Рассказываем о главных событиях киноиндустрии прошедшей недели.
Как Голливуд полюбил Юру Борисова
В то время как драматическая комедия Шона Бэйкера «Анора» с Юрой Борисовым и Марком Эдельштейном показала скромные результаты в отечественном прокате, заграничная публика приняла картину гораздо теплее и не устает петь ей дифирамбы. «Золотая ветвь» Каннского фестиваля, $22 миллиона в мировом прокате при небольшом бюджете в $6 миллионов и многочисленная восторженная пресса, которая за несколько недель сделала из исполнительницы главной роли Майки Мэдисон и двух русских актеров настоящих звезд. Когда немного поутихли страсти о «русском Тимоти Шаламе» Эдельштейне, американцы обратили внимание на более скромного и тихого Борисова, который (спойлер!) на самом деле становится неожиданным «принцем» для растерянной стриптизерши из Бруклина.
В последние недели американская пресса не сбавляет обороты. Борисова называют «неожиданным похитителем сердец», «известным гопником из России» и с удовольствием обсуждают, как Юра помогал Майки Мэдисон на съемках и оберегал ее. В общем, за рубежом классическое амплуа Борисова как «простого парня с большим сердцем» приняли с такой же готовностью, как и в России. Многочисленные публикации в прессе — не жест доброй воли. Американский прокатчик «Аноры» готовит режиссера и актеров к наградному сезону и всерьез настроен получить для Борисова номинацию на «Оскар» в категории «лучший актер второго плана».
И план действительно работает! Российского актера уже номинировали на награду «Готэм» и премию кинокритиков Astra наравне, например, с Дензелом Вашингтоном и Кираном Калкиным. И это только начало. По-настоящему стоящие номинации будут объявлены позже, но журналисты уже вовсю делают предсказания на «Оскар», куда включают и «Анору», и Борисова. В последний раз русского актера номинировали на премию американской киноакадемии в 1977 году. Это был Михаил Барышников в фильме «Поворотный пункт». Если Борисову удастся пробиться в номинанты самой престижной кинопремии мира, случится действительно историческое событие, особенно в актуальном контексте.
Доставайте таро: гадаем на «Оскар» 2025
Однако номинация русского актера — это лишь одна из многих интриг будущего наградного сезона с кульминацией на 97-й церемонии «Оскар», которая пройдет третьего марта. Прокатчики пачками выпускают фильмы в ноябре и декабре, чтобы попасть под критерии отбора академии и успеть провести хоть какую-то оскаровскую кампанию по привлечению внимания голосующих академиков. Такими «темными» лошадками могут оказаться, например, «Бруталист» Брэйди Корбета, «Никому не известный» Джеймса Мэнголда с Тимоти Шаламе в роли Бобби Дилана и долгожданный «Носферату» Роберта Эггерса. Релизы потенциально могут нарушить баланс сил. При этом большинству критиков картины уже предусмотрительно показали, поэтому они активно включают в свои предсказания релизы, запланированные на конец года.
Так, в главной категории «лучший фильм» уже сформировался крепкий костяк претендентов: «Анора», «Дюна: Часть вторая» Дени Вильнева, «Эмилия Перес» Жака Одиара, «Конклав» Эдварда Бергера, сиквел «Гладиатора» Ридли Скотта, «Злая» Джона М. Чу, «Синг Синг» Грэга Кведара, «Настоящая боль» Джесси Айзенберга. При этом режиссерскую номинацию пророчат Вильневу, Одиару, Чу, Бейкеру и в зависимости от пристрастий критиков — Ридли Скотту, Бергеру или Рамель Россу за «Мальчиков из "Никеля"». Вообще чаще всего в большинстве категорий мелькают «Анора», «Конклав», «Злая», «Бруталист», «Эмилия Перес», «Настоящая боль» и «Никому не известный», который все больше критиков считают серьезным претендентом на «Оскар». Номинанты на премию будут объявлены 17 января.
ИИ все-таки украл работы известных сценаристов
Помните, как в прошлом году тысячи голливудских сценаристов протестовали против произвола студий и требовали повышения оплаты труда и запрета использования их работ для тренировки искусственного интеллекта (ИИ)? Все закончилось на более или менее позитивной ноте: Гильдия сценаристов и студии подписали новое соглашение, согласно которому последние не имели права использовать сценарии, написанные людьми, для тренировки ИИ. Однако все оказалось не так-то просто. Хитрые техкомпании все равно нашли обходной путь, чтобы по-тихому «скармливать» сценарии машине без разрешения правообладателя.
Журнал The Atlantic выяснил, что как минимум 139 тысяч сценариев для ТВ и кино были использованы для тренировки ИИ. И речь идет не о каких-то неизвестных или совсем старых работах, а о сценариях, например, Райана Мерфи (346 штук), Шонды Раймс (508) и создателя «Симпсонов» и «Футурамы» Мэтта Гроенинга. При этом слиты были не сами сценарии, а субтитры к ним из открытого источника OpenSubtitles.org, где расположены субтитры к сериалам и фильмам. Проверить, слили ваш сценарий или нет, можно очень просто, чем и занимались всю неделю опешившие от наглости капиталистов сценаристы.
Как утверждает издание, «украденные» работы использовались для тренировки, в частности, разработок Apple, Meta, Nvidia, Anthropic и Bloomberg. При этом вопрос о том, насколько это законно и соответствует авторскому праву, остается открытым. Технологические гиганты считают подобную практику вполне безобидной и вообще стараются на всякий случай не раскрывать методы тренировки своих ИИ. В то же время вполне возможно, что субтитры являются производной основной интеллектуальной собственности, то есть сценариев, и их использование без спроса уже считается нарушением авторского права. С одной стороны, было бы хорошо призвать международные корпорации к ответу. С другой — сколько подобных «краж» прошло незамеченными… И, может, этот процесс уже не остановить.
Юру Борисова люблю прежде всего за фильм "Кто‑нибудь видел мою девчонку?", смотрела под настроение раза три. он там классный, и хорош в дуэте с Искаковой, рекомендасьон