По рельсам идет паровоз, и звучит музыка, напоминающая "Наш паровоз вперед летит". В вагоне девушка Оля знакомится с юношей Павлом. Отец Оли работал на паровозе машинистом, и выходит тогда, что Оля - "наша". Оля спит, и ей снится паровоз отца, безмятежное детство. Но время страшное, идет гражданская война. У состава идет дискуссия. Лев Дуров, очень похожий на Ленина и внешностью, и выговором, убеждает священника (Конкин) в ненужности церкви. Ольга же, слышавшая дискуссию, говорит Павлу, что плохо, что не все верующие, тогда бы было меньше злых людей на земле. А едет Ольга на Волгу к тетке, как ей велела умершая мать. В реке купаются голые девушки, и туда же прыгают красноармейцы, но в штанах. Художественный руководитель театра просит своего директора разместить Ольгу в своем вагоне, дав ей перед этим кусок арбуза. В этом же поезде едут товарищи цыгане, "слуги революции", которым товарищ Луначарский выделил вагон. Цыгане демонстрируют свое искусство на фоне портрета Карла Маркса. Незнакомый добрый машинист говорит Ольге, что ей надо учиться и ее время хорошее будет. На вопрос Ольги, когда это будет, железнодорожник угощает ее хлебом и отвечает, что надо потерпеть. Но Ольге пока надо добраться до тетки (Польских). До счастливой жизни надо беляков разбить и с разрухой покончить. Ольга говорит, что она терпеливая, помнит, как мать наказывала: "Опять надо жить". Ольгу тетка, "контра", как ее называет муж, выставила как нахлебницу, но мир оказался не без добрых людей. Она оказалась девушкой крепкой. Ее устроили в железнодорожное училище, Павел помог (между прочим он вдовец, один воспитывающий маленького сына), сокурсница Лиза поддержала, и она поверила в себя, в свои собственные силы. А тут сорвался и стал неуправляемым состав с красноармейцами, спасти который было почти невозможен. Вот когда Ольге пригодилась ее учеба…
Снят фильм по мотивам произведений Андрея Платонова.