В начале года стало известно, что руководство Pixar собирается выписать прощальный чек 175 сотрудникам (то есть сократить примерно 14% компании) и провести крупнейшую реструктуризацию в истории студии. Теперь Pixar — во главе с Питом Доктером (режиссером первой «Головоломки») — больше не будет фокусироваться на производстве для Disney +, а направит все силы на создание полнометражных фильмов, предназначенных для кинотеатрального проката. Исключением станет анимационный сериал «Победа или поражение», премьера которого запланирована на конец 2024 года.
Основная задача «Головоломки 2» — повторить успех первого фильма и поправить финансовое положение студии после череды не самых удачных с коммерческой точки зрения релизов в эпоху пандемии, когда «Лука», «Я краснею» и «Душа» были отправлены вместо кинотеатрального проката прямиком на Disney +. Первоначально вывести Pixar из тени и вернуть студии былое величие должны были «Базз Лайтер» (получил сдержанные отзывы и едва окупился) и «Элементарно» (стал «спящим хитом» и собрал $500 млн в мировом прокате). В 2022 году студия решила вернуться к старым добрым сиквелам и занялась производством продолжения «Головоломки».
С момента переезда Райли из родной Миннесоты в Сан-Франциско прошло два года. За это время девочка успела привыкнуть в жизни в новом городе, обзавестись подругами и стать одной из лучших хоккеисток в школьной команде. Маленькие персонажи, живущие в голове Райли, тоже наладили быт: Страх, Гнев, Брезгливость и Печаль (даже она!) поочередно дежурят у пульта управления, принимая друг друга как равных, а Радость продолжает изучать мозг Райли. Теперь все негативные воспоминания она закидывает на свалку Забвения с помощью катапульты, а положительные отправляет глубоко в Подсознание, где хранятся ключевые фрагменты памяти, дающие корни дереву Убеждений. Таким образом Радость формирует личность Райли, ее главные установки и базовые принципы. «Я хороший человек», — слышит Радость, опустив очередное воспоминание в озеро Подсознания, и довольно кивает.
Все меняется однажды ночью, когда накануне трехдневной поездки Райли на хоккейные сборы в старшую школу эмоции просыпаются от странного звука. Спустя мгновение в Главный отдел заходит группа строителей и четыре странных существа: Тревожность, Зависть, Стыд и Хандра. Боже мой, кажется, у Райли начинается переходный возраст!
Райли повзрослела на два года, мы — почти на десять лет. За это время режиссер первого фильма Пит Доктер пересел в кресло главного креативного директора Pixar и стал исполнительным продюсером, а ответственность за выпуск «Головоломки 2» перешла дебютанту в полнометражном кино Келси Манну и сценаристке первого фильма Мэг Лефов. Авторы не стали продолжать романтическую линию, заявленную в короткометражном фильме «Первое свидание Райли?», вышедшем почти сразу после первой «Головоломки». Главная героиня по-прежнему равнодушно относится к Джордану (мы встречаем его вновь во время тренировки) — все ее внимание сосредоточено на попытках обеспечить успешное будущее в спортивной команде мечты. Возможно, Влюбленность — персонаж будущих сиквелов мультфильма.
Центральное место у штурвала занимает огненно-рыжая Тревожность. Избавившись от ненужных, по ее мнению, базовых эмоций, знакомых нам по первому фильму (в буквальном смысле заточив их в банку), Тревожность закидывается кофе и с помощью Зависти начинает реализовывать сомнительный план по изменению личности Райли. Хандра (в оригинале Ennui — эмоция, означающая смесь раздражительности, апатии и усталости) настолько ленива, что едва встает с дивана и перехватывает управление главной панелью исключительно с помощью гаджета. Стыд большую часть времени пытается спрятаться в собственном худи, но и ему в конце концов придется внести свою лепту в историю взросления Райли.
Выстраивая повествование вокруг захватившей власть Тревожности, Манн и Лефов показывают, что бывает, когда вся жизнь оказывается подчинена единому закону — бесконечному умножению негативных сценариев будущего без возможности хотя бы немного побыть в настоящем. Но несмотря на то, что Тревожности отведена роль главного антагониста, она далеко не так проста и однозначна, как может показаться на первый взгляд. Вспоминаем учебники по психотерапии: чрезмерное зацикливание на размышлениях о потенциально неприятных ситуациях значительно ухудшает качество жизни, но полное отсутствие тревог легко может привести к негативным последствиям и равнодушию.
Самым удачным обновлением в «Головоломке 2» стало появление Хранилища с Секретами. Авторам удалось нащупать нужный нерв и, немного поиграв с формой и содержанием, заставить смеяться даже взрослых зрителей. Комические выступления героя видеоигры Лэнса Слэшблейда вызывают умиление, а появление Бананчика мгновенно воскрешает в памяти уморительные эпизоды «Даши-путешественницы» с нескончаемыми «я Рюкзак, я Рюкзак» и «я Карта, я Карта».
«Головоломка 2» отлично справляется с ролью качественного сиквела, а именно изобретательно расширяет мир первого фильма, предлагая нечто новое не только в плоскости сюжета, но и на уровне формы. Конечно, перед нами все еще милая в своей наивности картина, аккуратно обходящая острые углы ради сохранения статуса детского фильма, но, как показывают сборы, это именно то, чего и ждал современный зритель, — в первые дни проката «Головоломка 2» обошла не только фантастический боевик «Годзилла и Конг: Новая империя», но и вторую часть «Дюны» Дени Вильнева. Интересно, какая эмоция отвечает за получение выгоды из проверенных идей?