
Пронзительный роуд-муви о сложностях братской любви.
До широкого проката добрался драматический слоубернер Владимира Мункуева и Максима Арбугаева «Кончится лето». История о том, как один брат (Юра Борисов) втягивает другого (Макар Хлебников) в водоворот нелогичных решений, смертей и скорби, пришлась по душе критикам и даже получила Гран-при кинофестиваля «Маяк». Многие утверждали, что у режиссерского дуэта получилось пусть и авторское, но очень зрительское кино. Впрочем, судить об этом только зрителям, которые смогут увидеть «Кончится лето» совсем скоро.
Простоватый парень Кеша (Борисов) возвращается после отсидки в родную деревню. Добраться до отчего дома можно только на лодке, а все население работает на золотодобыче у локального князька (Александр Мосин). Туда и пристраивает блудного сына сердобольный отец (Дмитрий Поднозов), некогда стоявший у истоков промысла, но оказавшийся недостаточно предприимчивым (или достаточно честным), чтобы закрепиться в руководстве. Семнадцатилетний брат Кеши Тима (Хлебников), напротив, пытается вырваться из порочного круга ручного труда и контролируемого алкоголизма — поступает в университет в Новосибирске и вот-вот улетит из родного гнезда. «Не возвращайся», — напутствует отец, прекрасно понимающий, что будущее у юноши может быть только за пределами деревни.
Впрочем, грандиозным планам не суждено сбыться. В воздухе веет грядущей бедой, и она не заставляет себя ждать. Кеша, которого на работе постоянно гнобят за срок, срывается, вздорит с одним из охранников, и тот подбрасывает парню золотой слиток. Позорное увольнение, ноль перспектив и ворчание отца доводят Кешу до единственного, на его взгляд, логичного шага — ограбить начальника прииска и сдать золото скупщикам. «Кончится лето» начинается социальной драмой о неустроенности на местах и своеобразном классовом разрыве даже в отдельно взятом якутском селе, но быстро превращается в криминальный триллер. План Кеши, самую малость недоработанный, рассыпается как карточный домик. Подельника в буквальном смысле ломают, скупщики глупят, и в историю втягиваются все новые лица, включая отца и Тиму. И вот уже братья на перекладных бегут в непроходимую глушь, где герой хочет «отсидеться, пока не уляжется».
Увы, золото — злой металл. По дороге парням попадаются в основном люди, которым блеск слитков быстро мутит сознание. И если Тима пытается выступать миротворцем и переговорщиком, то Кеша, войдя во вкус, все быстрее мотает счетчик трупов, вовсе не думая о последствиях. Так из криминального триллера проступает роуд-муви на костях, история взросления одного брата и падения другого. Герои проходят один путь, но в конце каждому воздастся по-своему. После просмотра «Кончится лето» легко попасть в ловушку апофении и броситься проводить аналогии с работами Итана и Джоэла Коэнов или Алексея Балабанова. Но с первыми фильм Мункуева и Арбугаева связывает разве что работа в паре, а с последним — возможно, криминал да слово «брат».
Создание кино — коллективный труд, и в случае с «Кончится лето» разделение даже режиссерских функций между двумя столь непохожими людьми идет проекту только на пользу. Арбугаев, получивший номинацию на премию «Оскар» за короткометражный документальный фильм «Выход», — документалист-визионер, способный в завораживающих безлюдных пейзажах разглядеть человеческую драму. Мункуев, автор так и не вышедшей в прокат этнодрамы «Нуучча», — один из главных двигателей якутского кино в массы. Таким образом, «Кончится лето» в должной мере обладает драматической наполненностью, парадоксальностью регионального кино и ледяной привлекательностью, свойственной безмолвным документальным картинам. Пейзажи тундры заволакивает туман, бездонные, немного насмешливые глаза героя Борисова пристально всматриваются в следующую жертву.
«Кончится лето» не претендует ни на культовый статус, ни на предзнаменование, хотя, как и другие похожие по чистоте и стройности истории, легко поддается разностороннему анализу и интерпретациям. Словно древнегреческая трагедия, картина Владимира Мункуева и Максима Арбугаева универсальна и проста, в этом и заключается ее сила и привлекательность. Впрочем, сложно однозначно утверждать, что у режиссерского дуэта получилось стопроцентное зрительское кино, бескомпромиссной обреченностью «Кончится лето» способен втоптать в кресло. Но без эмоционального всплеска публика с сеанса точно не уйдет.