Первый «Железный человек» взорвал кассу и возродил карьеру Роберта Дауни-младшего, а вторая часть, похоже, переплюнет первую.
Хмурое лос-анджелесское утро в павильоне студии Raleigh в Манхэттен Бич – родном городке Marvel. Записанные в статисты корреспонденты EMPIRE бурно аплодируют и кричат «Ура!», иногда для пущего эффекта еще и улюлюкая.
«Дамы и господа, МОРСКАЯ ПЕХОТА!» – кричит с гигантской сцены Сэм Рокуэлл. Вспыхивают огни. Извергаются клубы дыма. Гремит рок-музыка. На огромном экране, при виде которого у Боно случился бы приступ черной зависти, мелькают изображения новейшего военного снаряжения в руках шкафов-пехотинцев. У-у-у-у-у-! Да-а-а-а-а! «ПЕХОТА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ!»
Ура-а-а-а! «ВМС США!» О-о-о-о-о-о-о!
«И… начали!» – рокочет в громкоговорителе голос первого ассистента режиссера. Мы прекращаем приветственные вопли и, как учили, оборачиваемся, изображая удивление от непонятной потасовки в другом конце зала (которой на самом деле не происходит). И тут у соседа отваливается голова… Правда, все оказывается не так страшно, когда при ближайшем рассмотрении выясняется, что этот безголовый парень – манекен. Вообще все стулья рядом заняты манекенами. Не суперманекенами Стэна Уинстона. Скорее, такими дерьмовыми манекенами, которые обычно валяются в помойке у обанкротившихся оптовых складов спортивной одежды или оживают в телесериале «Доктор Кто». Возникает стойкое предчувствие, что на постпродакшне нас вырежут из кадра. Черт.
«Это Старк Экспо, – объясняет режиссер Джон Фавро после окончания съемок сцены с аплодисментами. – Один из самых важных эпизодов. Это, по сути, как Всемирная выставка. Ховард Старк, отец Тони (Роберт Дауни-младший – EMPIRE), проводил Старк Экспо в 40-е, и теперь Тони хочет возродить традицию, немного изменив концепцию. В предыдущем фильме он перестал заниматься оружием, и теперь готовит новые изобретения на благо будущего. На этой выставке специалисты со всего мира делятся своими идеями. Конкурент Тони, которого играет Сэм Рокуэлл, демонстрирует собственные разработки. И у него они не такие, э-э… мирные, как у Тони».
Вполне вероятно, именно в этой сцене впервые появляется Боевая Машина – соперничающая с Железным человеком в сложности механическая штуковина, которой управляет Джеймс Родс. Его теперь играет Дон Чидл, заменивший Теренса Ховарда после того, как Ховард со скандалом ушел с проекта из-за проблем с контрактом (хотя ходили слухи, что Ховард и Фавро просто не смогли найти общий язык). Правда, ни Железного Человека, ни Боевой Машины поблизости не наблюдается – если не считать двух палок с блестящими шариками на концах, над которыми склонились озабоченные инженеры Industrial Light and Magic. Так что этот сюженый ход (как и все прочие) остается исключительно нашим домыслом. при упоминании которых аудитория скорее пожмет плечами, чем станет кидать в воздух чепчики, чаще всего исчезают в целлулоидное никуда. Вспомните Карателя, Сорви-голову или Электру – их обтягивающие шмотки, наверное, так и висят грустными рядами где-то в пыльных закромах марвеловских чуланов.
Удивительно, что студия пошла на риск, да еще наняв режиссера, до тех пор более известного как «тот парень из “Тусовщиков”, который не Винс Вон». Ускорение «Железному человеку» могла придать лишь звезда. Взяли Роберта Даунимладшего. 16-25-летним зрителям, на которых и рассчитан любой блокбастер, имя это не говорило совершенно ничего (хорошо хоть они слышали о Джонни Деппе, когда Джерри Брукхаймер решил засунуть его на галеон). Но ход оказался гениальным. Зато вполне достоверно то, что Фавро собирается сохранить легкий и жизнерадостный настрой, отличающий первую часть от вереницы «мрачных» фильмов по комиксам, которые стало модно делать в последние годы. И это несмотря на явные тематические (но, что особо подчеркивается, не сюжетные) заимствования из книги комиксов о Железном человеке «Демон в бутылке».
В сиквеле мы увидим прогрессирующий алкоголизм Старка, вызванный стрессом от того, что он открыл миру свое настоящее лицо; вдобавок Пеппер Поттс (по-прежнему Гвинет Пэлтроу) тусуется теперь с другим чуваком.
«Нам неизбежно придется стать чуть серьезнее, потому что когда супергерой сталкивается с реальными жизненными проблемами, действие становится драматичнее, – размышляет Фавро. – Но и такое можно снять в довольно игривом тоне. Мы здесь немного подражаем тем фильмам, на которых я вырос, – старые фильмы Бондианы, в частности. В них было определенное щегольство, такое бесшабашное, беспечное ощущение. Они давали почувствовать опасность, но они и развлекали. И все будто происходило в некой сверх-реальности. Я думаю, Тони Старк в чем-то является таким американским Джеймсом Бондом».
Сложно поверить, но еще пару лет назад первое обращение независимого новичка в киноиндустрии Marvel Studios к «Железному человеку» считалось довольно рискованным предприятием. Лучшие персонажи Marvel разбрелись по другим студиям – «Человек-паук» поселился на Columbia, «Халк» – на Universal, – а куча другого материала застряла в разработке где-то еще. И по своему опыту – довольно обширному (и дорогостоящему) – в Marvel знали, что персонажи комиксов, при упоминании которых аудитория скорее пожмет плечами, чем станет кидать в воздух чепчики, чаще всего исчезают в целлулоидное никуда. Вспомните Карателя, Сорви-голову или Электру – их обтягивающие шмотки, наверное, так и висят грустными рядами где-то в пыльных закромах марвеловских чуланов. Удивительно, что студия пошла на риск, да еще наняв режиссера, до тех пор более известного как «тот парень из “Тусовщиков”, который не Винс Вон».
Ускорение «Железному человеку» могла придать лишь звезда. Взяли Роберта Даунимладшего. 16-25-летним зрителям, на которых и рассчитан любой блокбастер, имя это не говорило совершенно ничего (хорошо хоть они слышали о Джонни Деппе, когда Джерри Брукхаймер решил засунуть его на галеон). Но ход оказался гениальным.
«Прежде всего, это самый большой, самый изумительный розыгрыш, в каком я когда-либо принимал участие, – чуть позже рассказывает EMPIRE Роберт Дауни-мл. – Мне уже за 40, и носиться тут электровеником, будто я супермен какой-то…» Он улыбается от одной мысли. «Чистый балаган. Но знаете, я всегда был очень уверен в себе, и свою карьеру видел куда более успешной, нежели полагает большинство. Не в таком нереалистичном, самовлюбленном ключе – я просто всегда был, ну, иррационально оптимистичен на этот счет».
Этот оптимизм был вполне оправдан. «Железный человек» стал столь необходимым для Marvel хитом и у критики, и у зрителей (учитывая вялый прием «Человека-паука 3» и жертву спасательной операции Луи Летеррье, «Великолепного Халка»). И во многом этот успех состоялся именно благодаря Роберту Дауни-мл. в роли озорного и смышленого Тони Старка/ Железного человека. Что же до сиквела, то Дауни-мл. (наверное, понимавший, что такие возрождения карьеры из пепла – большая редкость), умудрился принять участие во всех стадиях производства фильма, начиная от советов по сценарию и заканчивая подбором актеров. Он даже выступил адвокатом такого же, как он, голливудского феникса Мики Рурка, когда его контракт оказался под угрозой.
«Роберт настоящий партнер, – рассказывает Фавро. – Он очень помог со сценарием. Мы наняли Джастина Теру, с которым ему понравилось работать над “Солдатами неудачи”. Когда он ушел сниматься в “Шерлоке Холмсе”, он все равно участвовал в творческом процессе. Еще в первом фильме, где он был просто приглашенной звездой, он по собственной инициативе переписывал кое-какие сцены – он еще и отличный автор. Так что мы все делаем вместе».
«Мы выкладываемся по полной программе на этом фильме. – признается Дауни-мл., рассказывая о своем втором подходе к железу. – Если бы мы просто быстренько сварганили продолжение, получилось бы у нас снова заработать столько же? Конечно! И как раз это меня бесит. Я никогда раньше не был в такой ситуации. Мне, наоборот, кажется, что теперь мы должны работать в два раза больше. Разлениться в такой ситуации – самое простое».
«Главное для меня то, что я могу влиять на творческий процесс, могу сказать: “Знаю, это кажется странным, и вокруг все стоят и смотрят, и мы сейчас совсем не этим собирались заниматься, но я вот тут подумал… Не поручусь, что так и будет, но мне кажется, если мы снесем вон ту стену, то найдем за ней клад”. И все такие: “Э-э… ну ладно. Достаем кирки”. Я все больше убеждаюсь, что когда у меня случается творческий порыв, то это обычно не от того, что я перепил кофе или заскучал, а потому что моя интуиция действительно работает. Совершенно потрясающе, когда следуешь такому наитию, и это оказывается именно тем, что фильму было нужно».
Дауни-мл. хитро улыбается и вертит в руках небольшой пластиковый чемоданчик, полный витаминов и полезных снадобий, с которым он не расстается. Лишнее подтверждение слухам, что количество экшн-сцен во втором фильме выросло в геометрической прогрессии. Похоже, «разлениться» не входит в планы.
«Да, экшна теперь больше. Я ведь уходил сниматься в “Шерлоке Холмсе”, который был таким пацанским мероприятием со сбиванием кулаков в кровь. И когда вернулся, стал подбивать наших каскадеров уделять дракам больше внимания, потому что был просто одержим этим. Лучшие дни – это когда удается кому-то навалять или как следует получить самому. Просто обожаю! Это как бы безопасно, но все же чуть больше, чем просто изображать драку, так что очень захватывает».
Но, конечно, самый большой вопрос – что будет с Тони Старком? В конце предыдущей части он открыл правду о своей двойной жизни (такой мощный поворот сюжета любой другой киносериал приберег бы на черный день) и предал идеалы военной промышленности. Что же теперь остается?
«Первый фильм был лишь завязкой, очень насыщенной. Старк не мог предугадать, что попадет в плен, но знал, что с нужными ресурсами он сможет из него вырваться, – говорит Даунимл. – При этом он понятия не имел о том, что будет после того, как он освободится. А в этой части Тони начинает осознавать собственную уязвимость. Ему нужна поддержка и помощь, как никогда раньше».
Хм. Да. Мастерски бессодержательно.
«О, я теперь как следует пропитан корпоративным духом, так что знаю, когда держать рот на замке, – ухмыляется Даунимл. в ответ на попытки выведать больше о сюжете. – Хотя, думаю, не секрет, что у Тони проблемы с отцом. И теперь все гораздо серьезнее и сложнее, чем раньше. Не тайна и то, что мы с Мики Рурком схватываемся в рукопашной. Но как именно это происходит, подоплека наших отношений, наше знакомство и противостояние – необыкновенная и очень интересная история. Мики безумно талантлив и очень эксцентричен, и мы вместо того чтобы подгонять актеров и актрис к определенным персонажам, поступили ровно наоборот – меняли персонажей в соответствии с личностями актеров, которые будут их играть. Та еще задача».
Ассистенты режиссера снова загоняют статистов и манекенов на съемочную площадку для очередного дубля сцены приветствия. Младший сын Фавро развлекает толпу танцевальными па. Отец за ним наблюдает.
«Я всегда думаю о своих детях, когда снимаю, – задумчиво отвечает он на вопрос об удивительной простоте и доступности “Железного человека”. – Я хотел сделать фильм, который все могут посмотреть – и фанаты комикса, и обычные семьи. Чтобы никто не чувствовал себя обманутым. Таких фильмов очень немного»