Хороший сиквел сделать трудно – это факт
«Секретные материалы: Борьба за будущее» – «Секретные материалы: Хочу верить»
Когда первые полнометражные «Секретные материалы» попали на экран, одноименный сериал еще был живее всех живых, поэтому зрители спокойно восприняли тот факт, что лента, сюжетно помещенная между пятым и шестым сезонами популярного телешоу, ничего не добавила к уже сказанному и не раскрыла никаких важных секретов. Иное дело выпущенный через 10 лет сиквел с подзаголовком «Хочу верить» (2008) – многие фанаты всерьез надеялись, что он даст ответы на вопросы, на которые сериал (1993-2002) так и не потрудился ответить, и, может быть, даже придаст франшизе новый спин. Но севший в режиссерское кресло продюсер Крис Картер взял за основу сюжета самостоятельную историю, не имеющую отношения к инопланетной угрозе, причем он так тщательно скрывал любые детали сюжета от общественности, что еще накануне премьеры было совершенно не ясно, о чем пойдет речь. Это рождало у зрителей нехорошие подозрения, впоследствии сполна подтвердившиеся: охота за торговцами органами при помощи ясновидящего священника-педофила была явно не тем аттракционом, который годился для триумфального возвращения. Фильм, после финальных титров которого Скалли и Малдер уплывают на лодке незнамо куда, собрал мизерную кассу, отбив у студии всякое желание к продолжению франшизы. Хотя Картер, Дэвид Духовны и Джиллиан Андерсон не первый год намекают в прессе, что готовы исправиться и сделать третий фильм – о колонизации Земли пришельцами, «Фоксы» усиленно делают вид, что ничего не слышали. Умерла так умерла.
«Скрытый враг» – «Скрытый враг 2»
В 1987-м режиссер Джек Шолдер («Кошмар на улице Вязов 2: Месть Фредди») снял один из лучших фильмов о космических паразитах ever, скрестив сай-фай с крутым полицейским боевиком и взяв на роль охотника за инопланетным злодеем молодого Кайла МакЛахлена. Там же засветился в эпизодической роли зэка тогда еще никому не известный Дэнни Трехо, в другом эпизоде сыграл бодигарда трюкач Тед Вайт, более известный как Джейсон из четвертой «Пятницы, 13-е». Удачно разбавляющие сценарий юмористические элементы, мощно поставленные экшен-сцены, энергичный рок на саунтреке, спецэффекты, режиссура и актерская игра – все это обеспечило фильму Гран-при на Международном фестивале кинофантастики во французском Авориазе. Шолдер отхватил еще и режиссерский приз фантастического фестиваля Fantasporto (к сожалению, в будущем этот режиссер занимался в основном телепродукцией или сиквелами).
Финал картины, которая и сегодня смотрится более чем достойно, не предполагал продолжения, но в начале 90-х студия New Line Cinema решила, что нечего добру пропадать, и заказала режиссеру-дебютанту Сету Пинскеру сиквел. Тот засучил рукава, накатал сценарий и снял малобюджетное нечто с таким количеством смехотворных сюжетных нестыковок, что смотреть «Скрытого врага 2» можно, только хорошенько наглотавшись успокоительного. Лучшее, что есть в этом фильме, – первые 15 минут, целиком украденные из финала первой ленты, в дальнейшем же действе, происходящем якобы 15 лет спустя, заглавный паразит видоизменился до такой степени, что его невозможно узнать, как и единственного перекочевавшего из первой части персонажа, которого по причине трэшевости происходящего играет другой актер. Полное отсутствие драйва, юмора и какого-либо смысла в действиях персонажей авторы компенсировали эротической сценой с участием земной девушки и «хорошего» инопланетянина (его сыграл пришедший на смену МакЛахлену Рафаель Сбарж, носящий по сюжету имя… не поверите – МакЛахлен), а в итоге, не зная, как закончить фильм, выпилили обученного сексу пришельца из сюжета в неизвестном направлении. Изучив результат, студия не стала даже морочиться с прокатом и выпустила «Скрытого врага 2» (1993) сразу на DVD, а позже переиздала на одном диске с первой частью. Кинокарьера Пинскера на этом благополучно завершилась. А большинство фанатов первой части даже не узнали о том, как надругались над их любимой историей. «Если вам вдруг попадется это кино в магазине, засуньте диск в щель между стеллажом и стеной, – советует кинокритик Брайан МакКей. – Это единственный способ заставить соответствовать это кино своему названию».
«Крепость» – «Крепость 2: Возвращение»
Для начала 90-х «Крепость» Стюарта Гордона была самое то: напряженный сюжет, выпуклые персонажи, грамотная режиссура, мастерские спецэффекты Пола Джентри – при просмотре совершенно не бросался в глаза невысокий бюджет и «бэшные» звезды в большинстве ролей (пришедший из театра Гордон умел создать масштаб, имея на руках ограниченные средства). Антиутопия о подземной супертюрьме 2017 года, из которой пытается сбежать несправедливо осужденный герой Кристофера Ламберта, была тепло встречена любителями сай-фая, завоевала культовый статус и через семь лет подбила продюсера Джона Флока на попытку повторно войти в ту же воду.
В сиквеле Джона Бренника упаковали в орбитальную тюрьму, откуда сбежать было уже не так просто, как из-под земли, но, поскольку эта пенитенциарная коробка, как и в прошлый раз, управлялась туповатым искусственным интеллектом, наш герой снова сумел его обхитрить. Приступая к работе, новозеландский режиссер Джефф Мерфи («В осаде 2: Темная территория») пообещал снять «захватывающую космическую сагу», но дефицит бюджета быстро заставил его поумерить пыл. 11 миллионов, выданных постановщику на руки, примерно равнялись бюджету первой «Крепости» (это не считая семилетней инфляции) – сделать за такие деньги космическую сагу было, мягко говоря, сложноватой задачей. Актеров из первой части (даже тех, чьи персонажи просочились в сиквел) назад звать не стали, вернулся только Ламберт, карьера которого в то время уже катилась под откос. Все сэкономленные деньги пошли на компьютерные спецэффекты. Но, несмотря на усилия Мерфи, фильм не «взлетел»: после релиза в 2000-м его не ругал только ленивый – за корявую операторскую работу и кривой монтаж, за сюжетную вторичность и ленивую игру Ламберта, за русских мафиози с фамилиями Андропов и Керенский, и в особенности за сцену, в которой главный герой остается жив после выхода в открытый космос без скафандра. Самые великодушные из критиков отмечали, что «Крепость 2: Возвращение», несмотря на сюжетную хромоту, вполне терпимо воспринималась бы в качестве самостоятельного фильма, но сравнение с оригиналом оказывается настолько не в пользу ленты, что убивает все хорошее, что в ней есть.
Карьеру Ламберта сиквел так и не спас – крупных ролей актер в Голливуде с тех пор не получал, зато Джеффа Мерфи приметил Питер Джексон и взял вторым режиссером в свою трилогию «Властелин Колец». К счастью или к сожалению, «Крепость 2» здесь никакой роли не сыграла – просто новозеландцу Пи-Джею было удобно работать с земляком. По правде сказать, еще неизвестно, какое решение Джексон принял бы, попадись горе-сиквел ему на глаза…
«Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» – «Ведьма из Блэр 2: Книга теней»
«Ведьма из Блэр» была не первой попыткой продать общественности фейковую историю под видом реальной (еще в 1980 году итальянский режиссер Руджеро Деодато шокировал публику своим псевдодокументальным «Адом каннибалов»), но по части финансового успеха лента Дэниэла Мирика и Эдуардо Санчеза переплюнула всех своих предшественников и многочисленных последователей. На съемки фильма о трех пропавших в лесу студентах были потрачены смешные 20 тысяч, мировые же сборы составили почти 250 миллионов.
Без сомнения, о «Ведьме из Блэр» еще будут написаны свои страницы в учениках по киноискусству: о том, как трое центральных актеров ленты 8 дней подряд провели «в образе», бродя по незнакомому лесу с камерами в руках (весь фильм в итоге был снят их руками, а диалоги сымпровизированы, режиссеры же ограничили свое участие тем, что оставляли в условленных местах записочки с общими указаниями и трясли актерскую палатку по ночам, чтобы нагнать на своих подопечных настоящей жути – и таки довели их в итоге до истерики), о пиратской копии фильма, ушедшей в народ под видом «реального футаджа», и о том, как толпы молодых людей, поверивших, что пленка найдена в лесу, рванули в леса Мэриленда искать «пропавших без вести» студентов, распугав все зверье и на годы вперед сделав охоту в этом штате невозможной. «Ведьма из Блэр», снятая в максимально реалистичной, «сырой» манере, не была зрелищной (более того, качество видеозаписи нарочно было ухудшено для релиза), не имела внятного сюжета, не могла похвастать хоть одной узнаваемой актерской физиономией – в общем, обладала всем необходимым для того, чтобы зритель поверил в то, что рассказанные в фильме события правдивы. Она будоражила и пугала, ничего ему фактически не показывая: зритель сам додумывал все то, что осталось за кадром, и воображение неизменно облекало эту фигуру умолчания в форму его худших кошмаров.
Конечно, Мирик и Санчез вряд ли сумели бы самостоятельно превратить в культурный феномен выдуманную ими легенду о ведьме, призрак которой убивает своих жертв руками тех, в кого вселяется, – им сильно помогла кинокомпания Artisan Entertainment, выкупившая права на ленту за 1,1 млн. сразу после предпремьерного показа на фестивале «Сандэнс», вложившая еще полмиллиона в ее монтаж, переозвучку и пересъемки финала и доставившая творение безработных инди-режиссеров в кинотеатры, сопроводив релиз беспрецедентной рекламной кампанией. Но она же без колебаний выбросила креаторов феномена за борт, когда выяснилось, что те не готовы немедленно приняться за сиквел. Мирик и Санчез полагали, что сперва нужно дождаться, пока не утихнет шум вокруг их фильма, Artisan придерживалась противоположной точки зрения и на мнение авторов плевала: студией был оперативно нанят режиссер-документалист Джо Берлингер, который уже в следующем году представил на суд публики сиквел «Ведьма из Блэр 2: Книга теней».
Снятым наспех фильмом остались недовольны, кажется, все, кто только мог: во-первых, Мирик и Санчез, которые в виде одолжения получили места «исполнительных продюсеров», но на деле никак не могли повлиять на процесс; во-вторых, сам Берлингер, которого студийное начальство било по рукам за излишнюю «документальность» и в итоге отстранило от монтажа ленты; в-третьих, студия, расстроенная реакцией критиков и сборами и в итоге отказавшаяся от съемок продолжения. Главная проблема «Книги теней» заключалась в утрате псевдодокументальности в пользу стандартного голливудского сюжета: по следам пропавших студентов отправлялась группа туристов, решивших повторить их маршрут и, разумеется, нарвавшихся на козни титульной ведьмы. Сиквел был снят как обычная художественная лента, вид от первого лица исчез, зритель больше не идентифицировал себя с героями, и от атмосферности первой части не осталось и следа. Фильм Берлингера пытался играть на том же поле, что и оригинал, грубо манкируя заданными авторами правилами игры, – но в результате одной голой мифологии оказалось недостаточно, чтобы завоевать интерес аудитории и собрать сколь-нибудь приличные деньги. Но усилий студии хватило на победу в номинации «худший сиквел», когда антипремия «Золотая малина» раздавала свои награды.
То, что успех «Ведьмы» был неслучаен, стало ясно лишь десятилетие спустя, когда вышло «Паранормальное явление» и породило целую волну псевдодокументальных хорроров о демонах, зомби и прочей нечисти. Сегодня Мирик и Санчез не без зависти взирают на молодое поколение режиссеров, невозбранно снимающее пенки с популяризованного ими поджанра, и периодически обещают возродить франшизу, сняв новую «Ведьму из Блэр», которая бы игнорировала гадкий сиквел Берлингера. Artisan Entertainment эти высказывания никак не комментирует – по всему видать, на блэрской ведьме они уже поставили крест. Между тем легенда живет своей жизнью и продолжает волновать умы: в лесах вокруг реально существующего городка Беркитсвилль, из которого начинали свое кинопутешествие пропавшие студенты, по выходным массово ошиваются фанаты фильма, да неизвестные любители сувениров периодически воруют стоящий на въезде в город дорожный знак с уточнением: «Население – менее 200 человек». Помнят…
«Чужой против Хищника» – «Чужой против Хищника 2»
При всех своих слабых местах «Чужой против Хищника» (2004) с поставленной задачей справлялся на пятерку: сталкивал среди антарктических льдов две легендарные расы киномонстров, да так, что искры летели. Постановкой занимался Пол У.С. Андерсон – молодой и талантливый мастер экшена, успевший проявить свои таланты на «Смертельной битве» и «Обители зла». Что было немаловажно, он являлся поклонником как Чужих, так и Хищников, и поставить кроссовер об их стычке было для него проектом мечты. Это Андерсон предложил мейджору в качестве локации Антарктиду, чем немедленно завоевал симпатии «Фоксов»: за все многолетнее существование франшизы о ксеноморфах с кислотой вместо крови Чужие еще ни разу не показывались в земных условиях, хотя такая тема неоднократно обсуждалась, а постановщик четвертой части Жан-Пьер Жене даже почти высадил монстра на голубую планету – теперь оставалось только довести начатое до логического завершения. Андерсон постарался на славу, везде, где только можно, обойдясь без компьютерной графики (вместо этого на съемках широко использовались куклы и муляжи), поскольку технологии развивались семимильными шагами, и ему не хотелось, чтобы через несколько лет спецэффекты начали выглядеть «устаревшими». Фанаты обеих франшиз ленту восприняли в целом благосклонно, и студия, ободренная сборами, запустила в работу сиквел, который переносил действие из Антарктики в маленький американский городок: под боком у кинозрителя Чужие еще не шныряли!
Постановщиками на этот раз было решено сделать братьев Колина и Грега Штраусов, режиссеров музыкальных видеоклипов, владевших собственной компанией по разработке спецэффектов Hydraulx. Студия решила, что те, работая на собственных мощностях, смогут «нарисовать» весь необходимый CGI задешево – это было важным условием, поскольку «Фоксы» не планировали выделять на фильм более $40 млн. Тот факт, что у братьев не было режиссерского опыта в «полном метре», мейджора не насторожил – куда важней было то, что Штраусы согласились работать в условиях цейтнота: уже через несколько недель они приступили к съемкам «Чужого против Хищника: Реквием». Времени ни на что не хватало, да еще тяготили обязательства перед проектами «300 спартанцев» и «Фантастическая четверка: Вторжение Серебряного серфера», спецэффекты к которым братья со своей командой допиливали в перерывах между съемками. Конечный результат, несмотря на все попытки Штраусов снять нетленку, получился безобразным: подслеповатая темная картинка, по большей части затушеванная завесой дождя, дерганая камера, рваный монтаж, оглушающая звуковая дорожка, корявый сюжет, донельзя картонные персонажи и зашкаливающий уровень немотивированного насилия. После релиза лента была справедливо растоптана критиками (как ее только не называли – и «смешным би-муви», и «отстойной видеоигрой», и «неумело снятым барахлом») и собрала в американском прокате меньше, чем какой-либо другой фильм о Чужих, заставив 20th Century Fox отказаться от дальнейших планов по продолжению запоротого Штраусами сериала «ЧпХ» и направить франшизы разными путями (впоследствии тема Чужих получила развитие в «Прометее», а их космические враги появились в фильме «Хищники»). Был в «Реквиеме» и плюс: там зрителю впервые показали планету Хищников – но кто об этом теперь вспомнит? Аудитория получила долгожданный ответ на вопрос, что будет, если Чужие атакуют Америку, однако ответ ее не обрадовал. Оказалось – ничего хорошего.
Что такое «Бриолин»? Экранизация бродвейского мюзикла, увенчанная пачкой «Золотых глобусов» и «Оскаром» за лучшую песню. Трамплин в высшую голливудскую лигу для Джона Траволты. Один из лучших американских музыкальных фильмов всех времен, саундтрек к которому 20 раз становился платиновым. Заработав на «Бриолине» $395 миллиона при бюджете в $6 млн., студия Paramount Pictures четыре года спустя решила повторить тот же кульбит, но не стала морочить себе голову возвращением на экран Траволты и Оливии Ньютон-Джон (хотя оба актера, узнав о готовящемся проекте, просили задействовать их там каким-нибудь образом). Режиссером новой ленты назначали хореографа первой части Патрицию Бирч. Теперь сюжет о старшеклассниках в поисках развлечений перепрыгивал из 50-е в 60-е, а в главной роли была юная и непритязательная в денежном плане Мишель Пфайффер, в карьере которой еще не случилось «Лицо со шрамом».
Сиквел, выглядевший хорошей возможностью срубить легких денег, не задался с самого начала: снимали его впопыхах, по недописанному сценарию, не посчитав даже нужным пригласить композиторов Джима Джейкобса и Уоррена Кейси, музыка которых сделала первую ленту настоящим кинособытием. В партнеры Пфайффер достался Максвелл Колфилд, самовлюбленный молодой человек, с которым у той так и не возникло экранной «химии». Единственной актрисой из первой ленты, попавшей в сиквел, стала Диди Конн – хотя многие считают, что лучше бы ее там не было вовсе, поскольку студия вписала роль Диди в сценарий в последний момент, в дикой спешке, не сведя толком концы с концами, в результате чего ее героиня бесследно куда-то исчезает в середине ленты и больше уже не появляется. Сиквел, стоивший $11 млн., ничьих надежд на оправдал, выжав из зрителя, расстроенного отсутствием Джона Траволты, жалкие $15 миллионов. Студию это так обескуражило, что она свернула свои далеко идущие планы (а планировалось еще два сиквела и телесериал), и еще много лет о фильме никто не говорил доброго слова. Со временем, когда кинопродукцию 80-х стало принято вспоминать с ностальгией, у него появились свои почитатели – но это уже совсем другая история.
«Скорость» – «Скорость 2: Контроль над круизом»
Что и говорить, «Скорость» (1994) Яна де Бонта была хороша. Дуэт Киану Ривза и Сандры Буллок, спасающих заминированный автобус с людьми, запал в душу не только рядовым зрителям, но и Квентину Тарантино, отметившему ленту в своей топ-двадцатке лучших фильмов 1992 года. 350-миллионные сборы не оставляли у студии «Фокс» сомнений в необходимости сиквела, и поставить его по контракту был должен тот же де Бонт. Сценарист первой части Грэм Йост носился с идеей о летящем через Анды самолете, который взорвется, если поднимется выше трех километров, но студия не потрудилась нанять его – вместо этого к делу был привлечен Рэнделл МакКормик, которому режиссер поведал свой страшный сон о круизном лайнере, врезающемся в остров. От этой идеи и было решено отталкиваться. Киану Ривзу, однако, сценарий не понравился, да и вообще он не имел на тот момент желания сниматься в очередном экшене. Поскольку, в отличие от режиссера, Киану контрактом был не связан, он сделал выбор в пользу «Адвоката дьявола», чем страшно разозлил студию. Бойфрендом Сандры Буллок в результате пришлось сделать невзрачного Джейсона Патрика; вместе они отправлялись в круиз по Карибскому морю, чтобы обнаружить, что компьютерная система лайнера взломана террористом, намеревающимся на полной скорости столкнуть корабль с нефтяным танкером.
Несмотря на то что одна только финальная сцена с лайнером, таранящим носом прибрежный городок, стоила больше, чем вся первая «Скорость» (для съемки эпичной секвенции была построена самая крупная и самая дорогая кинодекорация в мире), этого оказалось маловато для того, чтобы фильм понравился зрителю. Разочарованная аудитория недоумевала по поводу отсутствия напряжения, в котором всех держала первая лента. Критики также посчитали нелогичным выносить слово «скорость» в название фильма о лайнере, который мог разгоняться максимум до нескольких узлов в час, и обвинили режиссера в том, что актерам нечего играть: досталось ему и за «тупые диалоги», и за «вторичные сюжетные ходы», и за «экшен-сцены, не способные удержать внимание зрителя». Картина немедленно прописалась в списках худших сиквелов всех времен и получила «Золотую малину» в соответствующей номинации, все актеры хором признали ее неудачной, а позиции Яна де Бонта в Голливуде серьезно пошатнулись (несколько лет спустя он окончательно выбыл из «высшей режиссерской лиги», поставив такой же тупиковый сиквел «Лары Крофт»). Мораль: когда пытаешься экранизировать свои кошмары, задумайся сперва, не обернется ли это в итоге кошмаром для тебя самого.
После того как недолюбливающий сиквелы Джим Керри отказался в очередной раз играть детектива по поиску пропавших животных Эйса Вентуру, студия Universal переписала сценарий и состряпала «Эйса Вентуру младшего» без его участия. Когда комик не захотел сниматься в «Маске 2», студия New Line Cinema также посчитала возможным обойтись без него: сюжет подвергся переработке, и в 2005 году фильм под названием «Сын Маски» сошел со стапелей, чтобы торжественно провалиться в прокате ($57,6 миллиона сборов при бюджете в $84 млн.) и вызвать неприкрытую ярость у поклонников оригинальной ленты. Куда ушли 84 000 000 бюджета, до сих пор не может понять никто: в сиквеле не задействован ни режиссер оригинала Чак Расселл (вместо него – постановщик «Кошек против собак» Лоуренс Гутерман), ни дорогостоящие звезды (на место Керри пришел совершенно деревянный Джейми Кеннеди), а спецэффекты смотрятся нереальной для середины нулевых годов дешевкой. Над всем этим доминирует дурацкий сюжет с несмешными шутками. Сценаристы попробовали ответить на вопрос, что получится, если надеть маску богу Локи и заняться с кем-нибудь сексом, но ни зрителям, ни критикам ответ не понравился: сиквел закидали «Золотыми малинами» и едкими рецензиями. New York Post, в частности, написал: «Родителей, позволяющих своим детям смотреть подобное дерьмо, следует привлекать к ответственности». Джейми Кеннеди в интервью пожаловался, что реакция публики его «просто уничтожила», а карьера Гутермана накрылась медным тазом – студии с тех пор о нем ничего и слышать не хотят. Эта история убедительно доказала, что успех фильмов с Керри во многом обусловлен личной харизмой комика – иначе, надо полагать, снятые без него сиквелы «Эван Всемогущий» и «Тупой и еще тупее тупого: Когда Гарри встретил Ллойда» не провалились бы в прокате.
Можно по-разному относиться к киноработам Тарсема Сингха, но их визуальное великолепие неоспоримо. И триллер «Клетка» 2000 года, в котором Дженнифер Лопес подключалась к сознанию маньяка-шизофреника, чтобы выяснить, где он спрятал свою очередную жертву, был одним из тех фильмов, которые западают в память. Совсем не то сиквел 2009 года, поставленный канадским дебютантом Тимом Якофано для выпуска direct-to-video (эта набирающая популярность традиция подарила зрителям уже гору запоздалых, ультрадешевых и совершенно беспомощных продолжений известных в прошлом лент, таких, например, как «8 миллиметров 2», «Эффект бабочки 2», «С. Дарко» и прочие «Дракулы 3000»). Не мудрствуя лукаво студия New Line Cinema содрала сюжетную формулу с первой части, набрала на главные роли никому не известных сериальных актеров, а общую убогость картинки попыталась скрыть, выхолостив и без того блеклые цвета. Дополнили катастрофу отвратительно прописанный сюжет с картонным серийным маньяком, мотивации которого авторы так и не потрудились разъяснить. Сингх в своих киноработах вдохновляется работами гениальных художников; чем вдохновлялся сериальщик Якофано, остается лишь догадываться. Сегодня популярно говорить, что телепродукция в плане зрелищности потихоньку отбирает пальму первенства у голливудских фильмов. Если это так, то режиссер за годы работы на ТВ явно ничему не научился.
«Американский психопат» – «Американский психопат 2: Стопроцентная американка»
Первая часть «Американского психопата» была экранизацией романа Брета Истона Эллиса о белом воротничке Патрике Бэйтмане, днем думавшем о красе ногтей, а ночами перевоплощавшемся в кровавого убийцу. Поставленная Мэри Хэррон лента приобрела культовый статус, и через пару лет, в 2002-м, студия Lionsgate поспешила подсунуть публике продолжение. Телевизионный сиквел был состряпан из сценария под названием «Девушка, которая не умерла», первоначально не имевшего к Патрику Бэйтману никакого отношения. Но привязывание сюжета к ленте 2000 года много времени не заняло. Пара корректирующих росчерков пера – и объяснение было готово: дело в том, что няню главной героини когда-то убил Патрик Бэйтман! Это побудило ее саму стать серийной убийцей. Сегодня Рэйчел – студентка колледжа, мечтающая стать ассистенткой профессора Старкмана и попасть по его проекции в академию ФБР. Но за ангельской внешностью отличницы скрывается настоящий монстр.
Лента Моргана Дж. Фримана о том, как «стопроцентная американка» устраняла конкурентов на вакантное место, была бы не столь плоха, если бы не попытка привязать ее к фильму Мэри Хэррон, которому дешевенькое «продолжение» совершенно не соответствовало ни по духу, ни по исполнению. Уж очень слабо смотрится сиквел на фоне своего предшественника. Единственное, что сегодня способно привлечь в этом проходном фильме взгляд, – юная Мила Кунис, которую довольно необычно видеть в роли убийцы. Но чего там, Кристиан Бэйл был не в пример лучше.