Продолжаем подводить итоги года — вспоминаем, чем нас радовал самый популярный стриминговый сервис современности. Вспомнили бесконечное количество релизов Netflix в 2021 году и выбрали из них 10 лучших фильмов: от пранк-комедии и мультфильма о конце света до антивестерна и сатиры на современные США.
Фильм с нелепым названием «Приколисты в дороге» (в оригинале — двусмысленное Bad Trip) может удивить некоторых читателей своим нахождением в списке, но, поверьте, этой комедии о двух друзьях, которые отправляются в другой штат, чтобы один из них признался в любви школьной подруге, здесь самое место. Дело в том, что фильм построен на редких для современного кинематографа приемах импровизации и пранка над ничего не подозревающей аудиторией. Типичный для роуд-муви сюжет с поездкой в другой город — это только костяк истории, на который накладываются смелые, а иногда и жестокие розыгрыши. Например, отвлекшийся герой случайно засовывает руку в блендер, сбежавшая из тюрьмы героиня угоняет полицейскую машину, а кто-то и вовсе становятся жертвой изнасилования со стороны огромной обезьяны. Не самый интеллектуальный и утонченный юмор, но все это стоит увидеть — как минимум ради реакции шокированный людей.
Чайтанья Тамхане, талантливый индийский режиссер и автор драмы «Суд» о нелепом судебном процессе над музыкантом-оппозиционером, вернулся в прошлом году с новым фильмом. Отмеченный на Венецианском кинофестивале «Ученик» — это медитативная, очень размеренная история о сомнениях в себе и экзистенциальном кризисе талантливого ученика, который посвятил свою жизнь классической индийской музыке, но в какой-то момент понял, что у него вряд ли получится достичь желаемого мастерства в деле всей своей жизни. Звучит, скажем прямо, не интригующе, но смотрится «Ученик» как одна из самых жестоких мелодрам последних лет, ведь в ее основе лежит универсальное чувство разочарования от осознания того, что твоя любовь безответна.
2021-й можно назвать отличным годом для анимации — как раз Netflix внес свой весомый вклад во всеобщий успех: на платформе вышел сверхпопулярный мультсериал «Аркейн», основанный на вселенной видеоигры League of Legends, а среди мультфильмов отличилась научно-фантастическая комедия «Митчеллы против машин». Это история о том, как обычное семейство учится принимать друг друга на фоне конца света, вызванного восстаниями машин. Чем больше времени проходит с ее выхода, тем очевиднее становится то, что это один из лучших фильмов года, который не только с иронией ловит настроение и страхи нашей эпохи (такое «Черное зеркало» для маленьких), но и говорит о них с помощью прогрессивного языка и современного набора кинематографических средств. Получается терапевтическое, примиряющее с семьей кино, которое смотрится как набор динамичных, тиктокообразных гэгов и шуток.
Одним из самых напряженных триллеров года стал герметичный сай-фай Александра Ажа под названием «Кислород». В странной криогенной камере в сознание приходит героиня — она ничего не может вспомнить о себе и о том, почему и как она здесь оказалась. Времени для копания в памяти и разговоров с наглым голосовым помощником попросту нет, ведь в камере постоянно снижается уровень кислорода, так что действовать нужно как можно скорее. Как известно, ограничения только повышают изобретательность кинематографиста, вот и ковидные запреты заставили Александра Ажа использовать на максимум воображение и режиссерские приемы. С их помощью он создал клаустрофобный триллер с элементами хоррора, который держит зрителя в напряжении на протяжении всего хронометража.
Netflix в этом году стал домом для режиссерских дебютов известных актрис: на стриминговой платформе вышли фильмы Холли Берри (спортивная драма «Удары»), Мэгги Джилленхол (экранизация романа Элены Ферранте «Незнакомая дочь» — релиз 31 декабря) и Ребекки Холл (драма о расовой сегрегации «Идентичность»). Отдельно отметить стоит последнюю работу — это проект мечты голливудской актрисы, которая еще за 10 лет до съемок начала писать сценарий по одноименному роману о жизни двух афроамериканок в 1920-х. По сюжету одна из них успешно выдает себя за белую, вторая завидует ее высокому социальному статусу, а позже начинает ревновать к своему мужу, который попал под ее очарование. «Идентичность» — это не просто важное кино на злободневную расовую тему, но и очень талантливая, лишенная дуболомной дидактичности и неслучайно снятая в черно-белых оттенках драма о дружбе и классовом разрыве.
2021-й среди прочего можно назвать отличным годом для мюзиклов: в кино и сериалах вышло дикое количество достойных представителей жанра, от скромной драмеди «Шмигадун!» до амбициозного ремейка «Вестсайдской истории» Стивена Спилберга. Из этого списка выделяется «Тик, так… БУМ!» — фильм, в котором сошлось уж слишком много важных для жанра личностей. Сами посудите: это история о Джонатане Ларсоне, талантливом композиторе культового мюзикла «Богема», его наставнике, еще одном композиторе, умершем в этом году легендарном Стивене Сондхайме; наконец, режиссером выступил Лин-Мануэль Миранда, создатель культового «Гамильтона». Словом, было бы кощунством, если фильм не был бы мюзиклом и провалился бы среди любителей театра. Благо, этого не произошло: «Тик, так… БУМ!» — это редкий в этом году крауд-плизер, очень трогательная музыкальная драма о мечте и желании оставить свой след в истории, очарованию которой трудно сопротивляться.
Если вы хоть как-то следите за тем, что происходит в ежегодном сезоне наград, то наверняка знаете, что «Власть пса» — это чуть ли не главный фаворит предстоящей церемонии вручения премии «Оскар». Netflix давно мечтает урвать главную статуэтку, и в этом году платформе это, возможно, удастся сделать благодаря не самому очевидному на первый взгляд фильму. «Власть пса» — это своеобразный анти- или неовестерн, который, несмотря на сеттинг, не заинтересован в том, чтобы рассказать еще одну историю о бравом ковбое, чести и противостоянии бандитам. Совсем напротив: это ревизионистская драма о противостоянии жестокого владельца ранчо Фила и новой семьи его младшего брата — овдовевшей женщины, которую он взял замуж, и ее сына-студента. Новозеландская постановщица Джейн Кэмпион неторопливо погружает зрителя в эту лишенную саспенса историю, наполненную размышлениями о подавленной сексуальности, токсичной маскулинности и о том, как далеко готов зайти человек, чтобы спасти любимого.
«Вершина богов» — это из самых недооцененных фильмов Netflix этого года: показанное на Каннском кинофестивале аниме было тепло принято фанатами манги- первоисточника, но так и не смогло привлечь к себе широкую аудиторию на стриминговой платформе. Это большое упущение, ведь «Вершина богов» — не какая- нибудь заумная фестивальщина, а очень зрительская история о мечте с философскими размышлениями о смысле существования. Сюжет выстроен вокруг японского репортера, которому в Гималаях предлагают купить очень старый фотоаппарат. Герой отказывается, но спустя некоторое время понимает, что точно такой же фотоаппарат был у членов первой экспедиции на Эверест, совершенной в 1924 году. Теперь он планирует найти и купить эту камеру, чтобы узнать, добрались ли до вершины без вести пропавшие исследователи. Однако вместо этого герой погружается в запутанную и крайне трагичную историю человека, который когда-то нашел этот злосчастный фотоаппарат.
«Рука бога» — это попытка одного из главных итальянских режиссеров современности Паоло Соррентино отрефлексировать давнюю юность в единственно правильном формате, то есть в автобиографическом фильме. Итак, Неаполь 1980-х, подросток Фабиетто наслаждается спокойной жизнью в любящей семьей — время от времени от наблюдает за успехами великого Диего Марадоны, преобразившего местный футбольный клуб, и планирует изучать философию в университете. Однако в жизни героя случается трагедия, которая перечеркивает все его планы и вынуждает посвятить жизнь кинематографу, в котором он способен скрыться от травмирующей реальности. «Рука бога» — это Соррентино, которого мы еще не видели: вместо декоративных и лишенных жизни кадров скучающей богемы здесь на первый план выходит пусть и очень личная, но все равно универсальная история взросления героя, которая обязательно напомнит каждому зрителю про его юность.
Один из последних подарков Netflix в этом году (последний, напомним, это выходящая 31 декабря «Незнакомая дочь» Мэгги Джилленхол) — социополитическая сатира Адама МакКея, автора «Игры на понижение» и «Власти». «Не смотрите наверх» — это такая авторская фантазия о том, что бы произошло, если бы на планету мчался способный все уничтожить метеорит. Ответ прост: ничего хорошо. Вот и главные герои, двое пытающихся спасти мир ученых, стучатся во все двери, идут к высокомерному президенту и к лицемерным СМИ, а в ответ им не то чтобы никто не верит, но просто предлагают игнорировать проблему. Наверное, это слишком гиперболизированная версия того, как бы себя повели американцы перед концом света, но, стоит признать, критика действующей идиократии все равно получилась эффектной и до слез смешной/грустной.