Предсказуемо провальный сиквел советско-азербайджанской картины 30-летней давности с сумбурным сценарием и престарелыми главными героями
Независимый Азербайджан 1919 года. Политический противник организует похищение дочери видного национального поэта и депутата парламента Теймура (Полад Бюльбюль-оглы), чтобы отвлечь его внимание от готовящегося в стране переворота. Мужчина и в самом деле бросает все свои дела и устремляется на поиски бандитов. Понимая, что в одиночку он с похитителями не справится, Теймур просит о помощи старых друзей – тренера по карате Сан Саныча (Лев Дуров) и наездника-джигита Рустама (Мухтарбек Кантемиров). Тем временем у украденной девушки (Кристина Гюлалиева) завязывается роман с сыном заказчика похищения (Эльдар Касимов).
Нынешнему поколению зрителей Юлий Гусман в основном известен как постоянный член жюри КВН. Однако он не всегда жил в Москве и не всегда «торговал лицом» на телевидении. Родился Гусман в Баку, и в 1970-х и 1980-х он работал режиссером на киностудии «Азербайджанфильм». Там в 1981 году Гусман выпустил свою самую известную картину – музыкально-приключенческую историческую комедию «Не бойся, я с тобой», в которой двое циркачей помогали бедному артисту украсть его возлюбленную, обещанную неприглядному отпрыску богатой семьи. Картина была битком набита музыкой и песнями игравшего главную роль азербайджанского поп-кумира Полада Бюльбюль-оглы, но для тогдашних зрителей важнее было то, что в фильме демонстрировалось карате, исключительно редкий гость на советских экранах. Откуда карате в дореволюционном Азербайджане? Герой Льва Дурова был бывшим моряком, побывавшим в Японии и освоившим восточные единоборства. Впрочем, фильм был снят в ироническим тоне, и о таких деталях публика особенно не задумывалась.
Тридцать лет спустя дожившие до 2010-х создатели «Не бойся, я с тобой» вновь собрались вместе и сняли в Баку сиквел. Который предсказуемо не удался. По той простой причине, что нельзя строить боевик – пусть даже комический – вокруг актеров, из которых, откровенно говоря, сыпется песок. 80-летний (на время съемок) Лев Дуров выглядит особенно плохо – ему явно трудно даже стоять и двигаться, не то что изображать мастера карате. На которого он не больно-то тянул и в первом фильме. Поэтому режиссеру пришлось вынести геройства Сан Саныча за кадр (вот он встает в боевую стойку – а вот все враги уже повержены), и это начисто лишает смысла его появление в картине. Кому нужен экшен-герой, который не дерется на экране?
Схоже «геройствует» и персонаж Бюльбюль-оглы. Кроме того, посол Азербайджана в России еще и ужасный актер, и от того, как он фальшивит при произнесении своих реплик, хочется плакать и кричать: «Не верю, что у него украли дочь!» В отличие от коллег, Мухтарбек Кантемиров, знаменитый осетинский циркач и каскадер, еще может кое-что показать и на коне, и с саблей, но это «кое-что» из серии «А дедушка еще ничего!», а не «Ух ты, какой крутой трюк!».
Наиболее логичным сценарным решением в такой ситуации было бы свести участие ветеранов к продолжительным камео и сосредоточиться на молодых персонажах. Отчасти фильм так и поступает, но он отказывается полностью передавать эстафету молодежи, и герои первой ленты чуть ли не чаи гоняют на экране, убивая время в пустых разговорах и сценах, не продвигающих сюжет. Так, троица проводит массу времени в обществе странствующих циркачей, но эти фрагменты примечательны лишь бородатым еврейским юмором (владельцы цирка – выходцы из Одессы) и тем, что в финале дрессировщик в исполнении Эдгарда Запашного натравляет на злодеев тигрицу. Мягко говоря, не самая эффектная сцена, но с поганой овцы…
А что же молодые герои? С ними тоже швах. Как и в первой ленте, в «1919» три основных положительных героя, но они не дружат и даже толком не сотрудничают. Кроме того, режиссер странно с ними обращается. Шофер Теймура по имени Чони (актер Театра на Таганке Тимур Бадалбейли) геройствует больше всех в фильме и лучше всех владеет карате, но он исчезает из сюжета перед кульминацией и не участвует в развязке. Сын Теймура (Заур Шафиев) слегка геройствует и участвует в развязке, но в основном просто помогает отцу и явно оттесняется на второй план. Наконец, сын заказчика похищения Фархад вовсе не геройствует и ведет себя как слабак и нюня. Но так как он неплохо поет и играет на домбре (Эльдар Гасымов – победитель Евровидения 2011 года), то он покоряет сердце главной героини. Классики жанра в этом месте плачут горючими слезами – ясно же, что романтическим героем должен быть тот, кто спасает девушку, а не тот, кто держит ее в заключении, пока другие рискуют ради нее жизнью.
Единственным спасением картины оказываются колоритные злодеи. Если фильм и стоит смотреть, то ради смешных Бахрама Багирзаде (бывший участник команды КВН «Парни из Баку») в роли политического махинатора и Михаила Ефремова в роли продажного полицмейстера. Есть пара забавных сцен и у Игоря Золотовицкого, который изображает главаря похитителей. Все это, конечно, здорово, но согласитесь, что в удачной комедии хороши должны быть не только негодяи. А если лента претендует еще и на звание «приключенческой», то она не может обойтись двумя сравнительно эффектными драками (обе с участием Чони) плюс финальная сумбурная куча-мала с участием учеников Сан Саныча. Как минимум ей нужен драйв, которого у «1919» нет. И ей нужен отец, который реагирует на похищение дочери так, как Лиам Нисон в «Заложнице», а не как человек, который потерял любимую шариковую ручку.
А что же музыка? Одна песня из первого фильма и одна песня, которую Бюльбюль-оглы написал для Эльдара Гасымова. Негусто. Зато в «1919» полно азербайджанского патриотизма. Для тех, для кого это важно…