Казалось бы, с завершением церемонии награждения премиями Американской киноакадемии тема белого большинства в Голливуде плавно сошла на нет, однако окончательная точка в столь щепетильном вопросе вряд ли может быть поставлена
Разумеется, проблема замены белыми актерами аутентичных исполнителей имеет давние корни. Взять хотя бы один из классических образов черно-белого кино – злобного китайского гения Фу Манчу. При всем страхе западного общества перед быстрорастущим Китаем, легко трансформирующимся в любопытство, в Голливуде не хватило смелости подобрать на роль восточного злодея актера-азиата. Фу Манчу сыграл Борис Карлофф – британец, даже под слоями грима и отдаленно не напоминающий китайца. Думаете, это хоть сколько-то помешало картине? Ничуть! Больше того, ни разу в экранизациях романов о докторе Фу Манчу ведущую роль не сыграл актер азиатского происхождения. Вот где заговор!
Если уж за океаном киностудии испытывали недостаток в устраивающих продюсеров актерах иных, нежели европеоидная, рас, то что говорить об СССР, где к неграм на улице даже жители столицы привыкли только в восьмидесятых. Приходилось обходиться собственными силами – например, Сергей Бондарчук в постановке классического шекспировского «Отелло» примерил на себя черный грим ревнивого мавра. Сегодня грим Бондарчука смотрится нелепо, но не это было самым важным в блистательной картине – и это верно было оценено не только критиками, но и коллегами режиссера Сергея Юткевича. Юткевич получил приз Каннского кинофестиваля как лучший постановщик.
Сколько угодно создатели комедии «Чайная церемония» могут прятаться за легкий жанр, менее расистской и оскорбительной их картина от этого не становится. Сатирическое высмеивание американской оккупации послевоенной Японии – это одно, а вот приглашение на роль японца Сакини Марлона Брандо – совсем другое. Да, Брандо пришлось часами сидеть у гримера, однако азиатом его это не сделало, а уж когда актер открывал рот и говорил с нарочитым восточным акцентом, то и вовсе пиши пропало. Мир, впрочем, насмешку проглотил и даже удостоил лету многих наград.
А вот еще один комический персонаж, в самом нелепом свете показывающий японцев. В классической романтической комедии «Завтрак у Тиффани» режиссер Блейк Эдвардс на роль японского управляющего домом, где живет главная героиня, решил привлечь не азиатского актера, а американца с шотландскими корнями Микки Руни. Чтобы хоть сколько-то соответствовать стереотипам средних американцев об их недавних врагах, Руни приходилось долго гримироваться, накладывать искусственные веки, вставлять зубы и, конечно, играть акцентом. Удивительно, но зрителям карикатурный образ мистера Юниоши пришелся по вкусу.
Перенеся сюжет шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта» в наши дни, авторы «Вестсайдской истории» существенно подправили и происхождение своих героев – Джульетта в их картине из итальянки превратилась в пуэрториканку Марию. Казалось бы, что проще – найти смуглянку в бесконечных голливудских актерских базах? Но нет, Роберт Уайз и Джером Роббинс на главную роль пригласили Натали Вуд, американку, чьи родители эмигрировали из СССР. Создателей картины, впрочем, можно понять – Вуд блистательная артистка, талант которой сполна оценен колоссальным призовым фондом.
Каждая картина, рассказывающая об истории Древнего Египта, обязательно вызывает яростные споры вокруг кастинга актеров, призванных сыграть персонажей древней цивилизации. И никакая красота не должна сбивать зрителя с толку – древние египтяне вовсе не были белыми европейцами. Еще в середине прошлого века ученым стало совершенно очевидно, что потомки фараонов, к числу которых принадлежала и Клеопатра, имели африканские корни, а следовательно, если не черную, то смуглую кожу. Конечно, в начале 60-х Тейлор была на пике популярности, но это не повод подтасовывать факты.
Если мы рассказали об опыте Сергея Бондарчука мазаться гуталином, то почему бы в той же связи не вспомнить и Лоуренса Оливье, статного британца, которому пришлось свою кожу сделать на несколько тонов темнее. Оливье сыграл в нескольких постановках Шекспира и был отмечен множеством наград, поэтому его кандидатура на главную роль не вызывала сомнений (справедливости ради, Лоуренс действительно за Отелло был номинирован на «Оскар»), однако шлейф расизма от этой работы все равно оставался – в Голливуде 60-х были сильные чернокожие актеры, но британцы во главе с режиссером Стюартом Берджем к радикальным шагам оказались не готовы.
На середину 70-х в СССР пришелся пик популярности актера и исполнителя песен Владимира Высоцкого – зрители готовы были к любой его роли, будь то кино или театр. Однако даже искренних поклонников Высоцкого роль актера в исторической мелодраме Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» заставила пожать плечами – в Высоцком не было ни одного африканского гена, поэтому грим на нем выглядел скорее грязью или неудачной шуткой, чем аутентичным гримом. Впрочем, зрители картину полюбили не за достоверность образов, а за великолепную музыку и шутливый настрой, а с этим у Высоцкого всегда был полный порядок.
В советских комедиях довольно часто эпизодические роли чернокожих персонажей доставались весьма популярным артисткам – вспомним хотя бы Любовь Полищук в «31 июня», Ларису Долину в «Мы из джаза» или Наталью Крачковскую в «Человеке с бульвара Капуцинов». Последняя в роли негритянки – служанки главной героини выглядит особенно забавно. Надо сказать, что комедия Аллы Суриковой в необычном свете показала не только Крачковскую – там же, например, Спартак Мишулин выступил в непривычной для себя роли индейского вождя. Вождь по имени Спартак – это красиво!
Особенную смелость (или даже наглость, если хотите) нужно иметь, чтобы взяться не просто за роль героя другой расы, но и сыграть реального человека, притом с весьма трагичной судьбой. В 2007 году в драме «Ее сердце» Анджелина Джоли исполнила роль журналистки Мариан Перл, поделившейся с миром своими воспоминаниями о похищении и убийстве мужа. Все бы ничего, вот только Мариан, хоть и родилась в Париже, корни имела афрокубинские, а у наследницы европейских генов Анджелины Джоли от негритянской расы не было ничего. Пришлось искусственно делать мелкие кудряшки, красить кожу и скрывать голубые глаза за линзами. На что не пойдешь ради крепкой драматической роли.
Когда-нибудь, возможно, кто-то из потомков проведет кропотливое исследование и объяснит нам, наконец, как так получилось, что Сергей Безруков сыграл в отечественном кино и на ТВ почти всех известных или популярных персон из самых разных времен – от Иисуса до Есенина, от Высоцкого до Каппеля. Замахнулся Сергей и на наше все – в картине «Пушкин. Последняя дуэль» Безруков сыграл Александра Сергеевича. Создатели картины не стали заморачиваться приданием своему Пушкину оттенков кожи, соответствующих его африканскому происхождению, а просто прицепили к лицу актера бакенбарды и отправили на Черную речку. Почему бы и нет, Пушкин их на дуэль вызвать уже не может.
Особняком в нашем списке стоит Роберт Дауни, исполнивший в комедии Бена Стиллера «Солдаты неудачи» блистательную роль белого австралийского актера, в погоне за «Оскаром» сменившего цвет кожи на черный и отчаянно желающего быть принятым афроамериканским сообществом Голливуда. На фоне участившихся сообщений о том, на какие жертвы идут актеры ради того, чтобы соответствовать образам, требующимся режиссерам, роль Дауни выглядела необыкновенно смешно, да и актер этот по-настоящему талантлив для того, чтобы «простебать» одержимость наградами некоторых своих коллег. Привет, Леонардо Ди Каприо!
Не получившая полноценного разрешения на перенос истории студентов-математиков, разгромивших казино, студия Sony вынуждена была сменить имена реальным персонажам, но это не значит, что авторам стоило далеко отходить от натурализма. Так, известно, что большинство из студентов Массачусетского технологического, задействованных в криминальной схеме, были азиатского происхождения, но в кино они вдруг все стали белыми, в том числе и Бен, роль которого исполнил Джим Стерджесс, прототипом которого является американец с китайскими корнями Джеффри Ма. Для Стерджесса, впрочем, это уже привычное дело – он и в «Облачном атласе» азиата играл – тоже мне вызов.
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что принц Персии, о приключениях которого рассказывает одноименная видеоигра, а затем и полнометражный фильм, является персом. Также достаточно познаний средней школы для того, чтобы знать, что Персия располагалась на территории современного Ирана. Теперь, сложив эти два и два, вы можете понять наше сомнение относительно выбора Джейка Джилленхола на роль персонажа с восточными корнями. Нет, мы, конечно, Джейка очень любим, но персидского в нем нет ничего, и, даже наоборот, в его жилах течет кровь, имеющая еврейские вкрапления. И небритость с длинными волосами не спасет, далеко калифорнийцу Джилленхолу до перса.
Долгое время эта секретная операция была засекречена, но сегодня доподлинно известно, что ведущим участником событий в Иране, произошедших в дни после захвата американских заложников в 1980 году, стал американский агент ЦРУ с мексиканскими корнями Антонио Мендес. Похож ли Бен Аффлек на латиноамериканца? Пустой вопрос – авторы «Операции Арго» (куда, кстати, в должности «режиссер» входит и сам Бен) просто отмахнулись от происхождения их главного героя, прикрыли массивную челюсть Аффлека бородой и отправили в стан к арабам. Ну и что, что Тони больше похож на тегеранца, чем на мексиканца, главное – кино получилось крепкое и захватывающее. Достойное «Оскара».