Продолжаем рассказывать о любимых фильмах главных режиссеров современности. Сегодня в программе «лунный свет наших очей» ― Барри Дженкинс.
«Нигилистическая симфония города мечты» ― так говорит Барри Дженкинс о фильме «Таксист». Но тут и нигилистом быть не надо, чтобы понимать шедевральность картины Мартина Скорсезе. Возможно, именно такое видение картины Скорсезе и желание запечатлеть собственный ритм улиц города подтолкнули Дженкинса к созданию «Если Бил-стрит могла бы заговорить». Кино, которое иначе как симфонией не назовешь.
По словам Дженкинса, одна из самых влиятельных режиссерок современности Клер Дени снимает очень чувственное кино (а сам-то?). Но среди остальных Барри выделяет ее ленту 1999 года «Хорошая работа». «Этот фильм бросается на тебя с экрана. Ты можешь попробовать его на вкус. Понюхать его. Это переполняет эмоциями», ― делится своими впечатлениями постановщик. И с ним тут сложно поспорить, ведь даже Стивену Содербергу с его «Супер Майками» не удалось так проницательно передать красоту мужского тела в движении.
Как и главным героям фильма, которые так долго сопротивляются проявлению своих чувств, лучший совет в случае с Вонгом Кар Ваем ― это перестать сопротивляться его кинематографической магии и отдаться эмоциям. Вот и Барри Дженкинс тоже не устоял и отметил в своей выборке один из самых известных фильмов режиссера «Любовное настроение». А говорит о нем он следующее: «Движение и статика в качестве темы и эстетики, напряжение и освобождение». Тут не поспоришь.
В 1994 году Бела Тарр снял один из своих самых известных фильмов ― «Сатанинское танго». В 2022-м Барри Дженкинс добавил его в топ своих любимых картин. Обоим режиссерам было около 40 лет, когда они громко заявили о себе, каждый хоть и по своему, но, бесспорно, очень эффектно. Поэтому если про «Лунный свет» Дженкинса больше хочется молчать, то «Сатанинское танго» надо молча включать, чтобы узнать, что же там такого нашел постановщик.
Кажется, у Барри Дженкинса явная любовь к венгерским постановщикам. Помимо Белы Тарра режиссер также отмечает ленту «Без надежды» Миклоша Янчо, вышедшею в далеком 1965 году. Возможно, дело в том, что эту картину он посмотрел не так давно по сравнению с другими лентами топа, поэтому впечатления еще свежи. «Фильм, который выкован из движения и силуэта, чтобы создать из формы воздействие на заданную тему», ― описывает свои впечатления от просмотра Дженкинс. И, по его словам, он планирует продолжить изучение работ Янчо.
У кого-то в голове при упоминании «Космической одиссеи» начинает играть «Так говорил Заратустра» Рихарда Штраусса, а у кого-то одна навязчивая мысль: «Да сколько можно вставлять этот фильм в каждый существующий в мире список». На это Барри Дженкинс наверняка ответил бы нам так: «А столько, сколько захочется». Фильм Стэнли Кубрика ― заслуженно был и останется бессмертной классикой еще на 1, 2000 или 2001 век. «Во время первой же сцены я подумал: “Что же, кино действительно МОЖЕТ быть обо всем, чем угодно», ― уже на самом деле сказал о фильме Дженкинс.
Если вы смотрели «Подземную железную дорогу» Барри Дженкинса (да и любой его проект), то вы знаете, что режиссер не снимает ни одного кадра просто так и каждый является как самостоятельным произведением искусства, так и важной частью общей картины. Примерно то же самое он говорит о ленте «Скрытое» Михаэля Ханеке: «Ни одного впустую потраченного кадра. Ни одного». К слову, картина в свое время получила «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале.
«Для многих из нас фильмы Спайка ― это канон. Кинематограф был бы неполноценным без существования этого режиссера» ― слова, которые хотя бы раз в жизни произносил каждый американский кинематографист, в том числе и Барри Дженкинс. В свою десятку он выбрал одну из первых картин постановщика, сделавшую его всемирно известным и устроившую большой переворот не только в душе Барри, но и в мировом кино, ― драмеди «Делай как надо».
Еще один не самый очевидный выбор Барри Дженкинса ― драма 1977 года «Забойщик овец». Само же творчество ее создателя Чарльза Бернетта Дженкинс считает недооцененным и монументальным. Лента рассказывает о жизни афроамериканцев в гетто глазами работника скотобойни Стена, который не может примириться с окружающей его реальностью. Хотя недооцененной работу Бернетта явно не назвать ― в свое время картина получила премию ФИПРЕССИ Берлинского кинофестиваля.