2020-й был сложным для всех, а вот для российского кино он оказался неожиданно удачным. Отечественные премьеры могли порадовать зрителей с самыми разными вкусовыми предпочтениями — были и классные фестивальные драмы, и талантливые комедии, и даже нестыдные хорроры. Сегодня мы вспоминаем лучшие российские фильмы года.
Эксцентричная комедия о четырёх парнях, которым нужно в течение дня где-то найти деньги на съёмную квартиру в Москве. «Хандра» собрана из архетипов и мифологем, это такой юмористический портрет современной России или, если заглядывать чуть глубже, метамодернистская история о парадоксальной силе дружбы (причём это предложение сложнее, чем весь фильм, что, конечно, в данном случае хорошо). Кроме того, режиссёр Алексей Камынин здесь очень точно и самоиронично смеётся над российским кино в целом – над его попытками быть высоким и «живым». Если судить по «Хандре», ничего живее кино – со свойственными ему шаблонами и условностями – быть в принципе не может.
И снова Михаил Сегал («Рассказы», «Слоны могут играть в футбол») доказывает, что российская комедия – даже о такой спорной теме, как порно, – может быть непошлой, неглупой и очень смешной. Его «Глубже!» – в каком-то смысле два фильма в одном. Первый – эксцентричный анекдот о заумном театральном режиссёре, который применяет метод Станиславского к съёмке фильмов для взрослых. Второй – вольное размышление Сегала на тему судьбы автора в информационной эпохе, где легко спутать истинное стремление и свой медиаобраз. Обе части хороши по-своему, и единственное, что расстраивает в «Глубже!», – то, что сопряжены они слегка неуклюже. Впрочем, это едва ли способно перебить всё позитивное, что в фильме есть.
Победитель «Кинотавра» и одна из самых неординарных российских премьер года: медитативная драма о якутской знахарке, которая лечит всё село, но остаётся отшельницей и «фриком». Фильм Дмитрия Давыдова — ещё один шаг регионального кино в сторону захвата индустрии: ещё несколько лет назад фильмы из Якутии воспринимались как какая-то странная экзотика, теперь они выигрывают на важнейших отечественных фестивалях («Окно в Европу», например, тоже выиграло якутское кино «Чёрный снег»). И это не может не радовать. Наконец-то наша кинематография выбралась за пределы двух столиц и обратила внимание на самобытные истории из самых разных уголков страны.
Неожиданно точное и болезненное кино от Андрея Кончаловского, который наконец-то сошёл с небес на землю после «Греха» и «Рая». «Дорогие товарищи!» — фильм о реальном случае расстрела бастующих в Новочеркасске 1962 года: главная героиня, убеждённая сталинистка, здесь во время протестов теряет дочь и, пытаясь найти по моргам хотя бы её тело, начинает менять свои политические воззрения. «Дорогие товарищи!» — не только кино, которое пугающе перекликается с современностью, но и в целом очень мощное исследование механизмов тоталитарной власти, которая везде и во все времена, в общем-то, похожа.
Сюрреалистичная комедия, основанная на одноимённой театральной пьесе. По сюжету простого парня из Подольска по фамилии Фролов забирают в полицейский участок, чтобы там его «перевоспитать». Вопреки всем ожиданиям героя, его начинают спрашивать об истории родного города и упрекают в том, что он не замечает окружающей красоты, пока едет на электричке в Москву. Также будут танцы, дикие песни и неожиданное купание в бассейне: в общем, стандартный день в столичном РУВД. «Человек из Подольска» удачно фиксирует абсурд российской жизни (несколько его, конечно, преувеличивая): страны для грустных, в которой скучно точно не будет никому.
Мы редко ждём что-то хорошее от российских фильмов, которые выпускают под Новый год, — уж слишком велик шанс того, что это очередная предпраздничная манипуляция, дешёвый способ загнать людей в кинотеатры. Но «Серебряные коньки» приятно удивляют: картина Михаила Локшина — действительно талантливо сделанная сказка. Очень красивая, с любопытно воссозданным сеттингом Петербурга рубежа XIX и XX веков, с запоминающимися характерами (особенно тут блистает Юра Борисов) и, что совсем неожиданно для фильма от студии Никиты Михалкова, с довольно либеральным посылом. Хорошее отечественное кино на праздник — чем не новогоднее чудо?
Долгострой от Филиппа Юрьева — этнографическое кино о богом забытой чукотской деревне и лучшая экранизация песни «УмаТурман» (не считая клипа самих «УмаТурман»). Главный герой, простой сельский парень, здесь влюбляется в американскую вебкам-модель и, особо не понимая специфики работы Интернета, думает, что её усреднённые экранные эмоции — намёк на взаимные чувства. Поэтому он хочет во что бы то ни стало до нё доплыть, долететь, доехать, искренне надеясь, что она будет рада такому соседу. «Китобой» — кино одновременно комичное (Юрьев практически в форме анекдота показывает необычный быт деревни) и очень проникновенное: видно, что режиссёр упивается местными красотами и своими героями. Нелепыми, неловкими, но такими необычными, ни на кого не похожими.