Если попытаться увидеть все хорошие картины, снятые за более чем столетнюю историю кино, и семи жизней не хватит. Постарались немного упростить задачу: собрали 10 замечательных фильмов, которые обязан посмотреть каждый синефил.
Представители немецкого экспрессионизма одними из первых научились рассказывать сложные психологические истории совсем без слов. Вместо диалогов в их картинах искаженные декорации и кривые углы камеры, отражающие восприятие мира безумным человеком. «Кабинет доктора Калигари» — фильм о мрачном эксперименте сумасшедшего врача — до сих пор смотрится как образцовый триллер. За 80 лет до всех Шьямаланов и Ноланов картина Вине оставляла зрителя в приятном неведении: реальность ли всё показанное или фантазия?
Смотреть еще: «Носферату» (1922), «Метрополис» (1927).
Все знают о Чарли Чаплине — короле немых комедий. Но его коллега Бастер Китон заслуживает не меньшей, а то и большей популярности: мастер акробатического и визуального юмора, кинематографист в своих фильмах ломал четвёртые стены и изящно использовал фактуру кино ради креативных гэгов. «Паровоз Генерал» — одна из его главных картин, адреналиновый фильм-погоня, интенсивности которого позавидовал бы даже последний «Безумный Макс».
Смотреть еще: «Шерлок-младший» (1924), «Кинооператор» (1928).
Советский авангард был одним из главных мировых движений в искусстве 20-30-х годов прошлого века. Режиссеры вроде Александра Довженко, Сергея Эйзенштейна и Всеволода Пудовкина экспериментировали над киноязыком, пытаясь найти наиболее эффективные и эмоциональные способы рассказывать истории. Результат их работы можно увидеть и в «Матери», и в «Броненосце „Потемкин”». Но особенно в «Земле», удивительном, местами чуть ли не сюрреалистическом фильме о коллективизации и убийстве в селе. Настолько смелых монтажных приемов и визуальных решений не найти даже у современных независимых авторов.
Смотреть еще: «Арсенал» (1928), «Звенигора» (1927).
Французский поэтический реализм научил кино разговаривать и при этом не звучать фальшиво. И мало кто в то время умел так работать с диалогами на экране, как Жан Ренуар. Его «Великую иллюзию» и сейчас невозможно смотреть, не вжимаясь в кресло, настолько пронзительна история французских пленных, пытающихся сбежать из неприступной немецкой тюрьмы. В истории фильм, впрочем, остался не только как потрясающая драма, но и как пророческое кино: снятый в 1937 году Ренуаром, он развенчивал мифы старой Европы и явно готовил зрителя к новой войне.
Смотреть еще: «Правила игры» (1939), «Будю, спасенный из воды» (1932).
Хамфри Богарт в дымном баре, Ингрид Бергман — роковая женщина, способная заставить расчувствоваться даже самого законченного циника. «Касабланка», которую снимали как фильм категории «Б», навсегда стала эталонной голливудской драмой: понятная в любое время и в любом месте, мастерски исполненная на всех уровнях, от костюмов и декораций до игры актеров. Если бы в мире можно было оставить только одно кино о любви, это была бы «Касабланка». Сыграй это еще раз, Сэм.
Смотреть еще: «Унесенные ветром» (1939), «Двойная страховка» (1944).
Участник французского Сопротивления попадает в тюрьму, где его приговаривают к смертной казни. Единственный способ выжить — сбежать. Режиссер Робер Брессон показывает, что гениальное кино можно сделать минимальными средствами. Фильм целиком сфокусирован на одном действии, в нем нет долгих лирических отступлений. Историю автор рассказывает через детали, крупные планы, маленькие части большой картины. «Приговоренный к смерти бежал» давно стал учебным пособием для режиссеров любого жанра. Так емко и изящно рассказывать истории, как Брессон, с тех пор мало кто научился.
Смотреть еще: «Дневник сельского священника» (1951), «Карманник» (1959).
Вестерн — пожалуй, главный американский жанр. Джон Форд — однозначно его главный творец, Джон Уэйн — главное лицо. «Искатели» собрали в себе основные атрибуты: индейцев в качестве номинальных антагонистов, образ одинокого стрелка и морок Гражданской войны на фоне. Но вместо того, чтобы работать на поверхности, фильм обращается внутрь. Это вестерн, который пытается осмыслить, что вообще значит быть вестерном. Одинокий стрелок уже не тот, его мораль безнадежно устарела, а в знакомых пустынных просторах разносятся не лихие крики, а скрип потертых седел и больных суставов.
Смотреть еще: «Рио Гранде» (1950), «Дилижанс» (1939).
Акира Куросава жил очень далеко от Голливуда, но удивительным образом стал источником вдохновения для всего американского жанрового кино после 60-х. Его «Семь самураев» превратились в «Великолепную семерку», «Трое негодяев» стали «Звездными войнами», да и сюжет «Телохранителя» наверняка знаком даже тем, кто никогда фильм не смотрел. Одинокий воин приходит в город, где правят две противоборствующие преступные группировки, и, мечась между ними, пытается навести порядок. Куросава снял идеальный фильм-трафарет, где нет ничего лишнего: герой-харизматик, острый сюжет и неповторимое пластическое мастерство.
Смотреть еще: «Расёмон» (1950), «Ран» (1985).
Но если уж говорить о мастерах жанрового кино, никто не сравнится с Альфредом Хичкоком. Ему до сих пор принадлежат, возможно, величайшие хоррор («Психо»), детектив («Окно во двор» или «Головокружение») и шпионский триллер в истории. Последнее — собственно, «На север через северо-запад», увлекательная картина о мужчине, который совершенно случайно оказался в центре заговора всемирного масштаба. Без него не было бы ни Бонда, ни «Миссии: Невыполнима», да и смотрится лента до сих пор лучше абсолютного большинства представителей жанра.
Смотреть еще: «Человек, который слишком много знал» (1955), «39 ступеней» (1935).
Многие знают «Лоуренса Аравийского» — исторический эпик, чьи масштабы впечатляют до сих пор. Обидно, что из-за его величия люди забывают о другом шедевре Дэвида Лина, «Мосте через реку Квай». Эта драма о британских солдатах, попавших в плен к японцам во время Второй мировой, — золотой стандарт военных фильмов. Снятая без толики пафоса история о бытовом мужестве людей, которые не сдаются даже в самых нечеловеческих условиях. Алек Гиннесс, которого сегодня больше знают как Оби-Вана Кеноби, играет тут свою лучшую роль.
Смотреть еще: «Лоуренс Аравийский» (1962), «Большой побег» (1963).