Лауреату премии «Оскар» за лучшую мужскую роль, правозащитнику и просто талантливейшему актёру, который примеряет на себя маски грустных клоунов, людей с кризисом маскулинности и негодяев, исполняется 46 лет. Вспоминаем главные роли артиста и выясняем, какая из них заслуживает звание лучшей.
В триллере М. Найта Шьямалана о вторжении инопланетных захватчиков на Землю Хоакин Феникс играет младшего брата главного героя, впечатлительного бывшего бейсболиста по имени Меррилл. К съёмкам он подходил уже в качестве номинанта на «Оскар» и сменил в этой роли Марка Руфалло, заявленного на неё изначально, но выбывшего из проекта из-за болезни. У Феникса тут далеко не самая сложная роль — весь драматический груз сюжета всё же падает на плечи Мела Гибсона. Зато в «Знаках» актёр доказал, что вполне комфортно чувствует себя не только в фестивальных драмах, но и во вполне себе жанровом кино. А заодно подарил нам всем великий кадр, где он сидит с детьми в шапочках из фольги.
«Роковая страсть» — на данный момент последняя коллаборация Хоакина с режиссёром Джеймсом Греем, с которым они регулярно сотрудничают ещё аж с конца прошлого века. В этой драме о польской девушке, эмигрировавшей в Америку (её играет Марион Котийяр), Феникс исполняет роль Бруно Вайса, сутенёра, который помогает героине устроиться в Нью-Йорке, а взамен торгует её телом. Его персонаж, пожалуй, самый неоднозначный в картине — на первый взгляд совершенный мерзавец, но при это чувствующий и готовый пожертвовать собой ради любви, которую он просто так и не научился выражать. У актёра не самая большая роль в фильме — всё же персонаж Котийяр намного важнее. Но то время, что у него есть, он использует по максимуму.
Сотрудничество Джеймса Грэя с Хоакином Фениксом — тема отдельного разговора, но тот факт, что четыре их совместных работы подарили столько же заметных и этапных актёрских перформансов, уже демонстрирует, насколько тесно этот режиссёр чувствует типаж артиста. В «Ярдах» Феникс исполняет партию Вилли, промышляющего грязными делами и подставляющего героя Марка Уолберга. Типичный криминальный характер преобразовывается обаянием Хоакина, в ранние годы своей карьеры нередко игравшего антигероев или антагонистов. Ухмылки, злобные взгляды и внешний облик плохого парня — от этого шаблона актёр, к счастью, уже отделался, но в «Ярдах» по-прежнему можно найти его отголоски. В последующих фильмах Грэя и Феникса такой типаж, кстати, будет усложняться и превратится в сложный характер человека на перепутье.
В «Не волнуйся, он далеко не уйдёт» Хоакин Феникс играет роль мечты для любого актёра, желающего во что бы то ни стало получить «Оскар», — инвалида-алкоголика, ещё и реальную известную личность, знаменитого американского карикатуриста Джона Каллахана. Впрочем, исполнение Феникса никакого oscar-bait не подразумевает — актёр сдержан и ироничен, как и весь, собственно, фильм. Это не тяжёлая драма о преодолении себя, а трагикомедия, которая транслирует специфичное и очень «чёрное» чувство юмора своего настоящего героя (выраженное в том числе в саркастичном названии картины). Феникс здесь энергичен, не похож сам на себя и при этом, как всегда, очень правдоподобен.
В масштабном пеплуме Ридли Скотта не место тонким характерам — это кино больших героев и крайних эмоций. Вот и Хоакин Феникс здесь совсем не сдерживает себя: он играет главного злодея Коммода с эксцентрикой практически мультяшного гада, он невозможно противен, его хочется самому задушить примерно в каждой сцене, в которой он появляется. Чего, разумеется, актёр и добивался. Многие считают, что Феникс в «Гладиаторе», что называется, «переигрывает», но это не совсем справедливо (да и номинация на «Оскар» говорит об обратном): его перформанс полностью вписывается в эстетику картины. Более того, не будь он настолько неправдоподобно мерзким, вряд ли мы бы так сильно радовались, когда Максимус его наконец побеждал.
Режиссёра Джеймса Грэя нередко интересует личность на перепутье — человек, попавший в пограничное положение и стоящий перед нравственной дилеммой, и в этом отношении наиболее показательным становится его фильм «Хозяева ночи», в котором Хоакин Феникс исполнил роль Бобби Грина, сына полицейского, работающего в ночном клубе и сотрудничающего с местной мафией. Конфликт между законом и беззаконием обостряется и перетекает в затяжную жестокую войну, где герой вынужден будет выбирать сторону. Похожую партию Феникс исполнил и в «Любовниках» (правда, в рамках уже мелодраматического типажа), поэтому в сравнении с другими ролями актёра у Грэя его образ немного меркнет. Впрочем, это по-прежнему внушительный перформанс на грани фола, о котором будут говорить как об одном из лучших в карьере Хоакина.
Рассуждать об образе Джокера сложно по ряду причин. Трагикомедии Филлипса далёко даже до статуса instant classic, но её место в современной поп-культуре уже определено: мемы, споры, номинации на главные награды и, наконец, любовь публики — всё это мешает рассматривать работу Феникса вне контекста. Хоакин исполнил заметную роль — с этим никто не спорит, но в его карьере, думается, были вещи многограннее и сложнее. Тодд Филлипс сам по себе художник гипертрофированных ходов и приёмов, человек, вышедший из жанра подростковой американской комедии, где всегда поощрялись жирные мазки. Джокер Феникса такой же: нарочито эмоциональный, переходящий от одной крайности к другой. Это зрелищно, эффектно, но, если сравнить с ролями у Линн Рэмси или Пола Томаса Андерсона, не настолько изобретательно и тонко.
Актёрский ансамбль «Братьев Систерс», в принципе, абсолютно поразительный: здесь вам и Джейк Джилленхол, и Риз Ахмед, даже Рутгер Хауэр заглядывает на огонёк. А в центре всего этого дуэт Джона Си Райли и Хоакина Феникса, актёров с очень разной энергетикой, которые тем не менее безумно органично существуют вместе на экране. Они играют двух братьев-ковбоев, охотников за головами, которые как могут выживают на закате эпохи Дикого Запада, пока прогресс всё активнее вытесняет фронтирную эстетику. Жак Одиар снял, пожалуй, один из самых проникновенных ревизионистских вестернов нашего времени — и два Систерса тут выступают такими символами уходящего времени, персонажами по-старому брутальными, но при этом ранимыми и глубоко травмированными. Это очень сложный контраст, который не каждому актёру удастся сыграть достаточно тонко и глубоко, но Хоакин Феникс блестяще с этой работой справляется.
Изначально на роль укуренного детектива по кличке Док режиссер Пол Томас Андерсон планировал пригласить Роберта Дауни-младшего (в похожем авантюрном образе он, кстати, блистал в «Поцелуе навылет»), но так как актёр должен был выглядеть моложе, выбор пал на Хоакина Феникса, с которым постановщик работал ещё на съёмках «Мастера». Фильм, основанный на одноимённом постмодернистском романе Томаса Пинчона, ведёт из ниоткуда в никуда, ещё на середине давая понять зрителю, что первична здесь не детективная интрига, а сеттинг странной и обаятельной Америки 70-х с дантистами-кокаинистами и восточными мафиози, о которых не принято говорить вслух, доброжелательными эскортницами и сумасшедшими полицейскими. В такую вереницу образов и типажей оказывается заброшен Хоакин Феникс с длинными волосами и роскошными баками, отправившийся в любовную одиссею по улочкам Калифорнии, у которой нет конца и начала. Несмотря на то что роль у него на первый взгляд незамысловатая (беспечный стоунер, вынужденный расследовать опасное дело, очаровывающий своими глупыми шутками и придурковатым смехом), в фильмографии актёра она оказывается ещё одним важным перформансом на грани комичного, жанрово-мрачного и драматичного.
Нежнейший и трогательный антимаскулинный образ от одной из главных режиссёрок XXI века Линн Рэмси — Хоакин Феникс играет бывшего агента ФБР, которого нанимают расследовать пропажу дочки крупного политика. Разочаровавшись в законных методах правосудия и вооружившись молотком, он выходит на улицы, чтобы вытащить девочку из рабства. Поначалу молчаливый, бородатый и накачанный Джо создаёт впечатление настоящего голливудского героя — эдакой инкарнации Шварценеггера, умело расправляющегося с врагами при помощи подручных средств. Однако ближе к середине режиссёрка с помощью искусства перевоплощения Феникса, способного резво сменить образ мачо на ранимого рыдающего здоровяка, сражающегося с травмами прошлого, переворачивает историю с ног на голову. В плане шокирующей трансформации актёра это кино может посоревноваться разве что с «Я всё ещё здесь» Кейси Аффлека.
Одна из важнейших ролей Хоакина Феникса, подарившая ему вторую номинацию на «Оскар» (или первую, если считать только «лучшую главную мужскую роль»). В байопике Джеймса Мэнголда актёр играет Джонни Кэша, одного из важнейших музыкантов Америки второй половины XX века. Кэш, что интересно, сам выбирал актёра на роль самого себя и остановился на Фениксе. К сожалению, музыкант не дожил до премьеры картины, но, мы уверены, результатом он был бы доволен. Хоакин Феникс показывает самые светлые и тёмные стороны личности Кэша, не прогибается под тяжестью культовой личности, а формирует на экране действительно правдоподобного и живого человека. К тому же специально для роли он научился петь практически неотличимо от Кэша — и это при том, что натуральный певческий голос Феникса совсем не похож на бас-баритон.
В хипстерской мелодраме Спайка Джонса «Она» Хоакин Феникс играет Теодора — одинокого мужчину, который покупает операционную систему с искусственным интеллектом и постепенно в неё влюбляется. Сыграть человека, который строит отношения с невидимым зрителю (и актёру) существом, в принципе, очень сложно: как любят говорить актёры, «игра — это реакция», Фениксу же здесь часто просто не на кого реагировать. Поэтому, наверное, «Она» и получилась фильмом настолько экзистенциальным: не имея возможности выражать мысли другим людям, Теодор всё глубже тонет в самом себе. И Феникс невероятно точно демонстрирует это путешествие персонажа вглубь собственной личности: он смешон, нелеп и при этом неуловимо трагичен. Это одна из лучших ролей актёра, непонятно почему не замеченная многими крупными премиями.
Не единственная, но лучшая роль Хоакина Феникса в фильмах Джеймса Грэя. «Любовники», основанные на повести Достоевского «Белые ночи», рассказывают историю паренька Леонарда, затянутого в любовный треугольник: с одной стороны — разнузданная соседка Мишель (Гвинет Пэлтроу), с другой — тихоня Сандра, дочь бизнесмена, о которой как бы невзначай вечно говорят его родители. Грэй создаёт кино парадоксов и конфликтов, помноженных на иррациональную человеческую природу, а Хоакин Феникс с его то апатичным, то обезумевшим взглядом лишь усиливает созданное автором поле контрастов. Обычная мелодрама с чуть ли не архетипическим сюжетом превращается в на удивление уникальную абсурдистскую трагедию, любой финал которой окажется спорным — а Хоакину в его поздних фильмах подобные сюжеты как раз даются сполагоря.
Странный моряк демобилизуется после Второй мировой войны и не может найти себя в мире Новой Америки. Он ищет работу, но вынужден постоянно её менять — и всё это длится, пока он не встречается с лидером некоего сектантского культа, подозрительно похожего на сайентологию. «Мастер» — это тонкое и масштабное исследование того, как послевоенная травма влияет на общественное сознание, от одного из главных американских режиссёров современности Пола Томаса Андерсона. Хоакин Феникс играет здесь главную роль: человека, в чью голову зрителю так и не удастся до конца заглянуть, человека хаотичного и странного, тем не менее удивительного цельного.
Его экранный дуэт с Филиппом Сеймуром Хоффманом, чьего героя начинает необъяснимо тянуть к маргинальному моряку, — вообще, пожалуй, один из самых впечатляющих во всей новой истории кино. За одну сцену в тюрьме им обоим могли бы дать все награды мира, но, как это часто бывало с Фениксом, вновь «прокатили». Тем не менее «Мастер» уже давно вписал себя в историю, а роль Феникса в нём постоянно называют одной из лучших в его карьере.
Самая недооценённая роль Хоакина в незамеченном режиссёрском дебюте Кейси Аффлека. «Я всё ещё здесь» — мокьюментари о жизни Феникса (не стоит путать реального Феникса и героя фильма), который решил бросить актёрскую карьеру и стать рэпером. Первые — да и прочие — блины у него выходят комом: горе-музыкант то лезет в драку с фанатами, то ссорится с друзьями и в итоге проваливается на новом поприще. Тут важно отметить, что на протяжении съёмок концепт картины держался в строгом секрете и многие люди были серьёзно убеждены, что происходящее с Хоакином — следствие страшного помешательства актёра. Отсюда возникают все комичные ситуации «Я всё ещё здесь» — безумного фильма, рассуждающего о селебах и известности, поиске себя и о том, как общественность диктует правила жизни. Это не просто роль, но ещё и настоящий культурный перформанс, разоблачающий двуличие индустрии. Что-то похожее делал Саша Барон Коэн в своих юмористических шоу, вот только у Феникса портрет нашего общества оказывается более меланхоличным и безнадёжным.