Дебютный фильм Куца состоит из трех новелл, которые объединяет главным образом тип героя – простой человек из низов. В первой деревенский парень получает орден и решает воспользоваться полагающимся по этому случаю отпуском, чтобы посетить родную деревню. Солдаты из второй новеллы радостно подбирают на дороге бездомного пса. Когда становится ясно, что это овчарка из Освенцима, их отношение к ней резко меняется. В третьей новелле, повествующей о создании общественной легенды, Куц проявил себя как блестящий сатирик. Мирон Черненко назвал её "быть может, самой иронической польской картиной пятидесятых-шестидесятых".
В "Кресте за отвагу" Куц последовательно уходил от героизации и романтического пафоса. С первых шагов в кино его интересовало наблюдение за обыденной действительностью, за так называемой прозой жизни, которая лишь невнимательному глазу может показаться скучной. Так Куц вступил в полемику с "польской школой" – в первую очередь, в лице Вайды. Старания режиссера были отмечены "Варшавской сиренкой" – премией польских кинокритиков наиболее значительному фильму года. "Фильм восхищает выразительностью формы и необыкновенной экспрессивностью" (Кшиштоф Демидович, 1992)