Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Подборки фильмов

10 фильмов, которые вдохновили Ари Астера на «Все страхи Бо»

Из чего собраны «Все страхи Бо»? Из культового кошмара Элема Климова, параноидальной фантастики Джона Карпентера и тяжести бытия Чарли Кауфмана. 

Добавить в закладки
10 фильмов, которые вдохновили Ари Астера на «Все страхи Бо»

Когда фильм содержит в себе столько деталей и форм, невольно задаешься вопросом: где же режиссер такого понахватался? Не все творцы делятся секретами, но нам повезло: Ари Астер с радостью рассказал о картинах, вдохновивших его на создание трехчасовой тревожной карусели под названием «Все страхи Бо». Признаемся честно, в списке примерно столько же неожиданных поворотов, сколько в самом фильме. 

Джесси Бакли в роли Люси на кадре из фильма «Думаю, как всё закончить»

Джесси Бакли в роли Люси на кадре из фильма «Думаю, как всё закончить»

Между главными героями в исполнении Джесси Племонса и Джесси Бакли лед, который не тает, а нарастает с каждым словом. Главная героиня едет знакомиться с родителями бойфренда, хотя подумывает с ним порвать, пока усиливающийся ветер за окном поет в унисон с навязчивыми мыслями: как все закончить?

Чарли Кауфман исследует людскую природу давно — неудивительно, что Астер добавил его картину о тревожном, неуместном общении в список вдохновения. «Думаю, как все закончить» похож на визит к родителям, с которыми в прошлый раз расстались не на лучшей ноте. Бо тоже боится ехать к нарциссической матери, но на этой очевидной параллели Астер не останавливается: вступают тягостное осознание неизбежного и страх перед когда-то знакомыми людьми. 

Гриффин Данн в роли Пола Хакетта на кадре из фильма «После работы»

Гриффин Данн в роли Пола Хакетта на кадре из фильма «После работы»

«После работы» культовый снежный ком Мартина Скорсезе, посмеивающийся над теми, кому все надоело. Пол Хэккет (Гриффин Дан) выбирается из офиса на душные улицы Сохо, чтобы поиграть с их обитателями. С первого шага становится ясно: вместо свежего воздуха — выхлопные газы, а по шахматной доске придется бежать, ведь думать над следующим ходом некогда. 

Когда Бо несется по темному переулку самого неблагополучного района земли, мы думаем — куда хуже? Но Астер методично погружает зрителя в мировоззрение человека, у которого для определения «плохо» дна просто не существует. Странно, что известная цитата Иосифа Бродского об опасности выхода из комнаты не висит у Бо на двери в качестве напоминания. 

Кэти Бейтс в роли Энни Уилкс на кадре из фильма «Мизери»

Кэти Бейтс в роли Энни Уилкс на кадре из фильма «Мизери»

Незадачливый писатель Пол Шелдон (Джеймс Каан) в метель попадает в жуткую аварию, и, на радость, его выхаживает живущая неподалеку приветливая медсестра Энни (Кэти Бейтс). Правда, самого происшествия он не помнит и спасения — тоже. Незнакомка оказывается «фанаткой номер один» и безмерно рада прочитать новый роман Пола первой. Так она узнает, что главная героиня по имени Мизери погибает, и в гневе запирает писателя с ультиматумом: девушка должна выжить.

Астер тоже изолирует героя в замкнутом пространстве с людьми, которые отчаянно хотят ему помочь и почему-то чудесным образом связаны с медициной. Правда, Бо не пишет книгу — ему бы просто доехать до материнского дома. Такой план не устраивает спасителей, и приходится бежать.

Сэм Нилл в роли Джона Трента на кадре из фильма «В пасти безумия»

Сэм Нилл в роли Джона Трента на кадре из фильма «В пасти безумия»

Джон Карпентер снял ночной кошмар тех, кто придерживается мнения о пагубном влиянии страшилок на людей. Романы Саттера Кэйна (Юрген Прохнов) буквально сводят читателей с ума и подталкивают к насилию, а издательствам приносят сумасшедший доход. Правда, Кэйн исчез, и найти его предстоит Джону Тренту (Сэм Нил) в не указанном на карте городе.

Об очевидном сходстве места действия (никому не известном поселении, где явно что-то не так) нечего и говорить. Но все веселее, когда мы понимаем: персонаж, которому прямая дорога в дом душевнобольных, оказывается самым адекватным и глубокомыслящим. 

Лив Ульман в роли Элизабет Фоглер на кадре из фильма «Персона»

Лив Ульман в роли Элизабет Фоглер на кадре из фильма «Персона»

Онемевшая актриса, потерявшая дар речи посреди спектакля, пытается обрести голос на море в сопровождении разговорчивой сиделки. Один из величайших фильмов, по практически единогласному мнению киноведов, и картина, для поиска смыслов в которой приходится подтянуть академическое образование. 

«Кто я?» — не самый приятный вопрос, на который часто просят ответить психологи. Бо отправляется в десятиминутное анимированное путешествие, чтобы прожить жизнь, которая никогда ему не принадлежала, и встречает метафорическую девушку в маске (в античном театре термин «персона» обозначал маску, в которой есть лишь отверстие для рта). Но вопрос о реальности происходящего стоит задать двумя часами ранее: вышел ли Бо из комнаты или все дело в разыгравшейся тревоге?

Алексей Кравченко в роли Флёра Гайшуна на кадре из фильма «Иди и смотри»

Алексей Кравченко в роли Флёра Гайшуна на кадре из фильма «Иди и смотри»

Подросток за два дня превращается в старика. Виной тому карательные акции нацистов, прошедшие в 1943 году на территории Белоруссии. Не картина — ад войны, из которого выбраться сложнее, чем из торфяного болота. Тотальное наступление Зла, при котором гуманистическая философия не справляется с созданием Добра. 

Сравнивать фильм Элема Климова с психически неуравновешенной абстракцией Астера неловко и не к месту. Остается разве что порассуждать о катастрофах, происходящих вокруг, и умении разглядеть каждую. Кому-то страшно повернуть ручку двери и позвонить маме. Кто-то надеется, что родители хотя бы смогут ответить на звонок. 

Кадр из фильма «Цвет граната»

Кадр из фильма «Цвет граната»

Сергей Параджанов снял притчу-мозаику об армянском поэте Саят-Нове, которую пересматривают в поисках вдохновения. Духовный мир творца и его взаимоотношения с народом, властью, религией показаны через визуальные образы, а не вербальный нарратив.

Спойлер: гранатов в картине Астера замечено не было, как и выбивающегося красного цвета. Зато многие эмоции и мысли персонажей, как и в картине Параджанова, приходится считывать с лиц, надписей на стенах и особых интерьерных решений. Чтобы понять Астера, нужно читать Фрейда и смотреть по сторонам. 

Кадр из анимационного фильма «Дом волка»

Кадр из анимационного фильма «Дом волка»

Девушка сбегает из немецкой колонии и спасается в доме на юге Чили, но это не главное — пространство выходит на первый план. Смотреть кукольный фильм неприятно до спазмов в животе: картины неестественно ползают по стенам, а вместо теплого ужина по тарелкам разлито горючее. 

Астер не просто вдохновился картиной — он помешался на ней, посмотрев три раза за четыре дня. Чтобы выразить восхищение создателям, режиссер связался с чилийским дуэтом, Хоакином Косиньей и Кристобалем Леоном, напрямую. Разговор затянулся, и Астер спродюсировал их короткометражный мультфильм-хоррор «Кости». 

Кадр из фильма «Жестяной барабан»

Кадр из фильма «Жестяной барабан»

В три года Оскар Мацерат (Давид Беннент) падает с лестницы и перестает расти. Вокруг зарождается фашизм, взрослые не представляют собой должного авторитета, и мальчик понимает: если плохой конец все равно настанет, может, стоит просто пойти навстречу?

«Бить в жестяной барабан» — привлечь внимание к проблеме самым неприятным образом. Но у Бо нет с собой музыкального инструмента, да и говорит он с трудом, словно скоро испустит дух. Зато голос его матери похож на трубу, от которой не спасут даже закрытые уши. 

Дэвид Тьюлис в роли Джонни на кадре из фильма «Обнажённая»

Дэвид Тьюлис в роли Джонни на кадре из фильма «Обнажённая»

Главный герой в исполнении Дэвида Тьюлиса — ходячий красный флаг, который надо смахнуть влево и никогда больше не вспоминать. Его редкая нежность — проявление еще не отмерших остатков человечности: антигерой с неисправимой склонностью к садизму и насилию в разных формах. 

Можно ли изменить человека, живущего по нарциссическим установкам всю жизнь? Едва ли. Сможет ли излечиться от тревоги бедняга, существование которого состоит из унижений и перебежек между безопасными дверьми? Наверное, если произойдет чудо. В большинстве случаев запросы, с которыми люди заходят в кабинет терапевта, нельзя исправить — только принять и жить дальше. Или влезть в лодку на одного и подорваться ко всем чертям. 

Текст: Ная Гусева
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?