Революции, мятеж, несогласие с системой — все это яркими красками выливается на экранах, создавая подобие маленького поджанра. Такие картины снова и снова позволяют почувствовать себя частью бунта и ощутить необходимый ветер перемен. Так давайте же без лишних слов перейдем к списку фильмов, герои которых нарушают запреты и не боятся выражать свой протест.
Офисный работник (Эдвард Нортон) с огромными мешками под глазами и каталогом IKEA в руке застрял в круговороте удушающей рутины. Его попытки вырваться из лап скуки оборачиваются знакомством с энергичным и немного назойливым торговцем мылом Тайлером Дерденом (Брэд Питт). Спустя время мы видим, как новые приятели набрасываются друг на друга с кулаками. Физическая боль и вылившийся наружу гнев понемногу возвращают клерка к жизни. Вместе они основывают так называемый Бойцовский клуб, где по субботам собираются мужчины и отдаются во власть саморазрушения. Картина Дэвида Финчера — поворотная точка в американском кино и честный портрет общества на рубеже тысячелетий. Сквозь смешение жанров и нарушение всяческих правил режиссёр бросает вызов системе, в которой маскулинность претерпевает кризис, а консьюмеризм нуждается в едкой критике.
В 1999 году человечество познакомилось с еще одним офисным клерком — Томасом Андерсоном, по совместительству хакером по имени Нео (Киану Ривз). Герой встречает таинственного мудреца Морфеуса (Лоренс Фишбёрн), который рассказывает, что все вокруг — компьютерная симуляция. Теперь ему необходимо сделать самый важный выбор в жизни: синяя таблетка — возвращение к бестолковой (и фальшивой) жизни, красная — возможность уничтожить Матрицу и стать Избранным.
Философские вопросы в духе Декарта о том, что на самом деле является реальностью, обволакивают ткань фильма. Для кого-то хит сестер Вачовски — всего лишь стильный боевик с героями в темных очках, но для многих история Нео стала толчком для того, чтобы оглядеться по сторонам и задуматься о собственной жизни. Ведь Матрица — это не столько набор кодов, сколько любая система взглядов, которая может и должна подвергаться сомнению.
В далеком будущем Англия пережила страшную эпидемию, после которой страну охватили беспорядки и впоследствии был установлен неофашистский режим. Анархист и борец за свободу в маске Гая Фокса (Хьюго Уивинг) пытается свергнуть власть диктатуры. В партизанской войне ему помогает Иви Хэммонд (Натали Портман), которая постепенно раскрывает преступления правительства.
Лента Джеймса МакТига — безупречный пример того, во что может превратиться страна, если власть сосредотачивается в руках маленькой верхушки, которая незамедлительно отнимает у граждан все права и свободу. Чтобы подобное не повторилось в жизни, мы должны чаще вспоминать знаменитую фразу из фильма: «Народ не должен бояться своего правительства. Это правительство должно бояться своего народа».
На дворе 1912 год. Прачка Мод Уоттс (Кэрри Маллиган) становится свидетельницей акции суфражисток на улице Лондона. Молодая женщина изначально пугается их воинственности, однако жестокое обращение, преследовавшее ее всю жизнь, в конечном итоге толкает присоединиться к группе мятежниц. Сегодня, в 2021 году, кажется закономерным и вполне обыденным, что женщины имеют право голосовать. Режиссерка Сара Гаврон напоминает, что так было далеко не всегда. Героини, отчаявшись от бессилия, используют понятный для мужчин того времени язык войны — битье окон и пожары: только так они могут обратить на себя внимание общественности и быть наконец услышанными. «Суфражистка», подобно манифесту, заняла почетное место на полке с фильмами о правах человека, завоеванных совсем недавно и столь дорогой ценой.
Еще одно феминистское обращение в нашем списке — драмеди с Кирой Найтли в главной роли. Действие разворачивается все в той же Англии, но уже в 1970 году — именно тогда прошел 20-й ежегодный конкурс красоты «Мисс мира». Мероприятие вошло в историю по двум причинам: во-первых, титул впервые достался темнокожей конкурсантке из Гренады, во-вторых, активистки из «Движения за освобождение женщин» закидали ведущего и зрителей мусором и листовками.
Постановщица Филиппа Лоуторп не стремится начать серьезный разговор о феминизме. Ее работа, наполненная духом сексуальной революции, выглядит забавной и лишенной драматического накала. Впрочем, это не умаляет значимость фильма: ожившие страницы истории — очередная памятка о разрушительной силе патриархата и возможности обрести свободу.
Футуристический город Метрополис разделен на две части: пока внизу трудится рабочий класс, наверху привилегированная прослойка наслаждается благами цивилизации. Сын главного магната влюбляется в незнакомку, которая живет на нижнем уровне. В попытках отыскать девушку герой спускается вниз и приходит в ужас от увиденного: устрашающий Молох съедает людей. С этого момента молодой парень решает разрушить устоявшийся порядок и сразиться со злом лицом к лицу.
Фриц Ланг впервые изобразил на экране город будущего, где элита эксплуатирует народ. Сегодня отголоски «Метрополиса» доходят до нас через тысячу других антиутопических картин, но, пожалуй, именно немецкую ленту можно назвать прародительницей жанра, которая сделала смелый шаг в истории немого кино и в демонстрации несправедливого устройства мира.
1968-й — богатый на протесты год. Миллионы людей выходили на улицы своих городов в надежде изменить мир. Аарон Соркин сосредотачивается на событиях, произошедших в Чикаго, когда молодежные либеральные партии выступали против войны во Вьетнаме. Полицейские прибегают к жестоким действиям, чтобы остановить демонстрацию, из-за чего акция выливается в массовые беспорядки, а семеро лидеров оказываются в зале суда.
Соркин, будучи гениальным сценаристом, не изменяет себе и строит саспенс с помощью долгих диалогов. Здесь судебный процесс столь же захватывающий, как и бунт на улицах города, а красноречивость и громкие речи оказываются лучшим оружием. В конце концов достаточно вспомнить момент, когда герой Эдди Редмэйна засчитывает перед судьей длинный список имен погибших солдат. Не нужно лишних слов, чтобы понять необходимость борьбы и бессмысленность кровопролития.
Завершить экскурсию по фильмам о свободном духе хочется отечественным кино, где, к счастью, тоже можно отыскать крупицы неповиновения. Валерий Тодоровский переносит зрителей в 1950-е — время предвестия оттепели и начало долгожданных перемен. В Москве компания молодых людей закрывает глаза на осуждающие взгляды прохожих, ведь они хотят слушать другую музыку, одеваться так, как им вздумается, и просто наслаждаться жизнью.
Комсомолец Мэлс (Антон Шагин) влюбляется в свободомыслящую солнечную девушку по имени Польза (Оксана Акиньшина) и бросается в омут чувств, примеряя новый образ жизни. Этот яркий мюзикл, подобно символу своеволия, заставляет почувствовать, что жизнь в любой стране может искриться красками, любовью и бесстрашием. Главное, как говорится, верить.