В продолжение нашего недавнего разговора вспомним дюжину франшиз, в которых каждый новый фильм не уступал предыдущему
«Зловещие мертвецы», 1981-1992
Пожалуй, мы не станем утверждать, что вторая картина франшизы «Зловещие мертвецы» лучше первого фильма, но только потому, что сравнивать две ленты не совсем верно. По сути, являясь двумя сторонами одной медали, первые «Мертвецы» являются классическим хоррором, вполне привычным для начала 80-х, в то время как второй фильм – это уже не просто пугалка, это черная комедия со всеми сопутствующими проблемами и достижениями. Достижений в этом существенно больше – именно вторая часть франшизы сделала Эша культовым персонажем, развязала руки авторам и открыла подлинную дверь в преисподнюю. К третьей картине режиссер Сэм Рейми подошел уже во всеоружии, «Армия тьмы» – это фантасмагорическое зрелище, леденящее кровь и веселящее одновременно. Признайтесь, вы ведь ждете продолжения?
«Перед рассветом», 1995-2013
Мелодрама Ричарда Линклейтера «Перед рассветом» вполне могла остаться самостоятельным кинопроизведением. Сколько их, таких картин о том, как молодой человек встречает девушку, они проводят вместе несколько прекрасных часов или дней, а затем расстаются, чтобы никогда больше не встретиться? Сведя вместе разыгрывающих один вечер водоворота чувств великолепного Итана Хоука и прекрасную Жюли Дельпи, Линклейтер оставил калитку незапертой – герои договорились встретиться через полгода. Зрителям, однако, пришлось ждать 9 лет, чтобы увидеть, что из пары выросла семья, со своими заботами, проблемами и внутренними конфликтами. Выросший вместе с героями зритель с радостью принял умудренных опытом героев в 2004 году, а затем и в 2013-м. Третья картина, «После полуночи», получилась наиболее мрачной, но при этом и сверхэмоциональной, на радость поклонникам. Теперь нам остается ждать четвертого фильма в 2022 году, у Линклейтера расписание жесткое.
«История игрушек», 1995-2010
В 1995 году компании Disney и Pixar буквально перевернули мир анимации с ног на голову своим компьютерным мультфильмом «История игрушек». Доказательство того, что с помощью машины можно создавать мир не менее живой, чем нарисованный карандашами и красками, взорвало кинотеатры – десятикратно превысивший сборами свой бюджет фильм стал феноменальным успехом для всей индустрии. Последовавшее за этим продолжение вполне могло оступиться, посчитай авторы приоритетным увеличение технических мощностей в ущерб сценарной составляющей. Но, к счастью, второй фильм получился столь же выпуклым и трогательным, как и первый. Третья же лента и вовсе стала настоящей драмой взросления и становления. Именно драмой, потому что, если вы не проронили ни слезинки, прощаясь с игрушками в мусоросжигателе, то детство ваше прошло зря. Сегодня Pixar объявляет о новом наборе в команду Вуди и База, очень надеемся, что новая лента франшизу не посрамит.
Приквел-трилогия «Звездных войн», 1999-2005
Считайте нас перешедшими на темную сторону Силы, но мы посягнули на великую сагу, к счастью, только на приквел-трилогию, выпущенную Лукасом на рубеже веков. Со «Скрытой угрозой» злую шутку сыграли ожидания зрителей, люди ждали возвращения романтической атмосферы «Новой надежды», а получили мидихлорианы, гонки на гравицапах и, прости господи, Джа-Джа-Бинкса. Первая лента новой трилогии задала такой низкий уровень, что «Атаке клонов» не составило труда показать заметный прогресс, и не только в спецэффектах (хотя бой Йоды хорош). Нельзя сказать, что и «Месть ситхов» хотя бы чуточку дотягивается до «Империя наносит ответный удар», но происхождение Дарта Вейдера в ней показано настолько хорошо, насколько это вообще возможно в той ситуации. Скажем спасибо и на этом, а сами внутренне сожмемся в ожидании седьмого фильма.
«Гарри Поттер», 2001-2011
Поттериана – самый спорный пункт в нашем списке. Действительно, вряд ли с полной уверенностью можно говорить о том, что каждый новый фильм о Гарри Поттере лучше предыдущего. Но фокус состоит в том, что единого мнения о том, какие фильмы считать лучшими, а какие худшими в этой эпопее, нет. Кому-то первые два фильма кажутся слишком детскими, кого-то напугал третий фильм, кто-то заснул на четвертом и пятом, кого-то не устраивает то, что шестой стал проходной историей, а найдутся и те, кто не принимает финальный дуплет. Если же подойти к поттериане с отстраненным взглядом, оценивающим исключительно рост мастерства актеров, уровень сценарной работы, масштаб постановки, то рост, пусть и не линейный, а весьма неровный, ощущается. Кто бы что ни говорил, мы росли вместе с героями, а потому к финишу оказались на самом пике, как и франшиза.
«Властелин Колец», 2001-2003
Никогда до 2001 года мир не получал столь красивого, чарующего, масштабного фэнтезийного подарка (ну, за исключением того времени, когда вышла книга Толкиена, разумеется). В «Братстве Кольца» зритель получил, кажется, все, чего только можно ждать от фильма про гномов, эльфов и волшебников. Последовавшие затем «Две крепости» по старинному правилу прибавили в объеме, в количестве экеш-сцен, да и эмоционально не подкачали. Финал же, если отбросить многочисленные ложные концовки «Возвращения короля», поднял историю на небывалую высоту – и 11 «Оскаров» тому самое прямое подтверждение. Мир на три года погрузился в Средиземье настолько, что пришествие «Хоббита» оказалось неминуемым. Но разве мы можем сопротивляться? Питер Джексон своим «кольцом всевластия» околдовал всех и каждого.
«Чудаки», 2002-2010
Выросшая из не самого высокобюджетного телевизионного шоу франшиза «Чудаки» не может похвастать масштабным зрительским признанием. Виной тому специфический жанр и невыносимая порой документальность, с которой Джонни Ноксвил свои картины снимает. Первый фильм не намного отличался от телесериала, шедшего тогда на канале MTV. Да, ребятам добавили деньжат, да, поменялась техника, но внутри «Чудаки» остались тем же набором отвратительных с физиологической точки зрения скетчей. «Чудаки 2» ушли от этой схемы не очень далеко, хотя даже невооруженным взглядом видно, что ребята поработали над своими представлениями с особой тщательностью – кино все-таки. Ну а колоссальные сборы третьей части объясняются использованием специальных камер и объемной картинки. «День другой – дерьмо все то же», – говаривал один литературный персонаж; так вот у «Чудаков» количество и качество дерьма заметно выросло к третьему фильму. Но их за это и любят.
«Джейсон Борн», 2002-2007
Мало кто верил в свое время в светлое будущее ремейка «Идентификации Борна», главную роль в котором сыграет умница Уилл Хантинг. Скептики оказались посрамлены – из Мэтта Деймона получился шикарный герой боевика, причем боевика нового типа, реалистичного, жесткого, драйвового. Сменивший Дага Лаймана Пол Гринграсс добавил «Превосходству Борна» фирменное дрожание камеры и жестокие уличные схватки. К третьей же картине Джейсон Борн стал не только машиной для убийства, но и персонажем драматической судьбы – и все это на фоне захватывающих погонь, умопомрачительных перестрелок и неподдельно жестоких драк в кадре. «Эволюцию Борна», которая все-таки по большому счету является спин-оффом, нежели продолжением, отбросим и будем ждать нового появления Дэймона в роли Борна, слухи такие ходят.
«Онг Бак», 2003-2010
По понятным причинам нам очень хотелось включить в свой список какую-то франшизу фильмов о боевых искусствах или снятых с использованием восточных единоборств. Но что предпочесть? Незаконченную сагу Дракона Брюса Ли? «Полицейские истории» Джеки Чана? Пригодных киносериалов в этом жанре не так много, поэтому мы остановились на трилогии «Онг Бак» Тони Джа. Именно с этим именем связан успех франшизы (справедливости ради, первый фильм существенно оторван сюжетно от двух последующих), и именно за ростом мастерства хочется следить в первую очередь, просматривая трилогию «Онг Бак». Джа творит на съемочной площадке настоящие чудеса, словами которые, как музыку, описать невозможно. Новые приемы, новые трюки, новые способы съемки и монтажа – все это делает каждую новую картину Джа более залихватской и дерзкой, чем предыдущая.
«Гарольд и Кумар», 2004-2011
В начале двухтысячных на экранах было столько сомнительных комедий о «травокурах», что в их дыму вполне можно было не заметить историю двух веселых раздолбаев по имени Гарольд и Кумар. К счастью, исполнители главных ролей Джон Чо и Кэл Пенн образовали такой обворожительный дуэт, что моментально стали любимцами зрителей, этакими недалекими, но безобидными фриками из соседней квартиры. Вторая картина не то чтобы смешнее и лучше, ее рост выражается в том, что создатели «Гарольда и Кумара: Побег из Гуантанамо» замахнулись на политическую сатиру и умудрились при этом не растерять дерзость, яркость и юмор. А учитывая то, что Пенн после фильма отправился на работу в Белый дом, все это и вовсе выглядит комедией абсурда. Ну, а третья картина зарабатывает дополнительные очки своим рождественским духом, 3D-картинкой и участием Дэнни Трехо, играющего заботливого отца. Три добротных таких перекура получилось.
«Шаг вперед», 2006-2014
Большинство зрителей и критиков от франшизы «Шаг вперед» отмахиваются, не принимая эти танцевальные баттлы за настоящий кинематограф, но мы не считаем эти картины разительно отличающимися от любого другого молодежного и подросткового кино – те же страсти, влюбленности, разочарования, предательства и локальные победы. Первый фильм, несмотря на присутствие в кадре Ченнинга Татума, был откровенно слаб, не особенно отличалась от дебюта и вторая лента франшизы. А вот «Шаг вперед 3D» действительно стал шагом вперед. Вперед, в зрительский зал. Объем добавил танцам яркости, новые молодежные субкультуры добавили реализма и энергетики – картина вышла на новый уровень. В четвертом фильме авторы добавили немного социальной составляющей, чуть сгустили краски, придали героям флер нонконформизма, а пятой лентой вернули былой праздник. Мало какому другому жанру столь подходит технология 3D, так что наслаждаемся танцами!
«Елки», 2010-2013
Как и большинство других картин, созданных в формате альманаха, «Елки» крайне сложно оценивать – даже внутри одного фильма есть и откровенно слабые новеллы, и такие, которые стали действительно «народными». Несмотря на то что первый фильм получился действительно душевным, в нем чувствуется некоторая осторожность создателей, они предпочитают слабые места прикрыть детьми, на неудобном повороте отшутиться, поддать необязательной слезы в комедийную историю. Второй фильм получился гораздо более взрослым, продуманным, даже просчитанным в хорошем смысле этого слова, расширилась временная и физическая география – «Елки 2» обрели реальный размах. Третья картина стала выжимкой всего предыдущего опыта. Сделанная неторопливо, эта лента на долгие годы может стать лучшим украшением новогоднего телевизионного стола наравне с «Чародеями», «Морозко» и непременной «Иронией судьбы».