Несмотря на то что бесконечные переносы продолжают атаковать график релизов, многим картинам все же удалось добраться до больших экранов в 2021 году: завершилась эра Бонда – Дэниэла Крейга, «Тихое место» во второй раз стало чуть громче, «Отряд самоубийц» Джеймса Гана исправил ошибки предшественника, а прямо перед праздниками зрители отправятся на четвёртую «Матрицу» и новый фильм о Человеке-пауке. Но пока блокбастеры постепенно возвращаются в кинотеатры, остаются картины, которые все еще ускользают от афиш. Мы вспомнили лучшие фильмы, премьеры которых в этом году прошли на кинофестивалях. Кое-какие из них уже побывали в зарубежном прокате, надеемся в 2022 году увидеть их и на отечественных экранах.
Без пяти минут культовый фильм о поколении тридцатилетних и «мгновенная классика» отчаянно пытался ворваться в российский прокат на излёте 2021 года, но не успел: релиз «Худшего человека на свете» состоится в феврале, но от этого мы ждем его не меньше. Главная героиня Триера (не Ларса, а Йоакима) в исполнении Ренаты Реинсве покорила не только публику Лазурного берега, но и жюри Каннского фестиваля: актриса получила «Золотую пальмовую ветвь» за свою роль, а сам фильм был показан в основном конкурсе. Но вполне вероятно, что зрителям кино полюбится еще больше, чем критикам: это упоительный и нежный опус молодости, смешной и грустный одновременно.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Еще один сувенир с Каннского фестиваля, пока так и не добравшийся до нашей холодной стороны, — новый фильм режиссера-гуманиста Шона Бейкера, автора безумно трогательного и честного «Проекта ‘‘Флорида’’». В этот раз с терпением и безучастностью, свойственной скорее документалистам, чем режиссерам художественного кино, Бейкер вглядывается в лицо Мики — порнозвезды на пенсии. Тот без гроша в кармане возвращается в родной городок к жене, которая так и не стала бывшей, и пытается как-то преуспеть в жизни. Получается у него, ясное дело, не очень, но Бейкер умеет показывать рутину людей из неблагополучной социальной среды как нечто волшебное и удивительное. Во всем мире фильм вышел в прокат осенью 2021 года, данных о релизе картины в России, к сожалению, нет.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Слишком много значительных премьер состоялось в Каннах, в том и числе и новой картины Франсуа Озона. Режиссер своей продуктивностью успел спровоцировать некий скептицизм: мол, снимая по одному фильму с интервалом года в полтора, можно и растерять мастерство. Но все снобистские опасения стоит смело отбросить. Озону удается легко и с юмором рассуждать на такую противоречивую тему, как эвтаназия, которая прежде вставала комом в горле не только у зрителей, но и у самих кинематографистов. Вдобавок готовить к смерти родного отца придется Софи Марсо — роль Эммануэль если не лучшая в карьере французской актрисы, то за последние несколько лет точно самая яркая и значительная.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Признаемся честно, когда появились новости о релизе нового фильма режиссера-провокатора Пола Верховена, кажется, у всех возникли сомнения в том, что картина о любовницах-монашках в Тоскане XVII века сможет получить прокатное удостоверение в России. Разумеется, Минкульт прокатчикам Capella Film отказал. Здесь и оскорбление чувств верующих, и пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений — Верховен не боится ни Бога, ни черта, ни русских чиновников. В целом «Бенедетта» (так фильм называется в оригинале в честь главной героини) скорее выглядит как фарс и злая черная комедия, чем как попытка осмыслить религию или кого-то всерьез обидеть. А кроме того, сюжет и вовсе основан на реальной истории и опирается на книгу Джудит К. Браун «Нескромные поступки: Жизнь монахини-лесбиянки в Италии эпохи Возрождения» — нарочно не придумаешь.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
В этот раз премьера нового фильма Гаспара Ноэ прошла на редкость спокойно. В секции ночных показов Каннского кинофестиваля режиссер чувствует себя как дома, и публика ждала привычно шокирующего действа вроде «Вечного света». Вместо этого Ноэ выступил с медлительной и вдумчивой картиной о любви и смерти: экран поделен надвое, быт стариков неспешен, как и их степенное угасание. Особое звучание картине придает то, что одну из главных ролей сыграл Дарио Ардженте — отец итальянского джалло и режиссер культовой «Суспирии». Как изменилась творческая поступь Гаспара Ноэ, узнаем пусть и не в этом году, но скоро: прокат «Вихря» намечен на весну.
Последний в этом списке фильм из программы смотра на Лазурном берегу — противоречивая картина австралийского постановщика Джастина Курзеля. Сама фильмография режиссера довольно неоднозначная — после слабого «Кредо убийцы» он снял один из лучших вестернов нового времени, «Подлинную историю банды Келли». «Нитрам» же оказался где-то на перепутье, собрав полярные мнения критиков. Если это и не один из лучших фильмов 2021 года, то точно один из самых выразительных: Курзель исследует маскулинность, комплексы и зарождение насилия и агрессии подробно и насыщенно. На экран порой физически неприятно смотреть: режиссеру удается заразить зрителя эмпатией через боль и унижение. Не обошлось и без актерского подвига: исполнитель главной роли Калеб Лендри Джонс («Три билборда на границе Эбинга, Миссури») получил «Золотую пальмовую ветвь». Прокат «Нитрама» намечен на апрель будущего года.
Один из главных российских фильмов года был показан в основном конкурсе Венецианского фестиваля, но пока не добрался до больших экранов на родине. Всему виной затянувшиеся гастроли по другим международным смотрам. Да и тема противоречивая: Наташа Меркулова и Алексей Чупов сняли своеобразную исповедь чекиста. Сама завязка одновременно анекдотична и горька: энкaвэдэшника замучила совесть, и он спешит попросить прощения у тех, кому, мягко говоря, навредил. «Капитан Волконогов» существует на пересечении реальности и вымысла, условности и болезненной правдивости, ироничного и горького. Разгон от смеха до слез в зрительном зале порой занимает всего секунд 10, а после просмотра с картиной довольно сложно попрощаться. К тому же именно здесь Юра Борисов (у которого вышло фильмов пять в этом году, но кто считает?) сыграл свою лучшую роль на сегодняшний день.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
Выпускников кабардино-балкарской мастерской Александра Сокурова впору определить в отдельную плеяду режиссеров. Фильмы Кантемира Балагова, Александра Золотухина и Киры Коваленко активно штурмуют европейские фестивали, а последняя и вовсе уверенно прокладывает дорогу в номинацию на премию «Оскар». Среди них Владимир Битоков и его лента «Мама, я дома» пусть и не белая ворона, но интонационно и стилистически сильно отличается от работ однокашников. Фильм, показанный в программе «Горизонты» Венецианского кинофестиваля, умудряется будь и аутентичным, и универсально жанровым. Здесь Тоня (одна из лучших ролей Ксении Раппопорт) уверенно противостоит бюрократической машине и стремится разыскать сына, пропавшего (или погибшего) на войне в Сирии. Получается у нее не всегда удачно, но все же женщине удается укротить свой гнев.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
«Аллея кошмаров» — единственный фильм, который попал в наш список авансом: никто из редакции пока не видел новую картину Гильермо дель Торо, но все с трепетом ждут очередную страшную сказку мексиканского постановщика. В этот раз режиссер занялся ремейком одноименной картины 1947 года и снял своеобразное признание в любви жанру нуар. Когда год назад мы составляли список грядущих премьер, «Аллея» должна была выйти в прокат 3 декабря: в результате в мире ее увидят прямо перед праздниками, а нам придется дождаться конца января. Тем не менее промоматериалы, актерский состав (Брэдли Купер, Кейт Бланшет, Руни Мара, Уилем Дефо и др.) и первые отзывы зарубежной прессы говорят о том, что нас ждет удивительное, причудливое и красочное кино о медиумах, призраках и чуть-чуть о любви.
Желание завершить список новым фильмом итальянца Паоло Соррентино — жест некого кокетства с нашей стороны: картина выйдет под занавес 2021 года прямиком на Netflix, и все желающие смогут ее увидеть. Но мы оставили место для эстетских капризов: «Рука Бога» — именно то кино, которое хочется смотреть на большом экране даже в эпоху стримингов. Молодость, лето, упоительная нега под солнцем Неаполя и большие надежды на новую жизнь. Паоло Соррентино снял автобиографичную картину о юности и своей семье, оставляющую после себя в груди щемящее чувство ушедшего момента. Едва ли есть шанс, что «Рука Бога» выйдет на больших экранах, но в любом случае мы советуем ленту не пропускать.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.