится почти как ироничная комедия, смесь ромкома с абсурдистскими и фарсовыми приколами. Можно понять желание подсластить пилюлю и привлечь больше зрителей на сеансы постановки, посвященной весьма мрачной теме. Но в этом случае надо было подражать «Ромео и Джульетте», где смертоубийство идет после романтико-комедийных сцен, а не предваряет их. В «Психах» же получается, что Майя и Рэбел, так сказать, танцуют танго на могиле. При этом погибший антифашист Трифон – не промелькнувший в кадре статист, а харизматичный персонаж, подробно представленный зрителям. Его гибель должна была эмоционально окрасить все полотно, а не просто стать отправной точкой для путаного и невнятного сюжета, который с маниакальным упорством наводит тень на плетень.
Невнятица «Психов» проявляется даже в такой второстепенной детали, как цвет волос главной героини. Многие заметки в СМИ, посвященные созданию ленты, отметили, что Кристина Асмус из «Интернов», известная публике как блондинка, в «Психах» играла с черными волосами, приличествующими ее готичной героине. Однако по ходу действия оказывается, что Майя лишь носит черный парик и что ее настоящие волосы – светлые. В реальной жизни в этом нет ничего плохого, но в контексте «Психов» неготовность девушки покрасить волосы в соответствии с ее имиджем принижает Майю в сравнении с Рэбелом и его друзьями, у которых настоящие нацистские татуировки (у персонажей, а не у актеров, разумеется) и настоящие нацистские прически. Возможно, сцена, в которой девушка снимает парик, должна была символизировать фундаментальную поверхностность молодежных увлечений. Но у Рэбела-то все серьезно, и он в фильме стрижку не меняет и татуировки не сводит.
Есть ли у «Психов» достоинства? Да. Как уже говорилось, Илья Антоненко в роли Рэбела создал весьма яркого персонажа, который был бы еще интереснее, если бы фильм поглубже заглянул к нему в душу и присмотрелся к тому, что сделало его нацистом (картина заявляет эту тему, но подробно ее не развивает). В свою очередь, Асмус не идеальна, но достаточно хороша в качестве романтической героини. Лучшая же часть картины – ее чувство юмора. Правда, оно в «Психах» не всегда уместно проявляется, но сами по себе шутки и гэги удачны и порой неожиданны. Это тот редкий случай, когда хочется, чтобы лента была менее драматичной и более ромкомной, потому что второе у «Психов» получается куда лучше первого.