Brooklyn, we go hard, – поется в припеве у рэпера Jay-Z. Исполнитель, ставший легендарной личностью в хип-хоп-среде, на имидже коренного бруклинца играет чуть ли не на протяжении всей своей карьеры
Джой Мангано – как раз в числе бруклинских изобретателей. Она признана одной из самых успешных предпринимательниц Америки, ее лицо частенько мелькает на ТВ, и для многих имя Джой служит примером осуществления американской мечты. Мангано была обычной домохозяйкой с кучей неблагодарной работы, а теперь на нее зарегистрировано больше 100 патентов, у нее свой ресторан, а на банковском счету хранится кругленькая сумма. Как так вышло? Очень просто. Однажды еще в подростковом возрасте Джой подумала, что неплохо было бы надеть на кошку ошейник, который отпугивает блох. Жаль только, что такого ошейника на рубеже 60-х и 70-х еще не изобрели. Спустя год после того, как Джой посетила эта мысль, компания Hartz Mountain представила такой ошейник. С тех пор Мангано решила патентовать каждую свою идею. В итоге чудо-швабра, вешалки, освежители воздуха и множество прочих предметов для быта помогли Джой сколотить состояние.
В ноябре 2014 года 20th Century Fox решила взяться за экранизацию жизненного пути Джой. Не самая привлекательная для зрителя история должна была стать хитом благодаря успешной формуле «Дэвид О. Расселл + Дженнифер Лоуренс».
Расселлу выслали сценарий, написанный Энни Мамоло. Он во многом строился вокруг изобретения чудо-швабры. К слову, изобретение это случилось в тот же год, что родилась Дженнифер Лоуренс, – 1990.
Рассел прочитал сию писанину и даже не стал копать глубже, решил не встречаться с самой Мангано и вообще вздумал сильно изменить исходный сценарий. В итоге в нем от биографии Джой Мангано остался минимум. История настолько изменилась, что Расселл и Ко сочли правильным даже не упоминать в фильме фамилию Мангано.
На образ изобретательницы из Бруклина режиссер «Аферы по-американски» и «Бойца» нарастил детали из жизни других реальных женщин, жаждавших изменить свою рутину. Вдобавок в сценарии появилось много второстепенных персонажей. Иными словами, Расселл написал свой скрипт, который навеян биографией Джой Мангано. В какой-то степени итоговый продукт от таких перемен выиграл, а в какой-то – проиграл. Отзывы на ленту пестрят многообразием.
«Поскольку “Джой” – это фильм Дэвида О. Расселла, в нем есть: а) Дженнифер Лоуренс; б) причудливость и шипучие всплески эмоций, за которым следует катарсис. Создатель драм “Боец”, “Мой парень – псих” и “Афера по-американски”, похоже, несколько смягчился, то есть стал реже заставлять смеяться до колик и увлекся слоеной прорисовкой персонажей, эмоциональным фоном», – пишет Робби Коллин (Robbie Collin/The Telegraph).
«Не без проблем, но с должной энергичностью нам описывают упорство одной женщины, не согласной ни на что другое, кроме как на собственную долю американской мечты», – описывает свое впечатление Джейми Грэм (Jamie Graham/Total Film).
«История получилась странной и непривычной, но главными в ней стали диалоги и актерская работа, которые и делают “Джой” приятным времяпрепровождением», – считает Джеймс Берардинелли (James Berardinelli/ReelViews).
Совсем другого мнения о фильме Таша Робинсон (Tasha Robinson/The Verge): «В “Джой” нет ни комедии, ни даже намеков на чувство юмора. Каждый персонаж будто набросан на скорую руку. Зритель ждет развития, которого ему не дают».
«Это редкий промах Расселла. До “Джой” ему удавалось продавать любые истории – совсем неописуемые вроде “Взломщиков сердец” и традиционные по типу “Бойца”. Однако в этот раз режиссер, в отличие от его неутомимой героини, не смог сорвать куш», – констатирует Алонсо Дюральде (Alonso Duralde/The Wrap).
Сорвут ли Рассел и Лоуренс куш в России, увидим 21 января.
Один из периодов становления Бруклина как многонационального района описал ирландский автор Кольм Тойбин. В 2009 году он издал книгу «Бруклин», в которой рассказал о девушке Эллис Лэйси. В пятидесятых Эллис переехала в Америку, так как дома не было работы, а Штаты сулили комфорт, трудоустройство и красивое будущее. Однако оказалось, что Эллис не одна такая умная. Девушка начала грустить по дому, и на это наложилось то, что дома остался возлюбленный. К счастью или к сожалению, в Нью-Йорке тоже появился человек, которому Эллис готова отдать сердце. Теперь ей придется делать выбор: две страны, две любви, одно сердце.
Кольм Тойбин с этой историей стал обладателем нескольких наград, а The Observer даже включил «Бруклин» в число десяти лучших исторических романов в истории.
Идея романа родилась у Тойбина, когда он услышал, как женщина рассказывает подруге о своей дочери, переехавшей из Ирландии в США. В 2000 году он написал рассказ об этом, а затем развил его в роман, пожив при этом в Америке, попреподавав литературу и почитав Джейн Остин.
Перенести книгу на экран решила студия Fox Searchlight. Для этого наняли сценариста «Дикой» Ника Хорнби и режиссера «Замкнутой цепи» и «Настоящего детектива» Джона Краули. Роль Эллис предназначалась Руни Маре, однако она покинула проект ради роли в «Кэрол», и образ ирландской иммигрантки перешел к Сирше Ронан. От этих перемен «Бруклин» только выиграл.
Сирша сама родилась в Бронксе, но растили ее в Ирландии ирландские родители. Она считает роль Эллис Лэйси своей самой личной работой. Ей впервые пришлось использовать ирландский акцент. Сирша признавалась, что боится зрительской оценки. У нее было ощущение, что вся Ирландия будет смотреть этот фильм. Опасения актрисы развеялись после теплого приема на фестивале Sundance – под словом «теплый» подразумеваются аплодисменты стоя.
«Бессовестно романтичный фильм с красивой, тонкой, старомодной элегантностью», – вместе с подавляющим большинством критиков поет дифирамбы Энджи Эрриго (Angie Errigo/Empire), прогнозируя номинации и награды для «Бруклина».
«С состраданием, ноткой меланхолии и ощущением чего-то невероятного “Бруклин” демонстрирует, что вся соль в простой, знакомой истории, которая тронет вас вне зависимости от того, откуда вы родом», – отмечает Конни Огл (Connie Ogle/Miami Herald).
«Посланный аудитории богом фильм понравится тем, кто изголодался по ярким эмоциям. “Бруклин” – умная и сентиментальная лента, которая показывает, как нужно подавать берущий за душу материал о любви», – ставит «Бруклин» в пример Кеннет Тюран (Kenneth Turan/Los Angeles Times).
В России «Бруклин» выходит в прокат 4 февраля. В США фильм широкому зрителю показали в ноябре, до Европы он добрался уже к концу декабря.