Любой разговор о кино так или иначе почти всегда сводится к деньгам – на какие средства снимать, как рекламировать, как расписать по кинотеатрам, сколько получится на выходе
Мировой прокат
Давайте начнем с общемирового проката, чтобы оценить в полной мере величие фантастической драмы Кэмерона. Два миллиарда 782 миллиона долларов собрала эта картина, несколько раз обогнув с гастролями земной шар и прокатившись ураганом по кинотеатрам всей планеты. Феноменальные цифры, достигнуть которых вряд ли сможет кто-то из конкурентов в ближайшие годы! Ближайшим преследователем «Аватара» является «Титаник» от того же, кстати, режиссера, на его счету 2186 миллиона. Тройку замыкают «Мстители» с полутора миллиардами. Всего же десятизначный рубеж удалось преодолеть восемнадцати картинам, последняя по времени выхода из которых – «Холодное сердце» – продолжает карабкаться наверх и уже застолбила за собой пятую строчку. А что же «Трансформеры 4»? Старт уже принес в кассу боевых роботов почти полмиллиарда долларов. Хватит ли этого для того, чтобы пробиться в элитный клуб миллиардеров? Посмотрим, пока же Трансформеры представлены там только третьим фильмом.
Америка
Прокат Соединенных Штатов и Канады связан накрепко, поэтому обычно эти наиболее емкие рынки рассматривают вместе. Законодатели мод на производство фильмов являются флагманом и в выкачивании денег из зрителей. Впереди здесь та же троица – «Аватар», «Титаник», «Мстители». Конечно, высоты здесь гораздо меньшие, «Аватар» собрал «всего» 760 миллионов, но подобраться к этой сумме существенно сложнее, поджимают конкуренты, ротация релизов не позволяет надолго занимать самые удобные сеансы. Набравшие в первую неделю ровно 100 миллионов четвертые «Трансформеры» лишь в сладких снах могут видеть себя преследователями синих инопланетян На’Ви, «Мстители» в 2012 году рванули с места с 207 миллионами, но финишировали, как мы уже говорили, третьими. Показавшие чуть менее впечатляющие стартовые цифры «Железный человек 3» и последний фильм о Гарри Поттере и вовсе затерялись по итогам в двадцатке. Гарантированных тропинок к успеху здесь не знает никто.
Россия
А что творится в родных пенатах? Да, у нас тоже лидер не сменяется уже пять лет – «Аватар» выгреб из карманов россиян 3,6 миллиарда рублей, ровно вдвое больше, чем его ближайшие преследователи – «Пираты Карибского моря: На странных берегах». Отрадно, что третьим фильмом, получившим наибольшее денежное вознаграждение от наших соотечественников, стал «Сталинград» Федора Бондарчука. И это действительно большое достижение, предыдущим отечественным лидером кинопроката была «Ирония судьбы: Продолжение», которая вышла на экраны, если помните, аж в 2007 году. Урожайный на качественные релизы 2013 год потеснил сиквел новогоднего телехита дважды – следом за военно-патриотическим «Сталинградом» Лукашина и компанию обошли комедийно-праздничные «Елки 3». Сможет ли кто-то покуситься на первые места в общем и территориальном хит-параде в этом году? Хотелось бы верить, но раньше новогодней кинорубки претенденты себя вряд ли проявят.
Китай
Самый быстрорастущий рынок последних лет оттого и демонстрирует небывалую прибавку в объемах, что долгое время варился в собственном, причем весьма скромном соку. Но и здесь вершину оккупировал Кэмерон, правда, с куда более скромными результатами, которые могут пасть в любой момент. С китайского проката «Аватар» собрал 217 миллионов долларов и едва не был скинут в прошлом году с пьедестала приключенческой комедией «Путешествие на Запад», не добравшей до рекорда 20 миллионов. Не дотянулся до капиталистов и другой «красный кулак» – «
Азия
Не одним Китаем жив азиатский континент, на Востоке есть еще две территории, представляющие живой интерес как для собственных кинопроизводителей, так и для зарубежных гастролеров. Психологию Востока западным аналитикам пока сложно понять, поэтому и действует Голливуд в Южной Корее и Японии довольно осторожно. У корейцев, например, хорошо развито собственное производство, и зрители радостно несут деньги в кинотеатры за просмотр местных хитов «Воры», «Маскарад» и «Чудо в камере 7». Впрочем, эти рекордсмены внутреннего проката уступают все тому же «Аватару». А вот в Японии всемирный лидер повержен. Сокрушительный удар по Джеймсу Кэмерону нанес Уолт Дисней и его поющие принцессы из «Холодного сердца». Интересно, что тройку лидеров замыкает анимационный же фильм «Рыбка Поньо на утесе» – в Стране восходящего солнца явно неравнодушны к рисованным персонажам, этим стоит пользоваться тем продюсерам, которые хотят попытать удачи на неизведанной территории Дальнего Востока.
Европа
Старушка-Европа всю вторую половину ХХ века и начало XIX провела как на качелях – то полностью прогибаясь под Голливуд, то вдруг выдавая очередь ярких самобытных фильмов от собственных талантов. Отражается это и на кассовых рекордах: во Франции «Аватар» смогли обойти «Бобро поржаловать!» и «1+1», лучшие немецкие фильмы «Красавчик» и «Иди к черту, Гете» уступают лишь Кэмерону и двум фильмам о Хоббите, итальянский зритель наряду с обязательными На’Ви отметил соотечественников, создавших комедии «Какой прекрасный день» и «Солнце льет, как из ведра», а испанцы второе и третье места в топе самых кассовых фильмов отвели своим «Восьми баскским фамилиям» и «Невозможному». В любой из этих стран может появиться неожиданный хит, который сокрушит «синекожих захватчиков из Голливуда», но гарантированно предсказать время и место его появления не возьмется никто. Что же касается фильмов из-за океана, то пока Старый Свет не спешит вкладывать в них деньги, результатами могут похвастать лишь релизы Disney и Marvel, но и им далеко до вершин.
Латинская Америка
Как ни странно, самые дерзкие попиратели голливудских авторитетов находятся в самом подбрюшье Соединенных Штатов – крупнейшие игроки на рынке Латинской Америки давно свергли с вершин топов «Аватар», хотя и не все нашли ему замену из числа картин собственного производства, во всех странах наверх просто забрались другие релизы от Большого Брата. Бразилия выше фильма Джеймса Кэмерона поставила «Мстителей» и свой «Элитный отряд 2», мексиканцы – тех же «Мстителей», «Историю игрушек 3» и «Железного человека 3», а колумбийцы – «Ледниковый период: Континентальный дрейф». Как видите, Южная и Центральная Америка вкупе с Японией вселяют надежду – век «Аватара» не вечен, к его блистательным результатам можно и нужно стремиться, больше того, их можно и нужно обходить. Своими силами или силами американских конкурентов – здесь каждая территория выбирает по мере своих возможностей. Кто станет новым лидером? Грядущие «Мстители: Эра Альтрона»? «Бэтмен против Супермена»? А может быть, сам Джеймс Кэмерон своими сиквелами самого кассового фильма в истории установит новый рекорд? Или каждая страна найдет свой путь на пьедестал? Мы ждем, мы следим за результатами, мы рассказываем вам.