Удивляемся тому, что на календаре уже ноябрь, и рассказываем о главных релизах, которые успеют добраться до кинотеатров перед началом зимы. Камерная научная фантастика от Мурхеда и Бенсона, фестивальное кино из Выборга и Канн, байопики об императоре и писательнице, возвращение Лапенко — традиционно выбрали 15 фильмов, на которые стоит обратить внимание в этом месяце.
Отечественные кинематографисты все чаще обращаются к историческому сеттингу начала XVIII века — времен Петровских реформ и преобразования Руси из царства в империю. В прошлом году вышел авантюристский сериал «Собор», посвященный карьерным возможностям после введения Табели о рангах. В этом — к празднованию 350-летнего юбилея Петра I — зрителей ждет документально-художественный проект Андрея Кравчука. «Последний царь и первый император» — масштабная реконструкция эпохи; попытка в свободном формате пересказать выдающуюся жизнь государя, проиллюстрировав самые громкие и важные моменты биографии. Получается смелая сборная солянка — документалистика с комментариями историков, драма о непонятном первопроходце и даже дорогостоящий блокбастер.
В прокате с 3 ноября.
После нескольких переносов в отечественный прокат наконец-то выходят «Дела человеческие» — скандальная драма Иван Атталя, споры о которой не утихают с премьеры на прошлогоднем Венецианском кинофестивале. Дело в том, что постановщик выстраивает интригу вокруг возможного изнасилования. Александр (Бен Атталь) — наследник семейства Фарель: его отец популярный ученый, мать (Шарлотта Генсбур) — писательница и фем-активистка. По приезде из США сын знакомится с новым бойфрендом (Матьё Кассовиц) разведенной мамы и его дочерью Милой (Сюзанн Жуанне). На следующее утро девушка обвиняет Александра в сексуальном насилии — Фарели считают, что это месть. «Дела человеческие» активно критиковали за ретроградную позицию: мол, во времена, когда к жертвам начали прислушиваться, фильм о возможных скрытых мотивах только вредит. Впрочем, поклонники картины не согласны: для них это в первую очередь злободневная драма о том, как медийное дело раскалывает страну.
В прокате с 10 ноября.
Аарон Мурхед и Джастин Бенсон долгое время снимали DIY научную фантастику для гиков и любителей компактных фестивальных лент. После работы под крылом Marvel («Лунный рыцарь») постановщики вернулись к проверенному жанру, но уже с неподдельным мастерством.
«Сверхъестественное. Знаки» — один из самых необычных фантастических фильмов года, шкатулка с метаизмерением и пришельцами в чулане. Двое случайных знакомых и соседей (их сыграли сами режиссеры) обнаружили летающую пепельницу и решили снять паранормальную документалку, чтобы монетизировать открытие. В ироничной и довольно оптимистичной манере Бенсон и Бурхед рассказывают, куда приводят не только мечты, но и старательные поиски конспирологических заговоров.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
В прокате с 10 ноября.
В этом году Тарик Салех представил два фильма — голливудского «Наемника» с Крисом Пайном в главной роли и фестивальный триллер «Заговор в Каире», отмеченный наградой за лучший сценарий в Каннах. Новинка — проект сложной судьбы, ведь постановщику запрещен въезд в Египет из-за прошлой картины, посвященной коррумпированности каирской полиции («Случай в отеле “Нил Хилтон”»). «Заговор в Каире» — еще один триллер о теневых процессах элит и постороннем человеке, пытающемся разобраться в происходящем. Главный герой — сын рыбака, который приехал поступать в столичный теологический университет, но попадает в эпицентр интриг после смерти Великого имама. В первую очередь к фильму стоит присмотреться фанатам Умберто Эко: Салех признался, что именно его «Имя розы» послужило главным источником вдохновения.
В прокате с 10 ноября.
Антон Лапенко продолжает отходить от многоликого образа из авторского сериала «Внутри Лапенко». Его новый актерский подвиг — образ успешного бизнесмена Глеба, который не вступается за жену, когда ее ударяет пьяный сосед. Постоянные прокручивания ситуации в голове, обида за собственную трусость и разрушенные отношения с супругой вынуждают неконфликтного мужчину искать мести. «По-мужски» на бумаге напоминает очередную сатиру о токсичной маскулинности (эдакий ответ «Форс-мажору» Рубена Эстлунда), но, судя по трейлеру, зрителей ждет прямолинейное и напряженное кино о оскорбленной чести и вынужденной трансформации в плохого парня.
В прокате с 10 ноября.
Одинокий подросток Максим (Артем Яковлев) изо всех сил старается наладить коммуникацию с внешним миром, но не всегда успешно. Несправедливость бьет больнее, когда он узнает, что у отца (Владимир Селезнев) есть любовница. Чтобы вернуть баланс, Максим решает убить разлучницу. Дебютантка в полном метре Алиса Ерохина предлагает взглянуть на ситуацию и со стороны женщины, которая «вторглась» в чужую семью, чтобы увидеть, что Анна — человек такой же ранимый и покинутый. Премьера фильма «Накануне» состоялась на фестивале в Выборге, где исполнительница главной роли Дарья Екамасова получила приз жюри. Несмотря на удручающую завязку, триллера о стрелке ждать не стоит: лента вовремя встает на рельсы драмы о трудностях диалога.
В прокате с 10 ноября.
Если пару недель назад вы пришли в кино на «Вихрь» Гаспара Ноэ, но вместо очередного киноаттракциона, испытывающего вестибулярный аппарат, получили нежную драму о старении и принятии смерти, то для вас есть хорошие новости. В повторный прокат выходит «Экстаз» — хрестоматийный для многих фильм французского провокатора, виртуозный и непредсказуемый триллер, заметно повышающий уровень тревожности во время просмотра. Выпускники академии вог- танцев организовывают прощальную вечеринку в глуши, но все идет наперекосяк, когда кто-то подмешивает в сангрию психоделики. Ритм музыки нарастает — безобидная встреча погружается в хаос.
В прокате с 11 ноября.
Актриса Фрэнсис О’Коннор («Однажды в сказке») дебютирует в режиссуре красочным байопиком о средней из трех сестер Бронте. Йоркшир XIX века, дамы в чепчиках и мужчины в сюртуках: Эмили чувствует себя изгоем среди родных и изливает душу на бумаге. Картина расскажет о событиях из жизни писательницы, ставших отправной точкой для создания «Грозового перевала» — классики мировой литературы. Сыграет Бронте Эмма МакКей — актриса, которую зрители привыкли видеть в образе бунтарки Мейв в «Сексуальном просвещении». Зарубежные критики хвалят и ленту, и исполнение МакКей, а мы горячо советуем не пропустить релиз всем, кто неравнодушен к костюмным драмам вроде «Маленьких женщин», «Джейн Остин» и «Мисс Поттер».
В прокате с 17 ноября.
Время от времени голливудский актер Рассел Кроу пробует свои силы в режиссуре: восемь лет назад он дебютировал с исторической драмой «Искатель воды», а сейчас возвращается с триллером «Покерфейс». Сюжет выстроен вокруг желания тех- миллиардера Джейка (Кроу) организовать для друзей детства покер-сессию — каждому вручают фишек на пять миллионов долларов, победитель получает все. Вечер встречи с попытками проработать старые обиды прерывает нападение преступников на загородный дом: те планировали лишь выкрасть несколько дорогих картин, но не прочь сорвать куш. Кроу — не единственное знакомое лицо в кадре: кроме него в фильме сыграли Эльза Патаки, новый «Ведьмак» Лиам Хемсворт и хип- хоп-продюсер RZA.
В прокате с 17 ноября.
Каждый месяц в кинотеатрах зрителей ждет классика советского и мирового экрана. В ноябре советуем не упускать «Вокзал для двоих», даже если фильм вам знаком много лет. Премьера выдающейся ленты Эльдара Рязанова прошла на Каннском фестивале в 1983 году — наград «Вокзалу» не досталось, а вот любви на родине — более чем. Опоздание на поезд изредка, но все же можно считать хорошей приметой: пианист Платон в результате совпадений и злоключений застрял в Заступинске на несколько дней. Обстоятельства были бы печальнее некуда (музыканту грозит тюремный срок, а в конце маршрута ждет больной отец), если бы не знакомство с буфетчицей Верой. Ради магии неповторимого дуэта Олега Басилашвили и Людмилы Гурченко непременно стоит отправиться в кинотеатр.
В прокате с 17 ноября.
Тихо и незаметно в прокат выходит ирландский фильм, который может похвастаться не только интересной завязкой, но и дуэтом Евы Грин и Марка Стронга в главных ролях. Картина посвящена семье фэшн-дизайнерши (Грин), которая нанимает филиппинскую знахарку, чтобы та помогла ей справиться с загадочной болезнью, кошмарами и неуверенностью в себе. Методы гостьи сначала помогают героине, но постепенно женщина убеждается в том, что в доме поселился злобный дух. «Дурной глаз» только прикидывается фолк-хоррором, но превращается в злободневный психологический триллер о классовом разрыве, привилегиях и мести.
В прокате с 17 ноября.
Хит кинофестиваля «Окно в Европу»-2022 — остросоциальная драмеди о подростковом бунте, провинциальной жизни и любви, переворачивающей все с ног голову. 17-летний студент колледжа Артем (Павел Чернышев) привык в компании Кости (Никита Плахотнюк) срывать занятия и троллить учителей. Когда руководство техникума составляет список потенциально опасных подростков и ставит на первое место Костю, парень становится звездой и забывает о непопулярном друге. Артем решает в отместку доказать, что именно он является главной угрозой техникума, но его планам мешает странное желание одноклассницы — Кира (Елизавета Кононова) мечтает стать оторвой и просит героя сделать ее жизнь ярче.
Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.
В прокате с 17 ноября.
Премьера фильма Джастина Курзеля («Макбет») прошла на Каннском фестивале 2021 года, где исполнитель главной роли Калеб Лэндри Джонс удостоился «Золотой ветви». Помимо перечня наград хочется посоветовать ничего о картине не читать и смотреть драму вне контекста — тогда финал произведет душераздирающий и абсолютно опустошающий эффект.
Каждый день Нитрама проходит в мучительном одиночестве и отталкивающей покинутости, а единственная коммуникация, которая приносит молодому человеку радость, порицается родней. Джастин Курзель большую часть карьеры посвятил изобретению жестокости: «Нитрам» ювелирно фиксирует психологические сдвиги и метаморфозы, ведущие к насилию. Картину физически дискомфортно смотреть, но «Нитрам» складывается в исчерпывающее высказывание на болезненную тему.
В прокате с 24 ноября.
Роль блокбастера в ноябре на себя берет корейский боевик «Корабль в Пусан»: синопсис обещает причудливую и, несомненно, дикую смесь «Поезда в Пусан» и «Воздушной тюрьмы». На судне неспокойно: большая часть пассажиров на борту — преступники, которых доставляют в новое место заключения. Бунта на корабля ждать долго не придется, но головорезы — не главная опасность посреди открытой воды. У фильма Ким Хон-сона завидные показатели свежести на «гнилых томатах» и почти нет жанровых конкурентов, так что любителям экшена не стоит проходить мимо. Правда, рекомендуем не наводить справки перед просмотром: легко наткнуться на спойлер к главной интриге (достаточно взглянуть на англоязычное название).
В прокате с 24 ноября.
Домашнее насилие — рана кровоточащая в российских семьях повсеместно: закон так и не принят, и множество женщин чувствуют себя незащищенными в своих же домах. Режиссер и сценарист Иван Петухов бытовой кошмар выводит на орбиту жанровых ужасов: когда Аня (Ирина Старшенбаум) понимает, что от супруга Андрея (Никита Ефремов) живой не уйти, она обращается к мистическим силам и загадочному сестринству. Пока фильм выглядит одним из самых интересных отечественных проектов 2022 года и визуально, и идейно; будем надеяться, что картина оправдает ожидания./p>
В прокате с 24 ноября.