Лето стремительно подходит к концу, но не стоит унывать — искусство, как известно, способно на всё, и нет лучшего способа немножко растянуть удовольствие, чем посмотреть фильмы, наполненные зноем, солнцем и радостью (последней, впрочем, не всегда).
Действие первого громкого фильма Спайка Ли происходит в «самый жаркий день лета», и мучительный солнечный зной становится одним из главных его сюжетных катализаторов. Кино потрясающей визуальной эстетики, «Делай как надо» показывает нам калейдоскоп странных, абсурдных, но таких живых характеров и событий, которые из категории полусказочных быстро превращаются в слишком, слишком реальные. Финал, как внезапный удар по голове, возвращает зрителя из залитых жёлтым светом улиц обратно в реальность и в лучших традициях Спайка Ли честно говорит на вечную проблему сожительства рас и предубеждений.
Сводный брат «Маленькой мисс Счастье» и режиссёрский дебют двух сценаристов «Сообщества» и оскароносных «Потомков», «Дорога, дорога домой» — махровое американское «инди», в чьих жёлто-синих ярких цветах раз за разом обсуждаются одни и те же темы. Семья, отношения с родителями и вечные, мучительные, непрекращающиеся поиски себя, которые особенно обостряются в летнюю жару. Для фильма с таким невероятным кастом (Стив Карелл, Сэм Рокуэлл, Тони Коллетт, Эллисон Дженни) «Дорога, дорога домой» получает удивительно мало зрительского внимания. Последний день лета — чем не повод наверстать упущенное?
Абсолютная голливудская классика, которая у нас, кажется, пользуется не такой уж большой популярностью по сравнению с другими подростковыми фильмами великого Джона Хьюза. «Выходной день Ферриса Бьюллера», правда, кино не столько летнее, сколько лето предвещающее — оно рассказывает о бездельнике-школьнике, который перед выпускными экзаменами решает прогулять учёбу и оторваться с друзьями. Изобретательный визуально и нарративно (помимо всего прочего, это один из самых известных примеров ломания «четвёртой стены» в кино), фильм обязателен для всех, кто, упустив лето, уже с нетерпением ждёт следующего.
Как ни странно, Джордж Лукас не всю жизнь сидел дома и получал гонорары со «Звёздных войн» — в 1973 году он под крылом ни много ни мало Фрэнсиса Форда Копполы снял «Американские граффити». Ностальгический реверанс утерянным шестидесятым, собирающий воедино разношёрстные характеры ради романтизированного, но убедительного портрета эпохи. Проводя героев через одну летнюю ночь, Джордж Лукас умело ловит двух времени и с головой окунает зрителя в мир нелепых танцев и смешных причёсок.
В далёком 1993 году мастодонт американского независимого кино Ричард Линклейтер снял один из главных летних фильмов поколения, культовый «Под кайфом и в смятении». Но для нашего списка мы возьмём в каком-то смысле идейное продолжение линклейтеровской классики, его же «Каждому своё» — драйвовую притчу о беззаботных учениках колледжа, которым ещё предстоит столкнуться со взрослой жизнью и идущей вместе с ней ответственностью. «Каждому своё» как раз фиксирует это послелетнее ощущение, когда радость хочется продлить и оставить навсегда.
Сюжетно и стилистически схожий с «Дорогой, дорогой домой», «Парк культуры и отдыха» — фильм о неудачливом парне Джеймсе, который вынужден летом работать в парке развлечений, чтобы накопить денег на давно запланированное путешествие. Но, естественно, всё идёт не по плану, и скучное рабочее лето оборачивается величайшим приключением в его жизни: дружба, любовь, весь набор подростковых летних переживаний, ради которых мы каждый год ждём солнечное время года. Ничуть не оригинальное, но талантливо сделанное кино с потрясающим кастом (кроме Джесси Айзенберга в главной роли тут отметились Кристен Стюарт, Райан Рейнольдс, Билл Хейдер и Кристен Уиг).
До того как стать режиссёром «Острова Конга» и грозой вьетнамских картелей, Джордан Вот-Робертс снял «Королей лета» — фильм с, в общем-то, самообъясняющим названием, пропитанную юношеским максимализмом авантюрную историю о маленьких бунтарях, построивших своё маленькое пубертатное общество в лесу. Маленькое инди с выразительностью блокбастера, один большой манифест подростковой непосредственности, которой нам всем порой так не хватает и которая делает любое лето красивее, круче и веселее в миллионы раз.