"Терминатор 4" оказался масштабным военным фильмом с боями на суше, на море и в воздухе, разнообразными терминаторами и компьютерным Шварценеггером.
После того, как компьютерная оборонная система Скайнет обрела разум и забросала человечество атомными бомбами, на Земле настали унылые времена. Оставшиеся в живых ведут непрерывную войну с роботами, роботы охотятся на людей и конца этой схватки жизни с цветными металлами на ядерной помойке не видно. Мрачное равновесие суждено нарушить одному из лидеров Сопротивления Джону Коннору – во время рейда на базу Скайнета он находит коды доступа к радиочастотам, на которых терминаторы получают команды. Сопротивление начинает готовиться к решающему наступлению, но Коннора больше беспокоит другое – крутя в руках фотографию Сары Коннор, он думает, как спасти мальчишку по имени Кайл Риз, который, отправившись в прошлое, должен стать его отцом. Вскоре у Коннора появится странный союзник, который тоже желает позаботиться о парне – некто Маркус, осужденный на смерть еще до бомбежек Скайнета преступник, который, неведомым для самого себя образом, после казни вместо того света очнулся в апокалиптическом будущем.
Тем, кто скучал по Терминатору последние двадцать лет, можно сказать, что таки да – обещанное режиссером МакГи появление Арнольда Шварценеггера состоится. Не лично, разумеется, но компьютерные технологии предоставляют довольно сносную копию Шварца. Изумление, однако, вызывает не вечно молодой Т800, а то, что "Терминатор 4" оказался больше похож на «Перл-Харбор» /Pearl Harbor/ (2001), чем на своих предшественников. МакГи сделал масштабный военный фильм, с боями в воздухе и на море, с десантными операциями, минными полями и всем прочим, что подразумевает этот жанр. То, что на стороне противника не фашисты в касках, а ржавые кровожадные боты, дела особенно не меняет.
Этот эпический милитаристский замах поставил актеров в странное положение – в американских военных фильмах Станиславский лежит ногами к взрыву и не дергается. Поэтому сыгравший Коннора надежда человечества Кристиан Бэйл и сыгравший Риза Антон Ельчин, как и все прочие, в основном делают военное выражение лица и демонстрируют спортивную (и военную) форму. Нечто подобное произошло когда-то с третьей "Матрицей". Это, по-своему, удобно – можно сосредоточиться на терминаторах, которых в фильме много и все они разные. Самый неприятный – водоплавающий, похожий на стального угря. Самый быстрый – мотоциклетный. Самый страшный – 15-метровый Жнец. Военный аттракцион летит по атомным горкам почти без остановки и кто уж там рассматривает чью фотографию, и кто кого ищет – становится совершенно неважно.
А важным становится спасение человечества – штука слишком абстрактная, чтобы ей сопереживать. В конечном счете, в первом фильме речь шла не о путешествиях во времени и не о гигантских человекоподобных роботах – «Терминатор» /Terminator, The/ (1984) рассказывал языком B-movie о схватке человека с ангелом истребления, «Терминатор 2: судный день» /Terminator 2: Judgment Day/ (1991) – об ангеле истребления, который решил не истреблять. Добро и зло имело в них столь зримую и безжалостную форму, что добиться похожего эффекта удалось потом, кажется, только Коэнам, выпустившим на экран Антона Чигура.
В "Терминаторе 4" ангелы истребления – просто опасные железяки, а Скайнет – уже не зловещий i-Бог, а просто суперкомпьютер.
По-своему, МакГи перезапустил сагу о Терминаторе в самом актуальном ключе. Сопереживать некому, война со Скайнетом не имеет конца и человечеству, как и зрителю, остается только восхищенно смотреть, как рвутся бомбы.