На этой неделе в прокате «Гив ми либерти» — роуд-муви Кирилла Михановского о молодом парне по имени Вик, который разрывается между обещанием отвезти российских иммигрантов на поминки и желанием быть с Трейси, темнокожей девушкой с боковым амиотрофическим склерозом.
В честь выхода «Гив ми либерти» собрали для вас еще 7 необычных фильмов о жизни иммигрантов в разных жанрах — от детского блокбастера до депрессивного мюзикла.
Жанр: детский блокбастер
Не самый очевидный фильм о жизни иммигранта, но безусловно важный. Приехавший из дремучих лесов Перу медвежонок Паддингтон пытается обжиться в столице Великобритании. Первый фильм франшизы был посвящен ассимиляции любителя апельсинового джема и его знакомству с английской культурой. Вторая часть переключилась на современную политическую ситуацию Великобритании: фильм открыто противостоит брекзиту, воспевает инклюзивность Лондона и открыто насмехается над людьми, которые на дух не переносят иммигрантов.
Жанр: исторический фильм
1920-е. В США ежегодно прибывают миллионы мигрантов из Европы — среди них сестры Эва и Магда, сбежавшие из Польши в поисках лучшей жизни. Нью-Йорк встречает девушек проблемами: заболевшую туберкулезом Магду помещают в карантин. Готовая на все ради сестры Эва соглашается на предложение сутенера Бруно и присоединяется к миру бурлеска и водевиля. Брат Бруно, фокусник Орландо, влюбляется в девушку и пытается спасти ее и воссоединить с сестрой.
Режиссер Джеймс Грэй всегда пробовал себя в разных жанрах — научная фантастика «К звездам», приключенческий боевик об одержимости «Затерянный город Z», наконец «Иммигрантка», превратившаяся в отечественном прокате в непонятную «Роковую страсть». Под исторической драмой о жизни двух сестер-иммигранток скрывается редкий в наши дни великий американский роман и эпическая история о формировании современного Нью-Йорка.
Жанр: депрессивный мюзикл
Иммигрантка Сельма работает на заводе, чтобы прокормить своего единственного сына. От серого и невзрачного окружения она сбегает в воображаемый мир песен и танцев, созданный по мотивам ее любимых мюзиклов. Беспечный эскапизм быстро становится настоящей безысходностью, потому что у героини стремительно начинает пропадать зрение, но страшнее то, что те же проблемы наблюдаются у сына, которому позарез нужна операция.
Манипуляции Ларса фон Триера наконец-то материализовались в то, что можно поставить на полку, – в безусловно заслуженную «Золотую пальмовую ветвь». «Танцующая в темноте» – это, конечно, великолепная деконструкция исконно голливудского жанра мюзикл и практически философское рассуждение о музыке как единственной возможности сбежать от жестокой реальности. Но странным образом именно это кино не располагает к анализу и раскладыванию его содержимого по полочкам – после него хочется только искренне ненавидеть фон Триера и горько плакать.
Жанр: меланхоличное драмеди
Венгерский иммигрант Вилли, который живет в Нью-Йорке так долго, что успел потерять акцент, и его друг Эдди прожигают жизнь, бездельничая и играя в карты. Когда в США из Будапешта приезжает Ева, двоюродная сестра Вилли, он признает в ней родственную душу, но вынужден попрощаться из-за ее отъезда в Кливленд. Год спустя Вилли и Эдди решают потратить очередной карточный выигрыш на поездку к Еве.
Принесший Джиму Джармушу мировое признание фильм «Более странно, чем в раю» — это среди прочего меланхоличное размышление о бесполезном поиске того самого рая. Одних дорога ведет в США, других — в Кливленд, но в конце концов герои с расстройством признают, что, куда бы они ни приехали, «все выглядит точно так же».
Жанр: антропологическое роуд-муви
Режиссер первого сезона «Настоящего детектива» американец Кэри Фукунага отправился снимать свой дебютный фильм в Мексику. «Без имени» – это простая история двух незнакомцев, которые вынуждены помогать друг другу, чтобы выжить. Сайра – девушка из Гондураса, которая мечтает уехать в Нью-Джерси, а Уилли – уставший от криминала член местной банды.
Фукунага бросает зрителя в безнадежный и безрадостный мир иммигрантов, но не выжимает из него слезы, а с воодушевлением показывает, что каждый человек должен стремиться к своей мечте, как бы далеко она ни находилась.
Жанр: авторская драма
Пожилой, одинокий и вечно хмурый мужчина Уильям садится в такси к сенегальскому иммигранту Соло, который идет по жизни с улыбкой на лице. Разговор у них, понятное дело, не клеится, но Уильям внезапно предлагает водителю непыльную, но денежную работенку: через несколько недель нужно заехать за мужчиной и отвезти в один конец, к скалистому заповеднику. Неблизкий путь мужчина покроет суммой в $1000 — Соло соглашается, но понимает, что Уильям планирует самоубийство.
Американский режиссер Рамин Бахрани прекрасно знает, что значит «иммигрантская жизнь»: он вырос в семье выходцев из Ирана. «Прощай, Соло» — один из главных фильмов в его карьере; формально это ремейк «Вкуса вишни» Аббаса Киаростами, разбавленный исследованием межнационального и расового вопроса. Сводящий концы с концами Соло готов отказаться от внушительной суммы ради спасения человека, уставшего жить.
Жанр: межнациональная комедия
Рожденный в Пакистане американец Кумэйл начинает встречаться с местной студенткой Эмили, но вынужден прервать отношения из-за культурных различий: родители заставляют его искать девушку среди ассимилированных пакистанок или на худой конец просто мусульманок. Когда Эмили внезапно впадает в кому, Кумэйл решает познакомиться с ее родителями и признаться в своих чувствах, даже если это навредит отношениям с семьей и его карьере стенд-ап-комика.
Эмили В. Гордон и Кумэйл Нанджиани писали сценарий дебютного фильма, взяв в основу свою историю знакомства, — эта искренность превратила «Любовь — болезнь» в трогательное размышление о том, как любовь стирает культурные границы, объединяет конфликтующих людей и лечит.