Иногда кинематограф индивидуализирует и обособляет, иногда – мотивирует собрать друзей, чтобы коллективно разделить магию кино. Наша подборка предлагает самые необычные и экзотичные фильмы, которые не стыдно будет включить в компании друзей. Можете быть уверены – никто не останется обиженным.
Возможно, самая радикальная и бесшабашная комедия в истории кино. Уж точно самый дикий киноальманах, собравший состав различных режиссеров-комедиографов. Режиссеры здесь воплощают свои наиболее изощренные фантазмы, и, что самое интересное, их в этом никто совсем не ограничивает. Критика в свое время успела проехаться по фильму катком, но это лишь придает ему хулиганского очарования – «Муви 43» выигрывает во всех номинациях по юмору ниже пояса. Настолько низкое, пошлое и разнузданное шоу, что временами испытываешь от него даже какое-то подспудное удовольствие.
Очень холодный и мрачный survival-триллер от Джо Карнахана. Самолет с пассажирами, одного из которых здесь играет потрясающий Лиам Нисон, терпит катастрофу в недрах Аляски. Чудом уцелевшие пассажиры стремятся сохранить свою жизнь и вступают конфликт с природными условиями и местной фауной. «Схватка» – один из лучших актерских экспириенсов Лиама Нисона. От начала до конца фильм находится в сольном исполнении артиста, стремящегося балансировать на тонком пересечении между статусом охотника и статусом жертвы. Особенно хорошо это чувствуется в сценах столкновения со стаей волков.
Легкая, местами чудаковатая и немного эксцентричная комедия Джона Митчелла. В первую очередь это интересная попытка переосмыслить жанр подростковой комедии. Помимо проблемы взросления и встречи первой любви Митчелл разжигает пламя фантастическим пластом сюжета – главный герой находит себе девушку-инопланетянку, чьему телу остается жить на планете всего 48 часов. Здесь в дело вступает фирменная британская эксцентрика: много странного юмора, парадоксальных образов и вызывающего гротескного стиля. Но фильм источает теплоту – во многом, конечно, благодаря своей наивности и лихому панковскому духу.
Один из самых «зимних» фильмов ужасов, которые когда-либо выходили (помимо, разумеется, «Нечто» Джона Карпентера – неоспоримого лидера в этом вопросе). «Замерзшие» Адама Грина спекулирует на ужасах горнолыжных курортов. Что будет, если оставить людей висеть на подъемнике, лишив их возможности спуститься или запросить помощь? Чем обернется столкновение с пронизывающим до костей холодом? Фильм мастерски работает на фронте survival-развлечения, одновременно предлагая нам эдакую снежную версию «Погребенного заживо» – чем, спрашивается, заточение над землей лучше, чем под ней?
Милиционер Шварценеггер, Красная площадь, московская зима и стычки в русских банях – неспроста фильм Уолтера Хилла считают образцовой клюквой. При этом «Красная жара» – вполне сносный боевик, который красиво, бодро и со вкусом паразитирует на тонкостях американо-советских отношений. Происходила бы подобная история где-нибудь в локациях Чикаго – на исходе получился бы рядовой криминальный боевик, которому совершенно нечем блеснуть. С «Красной жарой» обратный случай. Вы готовы включать этот фильм, пользуясь, как правило, одной сильной мотивацией – это послушать ломаный русский мат. И, что удивительно, в этом даже не стыдно признаться ни самому себе, ни своим друзьям.
Малоизвестная инди-комедия Тодда Солонзда на первый взгляд кажется скупой и невыразительной картиной (даже несмотря на то, что в одной из ролей здесь задействован очень озорной Дэнни Де Вито). Но на деле это очень ловкая, остроумная и хлесткая комедия, которая не боится рассуждать на тему смерти. Режиссер выводит в центр событий собаку, чтобы произвести моральную переоценку, показать, кто на самом деле собака, а кто человек. Пусть фильм иногда буксует и ему недостает артистической выразительности, но зато «Такса» предлагает здоровский финал – он разыгран по всем конвенциям постмодернистской иронии. Интересное и небанальное удовольствие на один вечер.
Пьянка, взросление и девчонки – слагаемые любой американской комедии о тинейджерах. Но «21 и больше» нельзя назвать сумасбродной и тупой комедией, которая оголяется по своему уровню, так сказать, ниже пояса. Это очень взвешенное, хорошо выстроенное кино, которое предлагает смотреть на феномен взросления со всех ракурсов. Иногда – с неподдельным задором и радостью, иногда – с грустью и натужными сантиментами. Так или иначе, фильм крепко сбит и маневрирует между двумя состояниями. Кроме того, здесь одна из первых по-настоящему хороших ролей Майлза Теллера. «21 и больше» – это легкое и непринужденное вечерние удовольствие, которое можно получить за полтора часа.
Приключенческий фильм Михаила Калатозова – наверное, второго лучшего режиссера СССР после Андрея Тарковского. На тот момент Калатозов уже успел прославиться своей военной мелодрамой «Летят журавли», взорвав Каннский кинофестиваль. Но «Неотправленное письмо» – это принципиально новый и крайне интересный опыт для советского кинематографа. Режиссер опробовал себя в том регистре и жанре, в котором спустя 50 с лишним лет испытает себя Иньяритту с «Выжившим». Это история выживания советских геологов, столкнувшихся с природными ужасами тайги. Здесь, в принципе, есть всё, начиная от динамичной камеры Сергея Урусевского и заканчивая выразительной актерской игрой Татьяны Самойловой, Евгения Урбанского и дебютом Василия Ливанова.
Режиссерская работа одного из самых талантливых американских сценаристов – Тейлора Шеридана, работавшего над такими фильмами, как «Убийца» и нео-вестерн «Любой ценой». «Ветреная река» тоже в какой-то степени современный вестерн, но только вывернутый наизнанку. В противовес классическому вестерну «Ветреная река» фокусируется на чувстве вины за истребление и произвол по отношению к коренным американцам. Убийство девушки-индианки запускает в фильме детективный сюжет, а затем превращается в разудалый боевик с несколькими очень изобретательными экшен-сценами. Чудесное удовольствие для одного зимнего вечера.
Интересный творческий дуэт Джейка Джилленхола и Жан-Марка Валле. Оба к моменту создания фильма находились на невероятном карьерном взлете: у Валле был «Далласский клуб покупателей», взявший несколько наград на премии «Оскар», у Джилленхола – сильные актерские бенефисы во «Враге», «Пленницах» и «Стрингере». Джилленхол снова подчиняет экран собственной магии и харизме: на этот раз он вживается в образ чудаковатого молодого вдовца, у которого пробудилась страсть к разрушению. «Разрушение» прекрасно демонстрирует крах жизни белого воротничка, прыгая в яму внутренних надломов и кризиса среднего возраста. Иначе говоря, это отличное и действительно теплое кино, которое незаслуженно забывают.
«Белый шквал» – это пример нетривиального Ридли Скотта, отошедшего от больших бюджетов и голливудских масштабов. Фильм заставляет прокрутить в голове всю литературную классику морских путешествий – например, того же «Артура Гордона Пима» Аллана По. История о кораблекрушении «Альбатроса» сначала развивается как приключенческий фильм, затем превращается в процессуальную судебную драму. И здесь весь эпицентр внимания находится у харизматичного Джеффа Бриджесса – он играет капитана Шелдона, против которого и возбуждают дело в связи со случившимся инцидентом. Бриджесс заражает экран энергетикой, а Скотт подтверждает свой статус грамотного рассказчика и талантливого визионера.
Необыкновенное жанровое высказывание Эндрю Доминика. Режиссер, кажется, решился за полтора часа переосмыслить жанр как современного вестерна, так и гангстерского триллера. История о поиске грабителей местного подполья превращается в замысловатое политическое высказывание. Быть может, сам характер высказывания уже не актуален (нам показывают криминальный мир обамовской эпохи, который переживает кризис 2008 года так же, как и миллионы обычных американцев), но сам антураж, повествование и ошеломительная роль Брэда Питта делают «Ограбление казино» очень занятным кинематографическим опытом.
В свое время лихой боевик Майкла Бэя называли «Криминальным чтивом на стероидах» . Формулировка очень верная. «Кровью и потом» – бешеная, непредсказуемая и крайне смешная амальгама сюжетов. Для Майкла Бэя тем более такое кино необычайно – он снял его в перерыве между «Трансформерами» и, кажется, добился лучшего творческого высказывания за свою карьеру. Здесь лихо смешан здоровый пацанский идиотизм и вездесущее желание достичь американской мечты. В некоторых моментах Бэй явно перегибает палку, кое-где ему не хватает тонкости и чувства меры – хотя, признаться, странно предъявлять такую претензию режиссеру, который никогда не знал меры и сталкивал автоботов с десептиконами.
Инди-фильм Уэса Андерсона прошел проверку временем и стал чуть ли не иконой новой американской поп-культуры. «Королевство полной луны», безусловно, не просто романтическая и инфантильная история о первой любви – это попытка режиссера сконструировать новое высказывание об американском ретро и винтаже. Высказаться так, чтобы это не казалось саркастической постмодернистской насмешкой, – и у Уэса Андерсона получилось это как никогда здорово. Фильм дышит и кипит жизнью, в нем нет ни единой ошибки и лишнего кадра – все сияет красочными цветами и организовано по принципу симметрии. Сногсшибательное кино, которому место в учебниках по киноискусству.
В какой-то степени уникальный эксперимент от Дэвида Эйра – снять мокьюментари-кино о полицейских. Конечно, когда псевдодокументалистика была на пике (это приблизительно 2012 год), «Патруль» смотрелся куда свежее и драйвовее – особенно на той волне, что в псевдодокументалистику почти никто не совался, кроме хоррормейкеров. Но Дэвид Эйр разыграл душераздирающую историю о двух полицейских посредством ручной камеры. Камера непрерывно находится с главными героями и фактически вещает онлайн. Жанровые компоненты фильма смешаны в правильных пропорциях: есть и смрадное гетто, и перестрелки, и насилие. Выбивается из фильма разве что чуть-чуть натужный сентиментальный финал, но общее впечатление от просмотра нисколько не портит.
Один из лучших фильмов Пола Верховена голливудского периода. Пожалуй, его триумф на территории крупнобюджетных блокбастеров. Как нонконформист и радикал, Верховен наполнил «Вспомнить всё» своими излюбленными фантазмами: и сексуальностью, и бешеным насилием, и иносказательностью, и сарказмом. Помимо супервайзеров по визуальным эффектам и блестящей режиссуры Верховена, большая заслуга в создании уникального боевика принадлежит Шварценеггеру. Именно он втянул в проект голландского режиссера. Да и вообще – какой боевик со Шварценнегером не заслуживает просмотра?!
Раздолбайский боевик Шэйна Блека – одного из самых креативных режиссеров и сценаристов последних десятилетий. Как и «Поцелуй навылет», «Славные парни» скачут по извилистым дорогам сюжета, многократно путая зрителя и вовлекая в удивительные многоходовки. Конечно, здесь много от неонуара, в частности от «Китайского квартала» – фильма, который принципиально переписывает шаблоны жанра нуар и детектива, предлагая вместо серых каменных джунглей и строгих костюмов солнце, ночные огни и рубашки. «Славные парни» разыграны в такой же экзотической атмосфере. Правда, есть здесь кое-что еще экзотичнее – это поразительная химия дуэта Райана Гослинга и Рассела Кроу.