«Твой отец врал, пташка. Убивать – самое приятное дело на свете»
«Твой отец врал, пташка. Убивать – самое приятное дело на свете»
После событий «Апокалипсиса» школа для одарённых подростков Чарльза Ксавье процветает. Профессор Икс (Джеймс МакЭвой) вовсю посещает торжественные приёмы и жмёт руку президенту, в то время как его подопечные дружно спасают жителей планеты. Но однажды юные мутанты отправляются на миссию в открытом космосе, которая выходит из-под контроля. В результате Джин Грей (Софи Тёрнер) чуть не погибает и становится вместилищем опасной космической сущности, которая умножает её способности. Не в силах с ними совладать, она ставит под угрозу жизни своих близких и вносит раздор в команду.
В 2006 году очень похожая история уже разворачивалась в киновселенной «Людей Икс», однако позже была стёрта из истории «Днями минувшего будущего». В «Последней битве», сценаристом которой выступал режиссёр «Тёмного Феникса» Саймон Кинберг, Джин Грей точно так же слетела с катушек и превратилась в первоклассную машину для убийства. Правда, в этот раз не без постороннего вмешательства — масла в огонь перерождения подливает героиня Джессики Честейн, инопланетянка по имени Смит. Но даже это не помогает избежать эффекта вторичности. Хорошие мутанты становятся плохими, плохие — хорошими, и в итоге все вместе сходятся в финальной схватке, которая хоть и заканчивается победой добра над злом, всё же оставляет после себя лёгкое опустошение.
«Тёмный Феникс» напоминает довольно скомканное, неуклюжее и чересчур драматичное прощание, после которого хочется с облегчением выдохнуть, а не заплакать. После сделки Disney/Fox мы вряд ли вновь увидим на экране броманс МакЭвоя и Фассбендера, волосатого Николаса Холта и ловко спасающего положение Эвана Питерса. И если говорить о последнем, то знаменитый момент пробежки Ртути был принесён в жертву избыточной меланхолии и куда более мрачной, чем в предыдущих фильмах, атмосфере. Таким образом, фильм лишился двух самых стоящих минут, которые могли бы хоть как-то взбодрить зрителя после длинных и не самых увлекательных диалогов.
Выяснения отношений в этот раз значительно преобладают над экшеном. От этого градус эпичности батальных сцен немного повышается на контрасте. В этот раз в фильме две запоминающиеся схватки: начальная в космосе и финальная в поезде. На всё, что посередине, можно смело закрывать глаза — в сюжете от этого «Тёмный Феникс» ничего не теряет.
Потери несут только мутанты, чье экранное время урезали в пользу героини Софи Тёрнер. Не успела страдающая Санса Старк переродиться из пепла, чтобы стать многогранным Фениксом, так и осталась горевать с серьёзным лицом и отстранённым видом. Не спасает положение даже Джессика Честейн, которая как антагонист ничем не выделяется. Её персонаж существенной роли в развитии сюжета не играет — мисс Грей и без чужих напутствий нашла бы повод обратиться к тёмной стороне. В итоге первый фильм вселенной «Людей Икс» с упором на женских персонажей сильно проигрывает.
Попытка сделать сложную психологическую картину, воодушевившись успехом «Логана», обернулась провалом. Мутанты всегда были аутсайдерами внутри как собственной вселенной, так и мира кинокомиксов. Саймон Кинберг создал ещё одного аутсайдера — «Тёмного Феникса», который, не считая первых сольников «Росомахи», стал самым слабым из всех «Людей Икс».
С 6 июня в кино.