"Тачки 2" дадут сто очков вперед большинству других мультфильмов, но писксаровские тачки и вся их Вселенная не находят такого отклика в сердцах зрителей и не внушают такой любви к себе, как игрушки, монстры, рыбы-клоуны и пенсионеры-мечтатели из других фильмов компании.
Закадычный друг суперзвезды гонок Молнии МакКуина эвакуатор Мэтр лестью убеждает его принять участие в Мировом Гран-При, турнире, состоящем из трех гонок, которые должны пройти в Японии, Италии и Англии. Однако британские шпионы Финн МакМисл и Холли ДеЛюкс по ошибке принимают Мэтра за агента американской разведки и вовлекают его в охоту за камерой, обладающей таинственными возможностями.
В полном соответствии с традициями Pixar "Тачки 2" начинаются с короткометражки. В "Гавайских каникулах" мы снова встречаемся с персонажами «Истории игрушек» /Toy Story/ (1995): Кен и Барби не попадают на летние каникулы вместе с Бонни, зато оказываются в тропическом раю, где и случается первый поцелуй влюбленных кукол. Это Pixar на пике формы: сильная завязка, полная юмора, талантливые съемки, прекрасные характерные сцены (эпизод, в котором мистер Колючка прослушивается у инопланетян, просто гениален), остроумие и эмоции, а в качестве десерта – прекрасный финал уже после завершающих титров.
Это напоминание о том, как высоко поднял свою планку Pixar, отнюдь не облегчает жизнь "Тачкам 2". Один из наиболее критикуемых- на "Томатометре" сайта Rotten Tomatoes он в настоящее время имеет 74% – и наименее кассовых фильмов студии (в мировом прокате он собрал 462 миллиона долларов, так что все в жизни относительно…) перешел в ранг франшиз благодаря нескольким короткометражкам и хорошим продажам сопутствующих товаров. Первые «Тачки» /Cars/ (2006) были одним из тех редких фильмов для детей, в котором предлагалось чуть-чуть притормозить и немного расслабиться. На сей раз все наоборот: гоночный автомобиль Молния МакКуин и туповатый эвакуатор Мэтр не только принимают участие в колесящих по всему миру гонках Гран-При, но и оказываются в стильном шпионском фильме середины 60-х годов. Две сюжетные линии до конца остаются не связанными между собой, однако элегантных шпионов, визуальной мешанины и комедийных ходов вполне достаточно, чтобы хорошо развлечься.
В Pixar всегда были без ума от поп-культуры 60-х (вспомните хотя бы ретро-акссесуары в «Суперсемейке» /Incredibles, The/ (2004) или «ВАЛЛ-И» /WALL-E/ (2008), который в восторге от "Хеллоу, Долли"), и "Тачки 2" буквально пронизаны этим обожанием. От примитивных, но накрепко забивающихся в голову гитарных риффов Майкла Джаккино в исполнении Финна МакМисла и преклонения перед всяческими техническими прибамбасами, до шифрованных приветствий секретных агентов, весь фильм – это признание в любви не только агенту 007, но и его американским аналогам типа "Человека от Д.Я.Д.И." или «Напряги извилины» /Get Smart/ (2008). В потрясающей завязке Финн МакМисл (которого в оригинале, на минуточку, озвучивает Майкл Кейн), "Астон-Мартин", напичканный всяческим вооружением от Департамента Q, проникает на нефтяную платформу, принадлежащую злодеям, а его побег оттуда напоминает всем, кто об этом забыл, что по части действия Pixar может дать фору любому. Лучше всего "Тачки 2" смотрятся именно в экшн-сценах, будь то ночная гонка в Токио или суматоха на взлетно-посадочной полосе, устроенная самолетом-разведчиком.
А вот там, где нет действия, нет неожиданных поворотов сюжета или характерных номеров, на которых специализируется Pixar, фильм провисает. Сюжет настолько запутан, что это само по себе приводит в восхищение: все гоняются за камерой, способной генерировать электромагнитные импульсы, разрушающие машины прямо в ходе гонки. Однако сюрпризов в нем по большому счету нет. В фильме масса новых персонажей, но, за исключением парочки британских шпионов (МакМисл и Холли ДеЛюкс), русского гоночного автомобиля, символизирующего Виталия Петрова (и озвученного Виталием Петровым), да демонического Франческо Бернулли из "Формулы 1", они мало запоминаются.
Вдобавок ко всему, трудно припомнить пиксаровский фильм, в котором бы столько говорили, однако эти диалоги вряд ли можно назвать "искрометными" или "блестящими". Темы шуток довольно примитивны: культурные различия, сверхэмоциональные итальянцы да гэги насчет право- и левостороннего движения. Поводом для особо бурного веселья становится то, что васаби принимают за мороженое. Динамика развития отношений между МакКуином и Мэтром слишком упрощена, а мораль в сцене, когда МакКуин просит своего неуклюжего приятеля поменять обличие, чтобы лучше приспособится к большому миру, какая-то чересчур правильная. Для детей, конечно, то, что нужно, но и не более того, а это вообще-то нехарактерно для фильмов Pixar.
Как и всегда, в фильме множество восхитительных, не бросающихся в глаза мелочей (обратите снимание, как грязь из-под колес мчащихся автомобилей забрызгивает объектив камеры), любовно поставленных уличных сценок и вдохновенных визуальных каламбуров. И все-таки ему не хватает драйва и волшебства. Истинным мерилом различия между "Тачками 2" и вершинами творчества Pixar служат песни. Те, что Рэнди Ньюмэн написал для "Историй игрушек", изящны, искренни и очаровательны, а вот мелодии кантри-звезды Брэда Пэйсли легко слушаются, но так же легко и забываются.
В русской версии героев озвучивали: Молния Макуин – Дмитрий Харатьян, Мэтр – Сергей Кузнецов, Финн МакМисл – Леонид Каневский, Холли ДеЛюкс – Жанна Фриске, Сэр Майлс Карданвал – Леонид Ярмольник, Салли – Алика Смехова.