Мощный супергеройский экшен-блокбастер с пресными героями и слабым сюжетом
Размороженный после многолетнего криосна и завербованный международной антитеррористической организацией Щ.И.Т. супергерой Стив Роджерс (Крис Эванс), также известный как Капитан Америка, ревностно выполняет приказы директора Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон), но тяготится тем, что ему поручают хоть и морально оправданные, но все же незаконные операции. Однако когда Капитан по совету нового друга, бывшего десантника Сэма Уилсона (Энтони Мэки), задумывается о смене профессии, в Щ.И.Т. случается нечто ужасное, и Стива объявляют преступником и предателем. Осознав, что истинные предатели окопались среди руководителей организации, Капитан избегает ареста и вместе с также втянутой в эту интригу агентшей Наташей Романофф (Скарлетт Йоханссон) отправляется выяснять, что за заговор созрел в Щ.И.Т. и как можно сорвать планы заговорщиков.
Внимание! Текст содержит спойлер! Читайте на свой страх и риск!
Начнем с главного во всех смыслах этого слова. Как человек Стив Роджерс – самый скучный марвеловский супергерой из всех, что уже удостоились сольных лент. Ни эксцентрики Тони Старка, ни божественного пафоса Тора, ни трагизма Брюса Бэннера, ни «ботанства» Питера Паркера… Бойскаут-доброхот без причуд и недостатков и с дубовато-военным чувством юмора – даже при желании трудно придумать более нудного «супера». Конечно, это не значит, что фильмы с его участием обречены на скуку. Но это значит, что картинам о Капитане нужно подавать Роджерса под «шубой» из чего-то необычного и увлекательного, чтобы пресность героя не бросалась в глаза. В «Мстителях» этой «шубой» были другие, более яркие «суперы», а в «Первом Мстителе» ей были стилизация под картины о Второй мировой войне и по-своему любопытная история о превращении задохлика в суперсолдата. В «Другой войне», однако, действие происходит в наши дни, и Роджерс ни в кого не превращается. Смогли ли создатели сиквела скомпенсировать занудство Капитана?
Нет, не смогли. Они его усугубили. Потому что весь фильм – торжественный парад нуднейших военизированных героев и злодеев. Кто скучнее – Капитан Америка, его новый друг Сокол (армия научила Сэма Уилсона летать), едва похожая на себя из «Мстителей» Наташа Романофф? А может быть, череда негодяев, самый колоритный из которых – зомби, не могущий связать двух слов? Понятно, не в каждом марвеловском фильме может быть такая яркая «поганка», как Локи из «Тора», но надо к этому стремиться! А не надеяться, что если вы взяли на ключевую роль Роберта Редфорда, то он сам вам создаст злодейский колорит (простите за спойлер, но злодейство героя Редфорда становится очевидным, как только он появляется в сюжете). При всем уважении к мэтру, харизма у него другой системы, и для исполнения подобной роли ему нужна мощная сценарная поддержка. А так он просто пожилой мужик в хорошем костюме, который хочет плохого и забывается уже во время финальных титров.
Сюжет «Другой войны» тоже не подарок. Наполовину он состоит из нафталиновых баек про нацистов, которые даже после падения рейха строят козни. Его вторая половина, напротив, актуальна и современна, но она вчистую проигрывает фильму «Особое мнение» и сериалу «В поле зрения», где ее темы раскрыты куда занимательнее, тоньше и изобретательнее.
И тем не менее нового «Первого Мстителя» стоит увидеть. Ради чего? Ради экшена. Роджерс не особенно интересен как человек, но он «жжет» как супергерой, потому что его суперспособности (сила, скорость, выносливость) одновременно эффектны и правдоподобны. То есть они завораживают, но не отчуждают. Плюс, в бой идет не он один – шанс блеснуть предоставляется всем, вплоть до Ника Фьюри. А какое в фильме разнообразие боевых ситуаций! Ночной штурм океанского судна, драка в лифте с толпой спецназовцев, головокружительные погони, эпический финальный бой со сражениями на земле и в воздухе… И все такое отточенное, такое впечатляющее! Конечно, хотелось бы, чтобы фильм был хорош и тогда, когда останавливается для диалогов. Но так как большую часть времени герои не болтают, а перестреливаются, ездят, летают и дерутся врукопашную, то сценарные проблемы ленты почти можно простить. Все-таки это экшен-блокбастер, а не психологическая драма.
С 3 апреля в кино.