Студийные боссы и авторитетные продюсеры любят рассказывать о таких проектах, на работу в которых выстраиваются очереди из сценаристов, режиссеров и актеров
Майкл Корлеоне
На самом деле за роль Майкла Корлеоне в «Крестном отце» Френсиса Форда Копполы случилась вполне себе ощутимая битва, вот только ее сторонами были постановщик, требующий в картину лучших актеров, и студия, стремящаяся сэкономить каждый доллар. Коппола настаивал на подписании Джека Николсона или Мартина Шина, но на них бюджета не хватало, да и сами актеры не стремились связать с себя с проектом. Аль Пачино в итоге был предложен как компромиссный вариант, причем за него поручился отказавшийся Николсон, сказавший, что «индейцев в кино должны играть индейцы, а итальянцев – итальянцы». Любопытно, что и Пачино не пылал особым желанием влиться в семью Корлеоне: «Я не хотел играть в фильме, потому что не понимал, что происходит между режиссером и студией, но Коппола заразил меня своим энтузиазмом, и я согласился».
Джон Маклейн
Герой Брюса Уиллиса в «Крепком орешке» совершенно справедливо жаловался на то, что нормальные люди в канун Рождества сидят дома за праздничным столом с семьей, а он вынужден босой и в майке лезть по тесной вентиляционной трубе, спасать заложников. Вот и звездам первой величины не хотелось связываться с проектом, в котором главному герою доставались одни только удары, тычки и пинки. В списке приглашенных на роль Джона МакЛейна числились Берт Рейнольдс, Харрисон Форд, Сильвестр Сталлоне, Ричард Гир, Дон Джонсон и Арнольд Шварценеггер, а первоначально проект вообще писался под Фрэнка Синатру. Уиллиса же никто не воспринимал всерьез, однако именно он сделал образ полицейского, оказавшегося «не в том месте не в то время», культовым.
Вивиан
То, каким образом Гарри Маршалл отбирал исполнительницу на роль Вивиан в свою «Красотку», больше всего напоминает реальный выбор эскорт-услуг по каталогу – так и хочется добавить: «Можно всех посмотреть?!» Сам Маршалл хотел снимать Карен Аллен, но получил от нее отказ. Молли Рингуолд не захотела играть проститутку, Вайнона Райдер и Дженнифер Коннели показались постановщику слишком юными, а Мег Райан была занята на другом проекте. По той же причине выпала из ансамбля Дайан Лейн, уже прошедшая пробы. Мишель Пфайффер не понравился тон сценария, а Дэрил Ханна увидела в проекте сексизм и унижение женщины. По разным причинам отказались от съемок Шэрон Стоун, Мелани Гриффит, Дженнифер Джейсон Ли, Сара Джессика Паркер и Ким Бейсингер. Пришлось звать совсем неопытную Джулию Робертс, которую фильм, как известно, сделал суперзвездой.
Кларисса Старлинг
Если Томас Харрис писал свою книгу «Молчание ягнят», держа в голове Джоди Фостер в образе Клариссы Старлинг, то режиссер Джонатан Демме «заглядывался» совсем на других актрис. Список предпочтений постановщика возглавляли Мег Райан и Мишель Пфайффер, но обе предложение отвергли, сославшись на слишком жесткую тематику и вызывающие отношения между молодой агентессой и людоедом-психопатом. Запасным вариантом Демме была относительно неизвестная в то время Лора Дерн, но здесь уже студия встала на защиту своего проекта и настояла на приглашении Фостер, пообещав профинансировать ее контракт дополнительными инвестициями.
Патрик Бэйтман
Слухи связывают с «Американским психопатом» Мэри Хэррон сразу несколько звезд – на ранних этапах с проектом были связаны имена Джонни Деппа, Джонни Ли Миллера и Эдварда Нортона, но в их случае переговоры, видимо, завершились, не начавшись. А вот два других актера едва не примерили на себя костюм Патрика Бэйтмана. Билли Крудап дал предварительно согласие сыграть в картине, но затем изменил свою позицию и отказался подписывать контракт, после того как прочитал сценарий полностью. А вот Леонардо Ди Каприо финал скрипта не смутил, но актер находился на распутье и в итоге сделал выбор в пользу другой картины. «Психопат» от этого только выиграл – гонорар Ди Каприо просто «съедал» весь бюджет.
Арагорн и Гэндальф
Сегодня сложно себе представить, что Питер Джексон потратил немало нервов, прежде чем сколотил «команду мечты» из актеров, готовых посвятить себя долгому походу в Средиземье. Особенно серьезные проблемы возникли при поиске экранных Гэндальфа и Арагорна. В образе будущего Короля Джексон видел Николаса Кейджа, Рассела Кроу или Дэниела Дэй-Льюиса, но от каждого был получен отказ: Кейдж не планировал долгосрочный контракт, рассчитывая больше времени проводить дома с семьей, у Кроу был обязательства, связанные с одним из предыдущих проектов, а Дэй-Льюис посчитал проект несерьезным. В итоге меч пришлось передать Вигго Мортенсену, и эта роль сделала его звездой. Что же до Гэндальфа, то New Line Cinema была готова озолотить Шона Коннери (ему предлагалось 15% сборов фильма), но тот не удостоил студию ответом, а Кристофер Пламмер предпочел реальность сказке, сославшись на преклонный возраст.
Ной Кэлхаун
Любой актер, прежде чем подписать контракт, тщательно изучит, что ему предстоит играть, и чем большие метаморфозы, чем выше рост или глубже падение героя, тем образ интереснее, а работа привлекательнее. Ной Кэлхаун из «Дневника памяти» – полная противоположность желанного персонажа, он как в начале фильма тихонько любит блондинку, так и в конце фильма тихонько любит блондинку, никаких потрясений, никаких изменений. Неудивительно, что от предложения сыграть Ноя отказался добрый десяток актеров, а режиссер Ник Кассаветис даже предлагал автору романа Николасу Спарксу для фильма как-то изменить линию героя. Однако, прежде чем писатель взялся за карандаш, Кассаветис встретился с Райаном Гослингом и убедил того принять в фильме участие.
Эннис и Джек
Не составляет большого труда догадаться, что подобрать исполнителей на ведущие роли в драме «Горбатая гора» было крайне сложно – даже в толерантном Голливуде при словах «гей-вестерн» у многих актеров случался ступор, даже авторитет постановщика Энга Ли не действовал. Тем не менее на каком-то этапе продюсеры едва не подписали в фильм Мэтта Дэймона и Марка Уолберга. Дэймон отказался со свойственным ему юмором: «Я только что сыграл гея в “Талантливом мистере Рипли” и ковбоя в “Неукротимых сердцах”, дайте мне перерыв, и годика через два я готов буду сыграть гея-ковбоя». Уолберг же был прямолинеен: «Я прочитал 15 страниц сценария и был изрядно испуган, я просто не видел себя в этой истории и не хотел видеть». Оба актера пожелали Ли удачи и впоследствии всячески выражали уважение проекту, никогда, впрочем, не жалея о своем неучастии.
Белла Свон
Хотя книга Стефани Майер «Сумерки» и до выхода на экраны одноименного фильма была бестселлером, далеко не всем хотелось связывать себя с откровенно поверхностной историей любовного треугольника вампира, оборотня и обычной девушки. От роли Беллы отказались Эмми Россум, Эмили Браунинг и Фрэнсис Бин Кобейн, причем первая довольно прямолинейно отозвалась о сценарии фильма, назвав его «преступно плохим». Что ж, возможно, это было верным решением – скрипт хромает на обе ноги во всей франшизе, – но популярности Кристен Стюарт, пусть и неоднозначной, все перечисленные актрисы достигнуть так и не смогли.
Кристиан и Анастейша
Казалось бы, вызывающе сексуальные образы актеров должны прельщать – разве это не кратчайший путь к сердцам зрителей? – но найти исполнителей на главные роли в «Пятьдесят оттенков серого» оказалось задачей не из легких. Одно дело эпатировать в эпизоде, сцене или даже целом фильме, но здесь подписаться следовало сразу на трилогию, причем весьма фривольного содержания. Считайте кастинг на роль Кристиана Грея тестом на смелость – от роли по самым разным причинам отказались Роберт Паттинсон и Райан Гослинг, Чарли Ханнэм и Гарретт Хедлунд, Тео Джеймс и Александр Скарсгард, Скотт Иствуд и Франсуа Арно. И это еще не все рассмотренные кандидаты. Играть мисс Стил, впрочем, тоже очередь не выстраивалась – прежде чем роль приняла Дакота Джонсон, от не отказались Эмма Уотсон, Хлоя Бриджес и Люси Хейл.