В новом сезоне амбициозного сай-фая Джонатана Нолана и Лизы Джой меньше игр со временем, зато по-прежнему трудно разобраться, кто человек, а кто андроид.
События четвёртого сезона шоу разворачиваются через семь лет после окончания третьего, а это уже 2065 год. В сериале снова несколько параллельных сюжетных линий, которые обязательно пересекутся ближе к финалу. Долорес Абернати погибла, теперь Эван Рэйчел Вуд играет Кристину: девушка пишет сценарии второстепенных персонажей компьютерных игр. Жизнь Кристины резко меняется, когда ей начинает названивать таинственный человек. Словно бы прошлое Долорес не отпускает героиню идентичной внешности. После уничтожения искусственного интеллекта «Ровоам» Калеб (Аарон Пол) живёт с женой и дочкой, работает на стройке, но опасается, что долго спокойствие продолжаться не будет. Андроид Мэйв (Тандиве Ньютон), некогда хозяйка борделя в парке развлечений, осознавшая искусственность своего мира, скрывается на севере от старых врагов. Только Человек в чёрном (Эд Харрис), пусть даже уже робот, стремится завладеть базой данных клиентов парка и прибрать власть к рукам, а может, и обрести бессмертие.
Из-за пандемии поклонникам «Мира Дикого Запада» пришлось ждать продолжения больше двух лет. Андроиды (они же хосты) покинули тематический парк развлечений, с которого начинался проект, ещё в конце второго сезона. Пожалуй, в этом месте и стоило остановиться шоураннерам Джонатану Нолану и Лизе Джой.
«Мир Дикого Запада» полюбился публике сложными и неоднозначными философскими вопросами, лежащими в основе сюжета. Что делает человека человеком? Может ли андроид обрести самосознание и выйти далеко за рамки предложенного создателями сценария? Что формирует идентичность субъекта? Ответы были пугающими. Экшен находился в приятном балансе с личными драмами героев. Кроме того, сериал отличала иммерсивность (легко было поставить себя на место посетителя парка) и размытие границы между реальной жизнью и симуляцией. А перескоки во времени превращали сай-фай в головоломку и вынуждали строить хитроумные теории.
Удивительным образом расширение мира не пошло проекту на пользу. С третьего сезона сюжет стал линейным, а на смену флешбэкам и флешфорвордам пришли новые персонажи. Авторы пошли по схожему сценарию и теперь. Проблема в том, что сериал был изначально чересчур герметичным, а зрителя подталкивали к сопереживанию роботам, которых держали в рабстве люди. После восстания машин и кровавой бани положительных персонажей не осталось вовсе. К новому сезону практически всех героев-людей заменили хосты с перенесёнными воспоминаниями о прошлой жизни. Андроиды стреляют в андроидов, никто не умирает, а цели Человека в чёрном, Мэйв и их подручных стали расплывчатыми. Представьте затяжную, часика на два, схватку Халка и Капитана Америки. Зрелище увлекательное, но бесконечное и быстро приедающееся. Хостов никто насильно не удерживает в парке, контролировавший мир искусственный интеллект уничтожен — создателям приходится придумывать мнимые поводы для продолжения.
Изначально «Мир Дикого Запада» подкупал любопытным жанровым наполнением: то ли научная фантастика, то ли вестерн, то ли киберпанк. Тематические зоны, посвящённые самураям, колониальной Индии и коренным народам Америки, вносили разнообразие в события на экране и позволяли ловко менять декорации. В четвёртом сезоне появляется новый парк — гангстерская Америка 1930-х годов. Теперь роботы наряжены в пиджаки, брюки и котелки и разъезжают на винтажных «Роллс-Ройсах». Синефилов могут порадовать аллюзии на любимые гангстерские картины, но это лишь красивая обложка, не меняющая скудости содержания. Симуляция эпохи раз за разом сменяется банальными шпионскими разборками. Уже не первый год ожесточённое противостояние ведут Мэйв и Человек в чёрном. Экшена в четвёртом сезоне не меньше, чем в третьем, а философские рассуждения давно кончились. Если бы не предыстория персонажей, сериал бы уверенно скатился в боевичок категории В. Драк и перестрелок настолько много, что враги уже успели забыть, что делят.
Возможно, «Миру Дикого Запада» пошла бы на пользу самоирония. Создатели могли бы уйти в отрыв и язвительно подшучивать над собственными чересчур усложнёнными конструкциями, от которых Кристофер Нолан задумчиво почесал бы в затылке. Но юмора в сериале по-прежнему нет. Проект HBO стал заложником собственной популярности: боссы канала продлевают «Мир Дикого Запада» на новые сезоны, сценаристы пишут продолжение, но механистически, сказать им уже давно нечего. Отношения между людьми и машинами или даже создателем и человеком давно разобраны. Теперь каждый сезон проекта превращается в затянувшуюся серию «Чёрного зеркала» со знакомыми лицами. Помочь выйти из этого замкнутого круга могут только низкие рейтинги и закрытие проекта. Иначе зрители и дальше будут надеяться на чудо, ностальгируя по первым эпизодам, а потом разочарованно вздыхать, что сериал уже давно не тот.