Для тех, кто устал пожирать глазами «Служанку» Пака Чхан-ука и высосал всю цветовую палитру из фильмографии Цая Минляна, мы подготовили наш скромный топ из шести азиатских картин, после просмотра которых ваш визуальный мир уже никогда не будет прежним.
Профессор бродит по пустыне в поисках редких насекомых, он засыпает, опаздывает на последний автобус и вынужден ночевать в жилище странной местной жительницы, в деревянном доме, спрятанном у подножия скалы. Очень быстро между профессором и женщиной возникают сложные и контрастные отношения.
Считающийся сегодня классикой, получивший специальный приз жюри в Каннах в 1964 году и номинированный на премию «Оскар» за лучшую картину на иностранном языке, «Женщина в песках» – самый известный фильм Хироси Тэсигахары, представителя японской «новой волны». Тэсигахара и его оператор Хироси Сэгава явили миру постановку, в которой сочетаются преданность оригинальному роману и художественная изощренность. Музыка и изображение создают гипнотичный опыт с удивительным мастерством владения светом, текстурами, игрой теней. Общая атмосфера постоянно балансирует на грани между метафизической аллегорией и ужасающим триллером, и в любой момент можно ожидать, что сюжет резко качнется в одну из этих сторон.
Последний фильм Эдварда Янга, выпущенный перед его смертью в 2007 году, похоронившей одновременно незавершенный проект «Ветер», который навсегда останется в глубинах его сознания. «Один и два» является логическим продолжением шести предыдущих фильмов режиссера, в которых он стремился показать сложность современного тайваньского общества, указать на его почти незаметные недостатки и проследить нить его великой истории через множество маленьких бурлящих историй.
Лишенный каких-либо ненужных аспектов мизансцены, с которыми Янг экспериментировал в прошлом, этот фильм является самым простым и универсальным произведением своего автора. Семейная фреска, в равной степени культурная и социальная, которая сохраняет всю свою силу, очарование и актуальность спустя много лет после первого просмотра.
Выверенная до миллиметра постановка идеально соответствует своей теме и дарит моменты абсолютного изящества, от первой свадебной фотографии под ошеломляюще чистую музыкальную аранжировку до финальных похорон. Масштаб съемок, очень часто ансамблевых, помещает героев в большие пространства, сводя их к силуэтам, и символизму, который настаивает на том, что все они крошечные, как и молодой главный герой Ян Ян, не выпускающий фотоаппарат из рук.
Мы находимся в Северном Китае 1920-х годов, Сунлянь в возрасте 19 лет становится четвертой женой богатого феодала. Отныне она будет жить в уединении с тремя другими женами, которых она будет видеть только во время совместных трапез.
Это уже третий фильм Чжана Имоу о положении женщин в довоенном Китае, когда жены были полностью подчинены своим мужьям и могли освободиться от их угнетения только через смерть. Хоть мужчины тут и упоминаются постоянно, появляются они лишь вскользь, но власть, которой они обладают и пользуются, зажимает зрителя в тиски. В этом угнетающем мире, управляемом неизменными ритуалами, единственным элементом жизни является зажигание красных фонарей, сигнализирующих о визите господина в квартиру жены, которую он приехал почтить на несколько часов и которая должна выполнить все его требования.
«Подними красный фонарь» – кино редкой эстетической красоты, с изысканными до крайности кадрами, освещением, яркими образами, где соблюдено единство места и который по своему качеству и строгости повествования является настоящей жемчужиной. Не будем также забывать, что этот фильм внес большой вклад в развитие азиатского кино, мало известного в то время во Франции и остальной Европе, являясь отражением невыносимого положения женщин во многих странах. Имоу – один из тех, кто придал кинематографическому искусству своей страны настоящее благородство.
60-70-е годы были по-настоящему золотыми десятилетиями для японского кино, наполненными экспериментами и бунтарским духом. Сэйдзюн Судзуки был одним из ярчайших представителей той эпохи. Его фильмы способным визуально ошеломить самым нетрадиционным способом, соответствующим личности его создателя.
«Рожденный убивать» – радикальный фильм о якудза, наполненный абсурдом, юмором и запредельным экшеном. Многие кадры тут скорее выглядят как коллажи или сюрреалистические сны. Судзуки использует широкий спектр кинематографических приемов, его ракурсы и композиция кадров напоминают немецкий экспрессионизм, крупные планы кажутся пародией на «нуар».
Лим Гвон-тхэк – один из самых плодовитых азиатских режиссеров, однако он остается одним из наименее признанных. Его приз за режиссуру в 2002 году в Каннах за «Штрихи огня», кажется, пророчил автору лучшее будущее, но этот фильм стал его самым большим успехом. Но и сам он не спешил раскрывать свои работы широкой публике. Его прошлое как коммунистического активиста в период расцвета диктатуры в Корее обязывало создавать популистские заказные фильмы. Только когда страна разделилась, правительство использовало всю свою мощь, чтобы сделать свой кинематограф завоевательным.
«Сопендже» объединяет в себе ряд навязчивых идей самого режиссера: от желания отдать дань уважения традиционной культуре полуострова (в частности, пхансори – жанру народной корейской музыки, который нередко называют «корейской оперой») до фиксации настоящего искусства жизни. Цель помимо возрождения забытой части истории состоит в том, чтобы заставить нас почувствовать боль, которую испытывают те, кто пытается ее сохранить. В рассказе чередуются моменты полного изобилия и рассеянные чувства великой меланхолии. Именно это чередование придает фильму эмоциональную силу и благородство.
Акира Куросава погружает нас в сердце Японии XVI века, вдохновленный шекспировским «Королем Лиром», чтобы рассказать историю о всемогущем правителе. Как и в случае с «Паучьим замком», режиссер адаптирует английского драматурга, и мы снова находим темы человеческого разрушительного безумия, жажды власти и идиотизма человеческой природы, готовой уничтожить все наследие. Постепенно он освещает путь, по которому эта семейная династия скатится к насилию, хаосу и войне, и раскрывает весь драматизм истории.
Конечно же, первое, что поражает в «Ране», – его визуальное великолепие. Результат является прямым следствием кропотливой работы, проделанной Куросавой. Как талантливый художник, он выводит цвет на первый план в галлюцинаторной манере, создавая настоящую красочную хореографию, каждая армия имеет свой собственный код, а каждая декорация или костюм тщательно встроены в композицию кадров.