Одной из главных новинок недавно завершившегося Каннского фестиваля стал триптих Йоргоса Лантимоса «Виды доброты». Сегодня греческий постановщик снимает на английском языке с голливудскими звездами, а начинал с небольших абсурдных комедий на родине. Вспоминаем любимых режиссёров Лантимоса, которые сформировали автора «Фаворитки» и «Бедных-несчастных».
Анджей Жулавски
На MUBI можно ознакомиться с внушительным списком из 47 любимых фильмов Лантимоса: от «Челюстей» Стивена Спилберга и «Реконструкции» Тео Ангелопулоса до «Неогранённых алмазов» братьев Сэфди и «Ультиматума Борна» Пола Гринграсса. Нашлось в листе место и «Одержимой» Анджея Жулавски. Лантимос признавался, что любит многие фильмы польского мастера, смешные, романтические, истеричные и драматичные. «Одержимую» греческий автор указывал как один из источников вдохновения при работе над «Фавориткой», а особо отмечал игру Изабель Аджани. В последние пару лет Лантимос непременно снимает Эмму Стоун, и в танцах американской актрисы порой проскакивают конвульсивные движения француженки из шедевра Жулавски.
Милош Форман
Нет ничего удивительного в том, что среди любимых режиссёров Лантимоса много европейцев. Милош Форман бежал из коммунистической Чехословакии и стал звездой Голливуда. Грек тоже перешёл от авторского кино с малоизвестными актёрами к фильмам, которые претендуют на «Оскар». Однако Лантимос переехал из Южной Европы не по политическим причинам, а для дальнейшего роста. Грек признавался в любви к «Амадею», а Эмма Стоун вместе с режиссёром вспоминала более раннюю работу Формана «Бал пожарных», говоря про «Бедных-несчастных». И у Лантимоса, и у чехословацкого мастера в фильмах реальность элегантно сочетается с абсурдными эпизодами.
Ингмар Бергман
Трудно назвать современного режиссёра, который бы не признавал влияния и величия Ингмара Бергмана. Нельзя так с ходу сказать, что общего у Лантимоса со шведским постановщиком. Однако автор «Убийства священного оленя» и «Лобстера» много раз с огромным уважением отзывался о Бергмане. А в 2018-м греческий режиссёр на несколько дней отправился на остров Форё в Балтийском море, где провёл последние годы жизни шведский автор и где теперь ежегодно проходит фестиваль, посвящённый творчеству ушедшего мастера. Лантимос прочитал лекцию о своих фильмах и посмотрел оригинальную плёночную версию «Персоны». Из огромного наследия «Бергмана» грек особо выделяет «Шёпоты и крики» — психологическую драму о трёх несчастных сёстрах в интерьерах родового поместья.
Питер Гринуэй
Лантимос, как и Питер Гринуэй, любит провоцировать публику, а потому не боится показывать в кадре как эротические, так и кровавые сцены. В первую очередь, конечно, влияние британского режиссёра на грека заметно в «Фаворитке». Лантимос и не скрывает, что «Контракт рисовальщика» — один из любимых фильмов автора. В «Контракте рисовальщика» хозяйка загородной усадьбы просит молодого художника сделать 12 рисунков дома, пока муж в отъезде. Живописец соглашается, но в ходе работы понимает, что супруга заказчицы убили. «Контракт рисовальщика» расширяет привычные границы исторического кино. Это ироничный детектив, в котором парики, свечи и пафосные речи чаще всего выглядят нелепо.
Стэнли Кубрик
Стэнли Кубрик вошёл в историю кино как перфекционист и постановщик, который готов успешно работать в любом жанре. После смерти режиссёра критики и зрители то и дело пытаются выявить среди современных кинематографистов нового Кубрика. Не очень понятно, зачем это нужно, но сравнение с мастером наверняка льстит. Барри Кеоган, снимавшийся у Лантимоса в «Убийстве священного оленя», уверен, что именно грек является реинкарнацией заслуженного автора прошлого, и хочет ещё поработать с талантливым постановщиком. Современный постановщик высоко ценит «Барри Линдона», а в «Клыке» можно разглядеть композицию известного кадра из «Сияния».
Робер Брессон
Робер Брессон известен не только как режиссёр минималистских фильмов с непрофессиональными актёрами, но и как автор книги «Заметки о кинематографе», которую Лантимос называет чуть ли не своей настольной книгой. В начале карьеры из-за маленьких бюджетов грек был вынужден следовать заветам Брессона и снимал аскетичные картины. Кроме того, французский автор утверждал, что актёры являются своего рода моделями в руках постановщика. И в абсурдистских картинах уже много лет Лантимос стремится к максимально отстранённой, лишённой всяких эмоций игре исполнителей главных ролей. Оттого столь эффектно смотрятся отдельные всполохи чувств. Греческий режиссёр с восхищением говорит обо всех фильмах Брессона, а в списке любимых картин аж три работы француза: «Мушетт», «Наудачу, Бальтазар» и «Карманник».
Миклош Янчо
Венгр Миклош Янчо прославился в 1960-е годы масштабными историческими драмами о страшных эпизодах из прошлого родины. Лантимос говорит, что не знает, какой фильм из творчества Янчо нравится больше: «Без надежды» или «Звёзды и солдаты». В опросах разных лет греческий автор называет среди любимых то одну картину, то другую. Вспоминая драму «Звёзды и солдаты», Лантимос утверждает, что при первом просмотре фильм его совершенно потряс, ничего похожего он прежде не видел. Грек отмечает, что в картине охотники превращаются в жертв и наоборот, но на фоне большой истории все личные драмы теряются и кажутся незначительными. Лантимос отмечает уникальный киноязык Янчо, венгр всегда вдохновлял автора пробовать что-то новое и не бояться экспериментов.
Жан-Люк Годар
Другой большой экспериментатор в истории кино — Жан-Люк Годар. Один из основоположников французской «новой волны» никогда не останавливался на месте, бесконечно менялся и старался снова и снова переизобретать молодой вид искусства. Лантимос любит как раннего, так и уже зрелого Годара. Среди любимых фильмов француза греческий постановщик отмечает «Жить своей жизнью» и «Детектив». Как и Годар, Лантимос любопытно работает с монтажом, находит неожиданные ракурсы и ищет новые визуальные формы, которые бы удивляли и привлекали зрителей. Греку, конечно, пока далеко до опытов классика, но постановщик ещё молод и не думает о завершении карьеры. Напомним, что Годар работал до самой смерти, даже в 91 год.