Пятый фильм – серьезное достижение для любой франшизы. Ксеноморфы шли к пятой ленте 33 года, Терминатор – 31 год, Джон МакКлейн – 25 лет, а вот Финли Шепард умудрился выполнить «пятилетку» в срок. Кто это – спросите вы?
О студии The Asylum долгое время принято было отзываться исключительно в уничижительных тонах – ее основатели действовали как самые настоящие разбойники. С 2005 года компания промышляла тем, что снимала так называемые «мокбастеры», фильмы, названия которых похожи на названия крупнобюджетных голливудских постановок, но снятые за крошечные деньги бесталанными авторами в картонных декорациях и с минимумом спецэффектов. На волне интереса к громкому релизу Asylum удавалось ввести зрителей в заблуждение и продать свое кино – невнимательным любителям кино в разные годы вместо «Кинг Конга», «Кода да Винчи», «Трансформеров» и «Президента Линкольна: Охотник на вампиров» доставались «Кинг Конг затерянного мира», «Сокровище да Винчи», «Трансморферы» и «Авраам Линкольн против зомби» соответственно. Один из сооснователей компании, режиссер Дэвид Майкл Лэтт, объяснял такую «хитрость» желанием показать свое кино как можно большему числу людей: «Не вижу ничего особенного в таком подходе. Про гигантских роботов снимается много фильмов, кто-то свой называет “Война роботов”, а мой называется “Трансморферы”. Что вас смущает?»
Одними только «отшвеженными» копиями, впрочем, сыт не будешь, The Asylum снимала и «оригинальные» картины, правда, основаны они тоже были на известных клише или старых сюжетах. В 2010 году, например, вышел «Титаник 2», в 2012-м – «Восстание зомби», а в 2014-м – «Бермудские щупальца» – несложно догадаться о содержании и примерном уровне подобных произведений. Свои поклонники, пусть и скромные числом, у всего этого находились, но самая большая армия фанатов «тащилась» от серии картин про Мега-акулу, первая из которых вышла еще в 2009-м. Кино это было простое и незатейливое, рассчитанное на зрителя, ищущего очевидных и непритязательных эмоций, – герои в этой франшизе оказывались втянуты в разборки различных огромных фантастических тварей, аналогично японской Годзилле, вечно находящей приключения на свой чешуйчатый хвост.
Когда гигантских хищников авторы, казалось бы, затерли до дыр, и возникла идея с «Акульим торнадо» – морских убийц решено было столкнуть не с осьминогами и крокодилами, а с разрушительным природным явлением. Сюжет первого фильма разворачивался у побережья Калифорнии, где участившиеся из-за глобального потепления смерчи обрели такую силу, что стали вытягивать из воды акул и забрасывать их на сушу, где хищники, конечно же, начали жрать людей. Жители Лос-Анджелеса, в свою очередь, дают тварям отпор подручными средствами, оружием, взрывчаткой и – слава Эшу! – бензопилами. Вроде бы ничего выходящего за пределы асилумовской обыденности, но «Торнадо» упало в благодатную почву…
Премьерный показ фильма на канале SyFy не произвел ни малейшего впечатления на публику, его рейтинги были даже скромнее отдельных эпизодов популярных сериалов, но наутро после показа Интернет взорвался обсуждением картины с жаром, неожиданным даже для авторов. Почему-то фильм так впечатлил как поклонников «трэша», так и серьезных фильммейкеров, что высказаться о нем посчитали необходимым десятки тысяч человек. В Твиттере «Акулий торнадо» стал темой номер один, так или иначе о ленте высказались Дэймон Линделоф, Уилл Уитон и Оливия Уайлд. Волна интереса к фильму заставила канал устроить повторный показ, аудитория которого выросла на треть по сравнению с премьерой. Третий показ, прошедший некоторое время спустя, и вовсе установил рекорд для оригинальных картин, вышедших на SyFy. Ничем не примечательный фильм оказался вдруг в самом центре внимания.
Впечатлительных американцев даже пришлось успокаивать: все показанное в фильме – выдумка, доктора наук и специалисты по климату выступали в популярных телепрограммах и объясняли: нет, смерч не способен затянуть из моря акулу; нет, ураганы в Южной Калифорнии – большая редкость; нет, потепление не вызовет рост числа и увеличение мощности торнадо. Но разве это когда-нибудь действовало? Лента стала суперхитом, а занятые в ней актеры – известные ранее по «Американскому пирогу» Тара Рид и по «Беверли-Хиллз 90210» Йен Зиринг – обрели вполне звездный статус. Но что наиболее любопытно, «Торнадо» тепло приняли критики, и хотя каждый в рецензии написал оправдательно-дежурное «это так плохо, что уже хорошо», фильм получил высокие оценки, что вдохнуло в The Asylum новые силы.
И без того скорые на подъем продюсеры студии устремились вперед, сиквел было решено выпускать уже через год. И вот тут нужно отдать должное продюсеру Дэвиду Майклу Лэтту и режиссеру Энтони Ферранте – они не стали изобретать велосипед, а пошли на поводу у своих зрителей, желавших простого повторения аттракциона с теми же героями, но в новых локациях. Сюжет авторы почерпнули на одном из интернет-форумов, где обсуждали оригинальный фильм: после событий первой части главная героиня пишет книгу воспоминаний, едет ее презентовать в Нью-Йорк и там попадает в новое акулье торнадо, уже на восточном побережье. Наивнее не придумаешь, но простота снова сработала – зрителей у второго фильма прибавилось, а обсуждения в Интернете вышли на новый уровень при поддержке и непосредственном участии авторов фильма.
Так называемый фидбэк (диалог со зрителем) и оперативность принятия решений вообще стали визитной карточкой франшизы – авторы «Акульего торнадо» с удовольствием принимали отзывы и рекомендации, а также стремились предугадать чаяния поклонников. С подачи фанатов, например, новые фильмы меняют локации, в угоду зрителю в новые фильмы приглашают известных актеров: в третьем фильме к Рид и Зирингу присоединились Дэвид Хассельхоф и Бо Дерек, каст четвертой картины пополнил Гари Бьюзи, а пятая лента может похвастать участием Дольфа Лундгрена и Оливии Ньютон-Джон – неплохо для фильма, который серьезно не воспринимали даже авторы. Больше того, в 2015 году в третьей части франшизы в кадре мог появиться Дональд Трамп – ему была уготована роль Президента США, но политик и бизнесмен в тот момент как раз выдвинулся в президенты «в реале» и не смог выкроить время на съемки.
Любопытно и то, как авторы серии работают с публикой. Лучший пример доверия зрителю – голосование, которое студия устроила по итогам концовки третьего фильма: после открытого финала поклонникам было предложено выбрать сюжетное направление для четвертой части в зависимости от того, осталась ли Эйприл в живых или погибла. Понятно, что зрители «оживили» полюбившуюся героиню, но сам факт такого общения располагает, согласитесь? И это не единственный случай формирования «акульей повестки» через социальные сети – финал новой, пятой части дает широчайшие возможности для развития сюжета (спойлер, акулы теперь путешествуют во времени), и уже сегодня авторы фильмов живо интересуются, каким себе представляют продолжение самые преданные фанаты. Чем не повод для подражания?
О финансовой стороне вопроса в случае с «Акульим торнадо» говорить сложно – эти картины не имеют кинотеатрального проката, а следовательно, их вероятные сборы трудно предсказать. Но можно уверенно говорить о том, что студия The Asylum на франшизе заработать смогла, стоимость акций компании с момента выхода на экраны первого фильма существенно выросла. Как выросли и гонорары актеров – за съемки в пятом фильме Йен Зиринг получил полмиллиона долларов, а это, между прочим, больше, чем получила Галь Гадот за главную роль в «Чудо-женщине»! И кто здесь в таком случае снимает «шлак»?
Наверное, повторить успех одного фильма из серии «Акулий торнадо» в будущем окажется несложно – всего-то нужно нащупать привлекательную для большой аудитории тему, снять удалое и энергичное кино и умело пропиарить его в Интернете. Может быть, этот трюк удастся повторить дважды. Но пять фильмов о летающих акулах, которые зрители продолжают смотреть, обсуждать и рекомендовать знакомым, – это, безусловно, феномен, в фундаменте которого лежит чутье, интуиция и желание работать там, где конкуренты пасуют, – в ядовитой среде Интернета. Создатели «Торнадо» пока не объявили о запуске в производство шестой части, но нет причин сомневаться в том, что акулы снова взлетят. Ведь в какой-то степени эта франшиза – метафора существования The Asylum: даже в окружении зубастых конкурентов энтузиасты со скромными бюджетами, посредственными актерами, не особенно изысканными сценаристами и невыдающимися режиссерами как-то выживают. И на каждую акулу у них найдется бензопила, даже на такую плохо прорисованную, как в «Акульем торнадо».