«Мачо и ботан 2» – это зажигательная комедия, а не тяжелая драма. Но даже по ней – равно как и по ее предшественнице «Мачо и ботан» – можно понять, что работа под прикрытием – самое драйвовое и опасное задание, которое только может получить полицейский
Впереди нас ждет несколько весьма мрачных лент, но открывает наш перечень веселая (хотя и не лишенная перестрелок и серьезных сцен) комедия о полицейском детективе, который выдает себя за учителя детсадовской группы, чтобы выследить и арестовать отца одного из ребят, безжалостного торговца наркотиками. Да, Джон Кимбл внедряется не в банду, а в начальную школу. Но любой, кому доводилось заботиться о малышне, согласится, что это ничуть не менее нервное занятие. Особенно для человека, который прежде дела с детьми не имел. Изначально режиссер Айвен Райтман хотел взять на главную роль профессионального комика вроде Дэнни де Вито или Билла Мюррея, но экшен-суперзвезда Арнольд Шварценеггер, ранее снявшийся у Райтмана в «Близнецах», справился ничуть не хуже записных комедиантов.
С финансовой точки зрения «Форсаж» – самый успешный фильм в нашем хит-параде, так как он стал родоначальником киноцикла, уже заработавшего для студии Universal 2,3 миллиарда долларов. Но деньги решают не все, и в художественном плане картина не так сильна, как многие ее конкуренты. К тому же бухгалтерские достижения «Форсажей» – это во многом заслуга недавних сиквелов, где ныне покойный Пол Уокер изображал уже не копа под прикрытием, внедрившегося в мир подпольных автогонок, а полноценного члена международной банды. Так что первый «Форсаж» заслуживает лишь 14-го места – и большого «спасибо» от дальневосточного автомобильного лобби за эффектную пропаганду их «крутых тачек» на традиционно патриотичном американском рынке.
Как далеко может зайти полицейский под прикрытием? Очень далеко – если верить провокационной драме Уильма Фридкина, в которой персонаж Аль Пачино внедряется в тусовку садомазохистских гей-клубов, чтобы найти серийного маньяка, охотящегося на парней нетрадиционной ориентации. Собственно, в первоначальной версии фильма герой зашел настолько далеко, что постановщику пришлось вырезать из картины 40 минут откровенных сцен, чтобы «Разыскивающий» не получил «порнографический» рейтинг. Съемки фильма и его релиз сопровождались многолюдными протестами гей-активистов. Они полагали, что лента раздувает к ним ненависть. С годами, однако, отношение к «Разыскивающему» изменилось, и сейчас он считается неотъемлемой частью сложных отношений Голливуда со скользкими темами. А также оригинальной и атмосферной постановкой на расхожую тему о «ловле на живца».
В Америке немало разных спецслужб, и ни одна из них не любит делиться с конкурентами своими тайнами. Поэтому иногда складываются ситуации вроде той, вокруг которой выстроено действие захватывающей экшен-комедии «Два ствола». В завязке ленты агент наркослужбы и сотрудник военной разведки (Дензел Вашингтон и Марк Уолберг) вместе похищают деньги наркомафии, и каждый из них думает, что его подельник – матерый уголовник! Когда они узнают правду, им приходится объединить усилия, чтобы выбраться из ямы, которую они выкопали для себя вместе со своим коррумпированным начальством. Фильм стал третьей и самой успешной англоязычной работой исландского постановщика Бальтазара Кормакура, продолжающего подтверждать, что американские продюсеры не зря выписали его на «большую землю».
Как выдать себя за злодея, которого другие преступники хорошо знают в лицо? В реальном мире это невозможно, а вот в фантастическом триллере Джона Ву – проще простого. Нужно лишь поймать негодяя и пересадить его лицо агенту ФБР, за годы расследования отлично изучившего своего противника. Радикальный, но действенный план – до того момента, когда злодей приходит в себя и пересаживает себе лицо агента ФБР… В свой первый американский фильм, который он снимал так, как считал нужным, гонконгский мэтр боевиков Джон Ву пригласил Джона Траволту и Николаса Кейджа, и они так ярко сыграли друг друга (оба актера сперва изображают «своего», а затем «чужого» персонажа), что «Без лица» стал и прокатным, и культовым хитом.
Вы думали, мы ограничимся нашими любимыми американскими лентами? Как бы не так – за границами США тоже снимают любопытные и порой необычные картины о существовании под прикрытием. Так, испанский триллер Даниэля Монсона рассказывает о бунте в тюрьме для особо опасных преступников. Когда уголовники захватывают большую часть здания, новый, еще не знакомый заключенным охранник (Альберто Амманн) оказывается «за линией огня», в пустующей камере 211. Понимая, что ему придется туго, если бунтовщики поймут, кто он такой, Хуан выдает себя за заключенного… В 2010 году эта мощная и напряженная постановка собрала 8 премий «Гойя» (испанских «Оскаров»). В частности, призов удостоились продюсеры, режиссер, авторы сценария и Амманн (в категории «лучший мужской дебют»).
Одна из многочисленных жертв несведущих российских переводчиков, «Наркобарон» – это на самом деле «Наркополицейский» (именно так переводится жаргонизм narc). Перевод тем более неудачен, что торговцы наркотиками в фильме лишь второстепенные персонажи. Правда, подозреваемые в убийстве копавшего под них полицейского под прикрытием. Но когда коллега покойного (Джейсон Патрик) проводит расследование, он обнаруживает, что реальная история была совсем иной – и куда более печальной и трагичной, чем героическая смерть во время выполнения служебного долга. Из-за скромного бюджета и продвижения «Наркобарон» в год его выхода был замечен лишь профессионалами и киноманами, но ныне он считается одной из лучших полицейских лент за последние 15 лет.
Западный фильм, полностью посвященный «русской» мафии?! На то канадец Дэвид Кроненберг и выдающийся кинопровокатор, что выбирает неожиданные темы, которые другие постановщики не стали бы затрагивать. И порой он делает это столь мастерски, что, например, звезда «Порока» Вигго Мортенсен был номинирован на «Оскар» за изображение агента ФСБ, который по ходу действия становится «вором в законе» и главой лондонской братвы. Перед этим, правда, Николаю приходится голышом замочить в бане двух чеченцев, которые пришли его убить. Но кто сказал, что в мафиозные лидеры легко пробиться? Интересный факт – умершую в начале картины девушку по имени Татьяна, чей дневник имеет большое значение для сюжета, озвучила Татьяна Маслани, будущая звезда канадского телесериала «Темное дитя».
Когда полицейский изображает преступника и внедряется в криминальную группировку, ему порой бывает трудно предать своих новых друзей. А что если эти друзья не новые, а старые? Именно в такой переплет попадает герой Шона Пенна в криминальной драме Фила Жоану, который проникает в нью-йоркскую ирландскую банду, куда входит его друг детства (Гэри Олдман). В 1990-м на «Состояние исступления» мало кто обратил внимание, так как картина утонула в тени вышедшего на той же неделе шедевра Мартина Скорсезе «Славные парни». Но постепенно стало ясно, что драматичный фильм с участием Пенна, Олдмана, Эда Харриса и Робин Райт невозможно игнорировать. Хотя бы потому, что Олдман сыграл в нем роль, которую он до сих пор называет одним из своих главных творческих достижений.
Когда Роб Коэн снимал «Форсаж», он, в частности, вдохновлялся экшен-хитом Кэтрин Бигелоу, где герой Киану Ривза тоже внедрялся в компанию экстремалов. Но если в «Форсаже» персонажи орудуют лишь на земле, то в «На гребне волны» бандиты еще и серферы и скайдайверы. И движут ими не только примитивные амбиции и жажда наживы, но и философские рассуждения об альтернативном образе жизни. Так что фильм Бигелоу и внешне эффектнее, и психологически глубже, чем постановка Коэна. И звезды в нем привлекательнее – Ривз и Патрик Суэйзи. Хотя Бигелоу справедливо считается постановщицей «мужского» кино, чьи картины ничуть не уступают творениям режиссеров сильного пола, ее женский взгляд все же налицо…
Для западных критиков и киноманов одна из лучших картин гонконгца Джона Ву – это прежде всего «пулевой балет», стильно снятые перестрелки, которые стали новой вехой в истории мирового экшен-кино. Но, восхищаясь тем, как Ву ставит боевые сцены, не стоит забывать, что в «Круто сваренных» есть и занимательный сюжет о полицейском под прикрытием (Тони Леунг) и обычном гонконгском копе (Чоу Юн-Фат), которые вместе сражаются с влиятельной «триадой». Интересно отметить, что, создавая образ внедренного в мафию копа, Ву и Леунг вдохновлялись одиноким и отстраненным героем Алена Делона из классической французской ленты «Самурай». Тот, правда, был не полицейским, а киллером, и его экранная история послужила основой для фильма Ву «Наемный убийца» (где главного героя играл Чоу Юн-Фат).
Для своего потрясающего профессионального дебюта режиссер Квентин Тарантино создал целую банду харизматичных персонажей, и полицейский под прикрытием (Тим Рот) среди них далеко не самый яркий. Зато он оказывается в центре событий, когда выжившие после неудачного ограбления герои пытаются понять, кто выдал их планы полиции… Хотя картина была снята всего за 1,2 миллиона долларов и большая часть ее действия развивается в одной декорации (на заброшенном складе), ее напряженности могут позавидовать многие куда более масштабные постановки. Тарантино был признан мастером независимого кино после его следующей ленты «Криминальное чтиво», но уже по «Бешеным псам» было ясно, что киноманам нужно запомнить имя режиссера.
Если в Америке защита закона – работа для полицейских и сотрудников спецслужб, то в СССР она была обязанностью каждого гражданина. Даже если он милейший и добрейший человек, заведующий детским садом. Так что когда герой «Джентльменов удачи» (Евгений Леонов) узнает, что он по совпадению как две капли воды похож на матерого уголовника, он хоть и не сразу, но все же соглашается на время отправиться в тюрьму и выведать у подельников преступника, где тот спрятал драгоценный древний шлем. А дальше… А дальше начинается уморительнейшая советская комедия, быстро раздерганная на цитаты. Ее официальным режиссером считается Александр Серый (бывший режиссер «Мосфильма», отсидевший четыре года за драку), но не секрет, что вклад в картину Георгия Данелия был большим, чем вклад Серого, и что «Джентльменов удачи» можно перечислять в одном ряду с «Мимино» и «Афоней».
Змея могла бы сломать хребет, если бы ползла по карьерным поворотам британского режиссера Майка Ньюэлла. В начале фильмографии у него английские «мыльные оперы», ближе к концу – «Гарри Поттер и Кубок огня», в потенциальном будущем – кино об Александре Литвиненко. А посредине – блистательная и неожиданно душевная криминальная драма о пожилом мафиози средней руки, который принимает под свое крыло начинающего преступника, не зная, что тот агент ФБР под прикрытием. Правда, формально «Донни Браско» посвящен заглавному фэбээровцу, и Джонни Депп не из тех актеров, кто легко отдает зрительское внимание другим звездам. Но для Аль Пачино ему пришлось сделать исключение, и тот наглядно продемонстрировал, что может сыграть не только суровых мафиозных боссов вроде Майкла Корлеоне, но и трогательного криминального «лузера».
В очередной раз бросив укоризненный взгляд в сторону голливудской Киноакадемии, которая присудила «Оскар» Мартину Скорсезе за постановку ремейка «Рокировки» под названием «Отступники», напоминаем, что настоящая «Рокировка» – только в Гонконге. Да, «Отступники» – впечатляющая лента, но ее достоинства – лишь отражение художественных достижений Эндрю Лау и Алан Мак. Которые не только сняли, но и придумали упоительнейшую для киномана историю о полицейском, который внедряется в мафию, и о преступнике, который записывается в полицию. «Рокировка» – это и триллер, и психологическая драма, и моральное уравнение, и философское рассуждение. Одним словом, это идеальный фильм о жизни под прикрытием, удостоенный семи наград Гонконгской киноакадемии. И мы без всяких сомнений и колебаний ставим его на первое место.