Бывают в голливудском кино и такие родительницы, как героиня Мэрил Стрип в новой мелодраме «Рики и Флэш» – женщина, которая бросила мужа и детей ради несбывшейся мечты о музыкальной славе. Кто еще из голливудских героинь достоин доски позора?
Кейт МакКалистер
Мы могли бы понять женщину, которая в спешке забыла дома ребенка, если детей у нее двадцать, и почти все – только что взятые из детского дома ребята, с которыми она едва успела познакомиться. Но у миссис МакКалистер семья хоть и шумная и суетливая, но сравнительно небольшая. И промах Кейт и ее мужа совершенно непростителен. Не только потому, что они забыли маленького Кевина, когда собирались в дорогу, но и потому, что они заметили свой промах лишь после посадки в самолет. Возможно, Кейт – идеальная мать 364 дня в году. Но если судить по «Одному дома» (и тем более по «Одному дома 2»), к ней должна пристально присмотреться служба опеки.
Миссис Эвердин
Большинство героинь нашего списка попали в него благодаря омерзительным и непростительным поступкам. О миссис Эвердин из «Голодных игр» этого не скажешь. Ее преступление – не в действии, а в бездействии. После смерти мужа она «отключилась» от жизни и от заботы о детях, и ее старшей дочери Китнисс пришлось рано повзрослеть и фактически взять на себя материнские обязанности. Конечно, депрессию победить так же сложно, как, например, привязанность к наркотикам. Но на то и материнский героизм, чтобы преодолевать самые страшные и трудные препятствия ради заботы о детях. И если Китнисс увидела в поведении матери предательство, то кто мы такие, чтобы оспаривать ее мнение? Ей, бесспорно, виднее.
Миссис Лифт
Что можно сказать о взрослом мужчине, который пытается организовать убийство своей матери? Ничего хорошего – это отвратительный план. Но как только черная комедия Дэнни де Вито знакомит нас с миссис Лифт, мы начинаем понимать ее сына. Сорок лет в обществе такой сварливой, требовательной, неулыбчивой и подозрительной женщины кого угодно доведут до страшных мыслей о подражании злодею из триллера Хичкока «Незнакомцы в поезде». Хотя, конечно, убийства миссис Лифт все же не заслуживает. Оуэну надо было просто набраться храбрости и сбежать от нее подальше. Например, за океан.
Памела Вурхис
Мы можем понять женщину, которая пытается отомстить за гибель своего сына. Если не в реальной жизни, то в голливудском кино, где мстители разного пошиба слоняются толпами и числятся настоящими героями. Но мстить надо тем, кто совершил преступление. А Памела на протяжении всего фильма убивает людей, которые не имеют никакого отношения к гибели ее сына. И которые, вполне вероятно, достойно бы заботились о вверенных им детях, приехавших в летний лагерь. В итоге, даже если бы Джейсон Вурхис не воскрес из мертвых и не стал знаменитым серийным убийцей, его имя все равно было бы навеки опорочено преступлениями его матери.
Беверли Сатфин
Строго говоря, то, что женщине нравится убивать соседей и людей, которые ее разозлили, не делает ее плохой матерью. Есть даже что-то обаятельное в том, что Беверли, например, убивает парня, который изменил ее дочери с другой девушкой. Но, конечно, лучше быть сиротой, чем иметь кровожадную мамашу. Худшее же для семьи начинается, когда Беверли уличают в ее преступлениях и она оказывается под судом. Потому что после этого ее дети уже никогда не отмоются от родственной связи с маньячкой. И то, что ей удается избежать наказания, лишь усугубляет их трагедию. По крайней мере, во время суда они могли надеяться, что она их не поубивает, когда выйдет на свободу…
Агата Фрателли
Кто может быть хуже женщины, которая не наставила своих сыновей на путь истинный, а наоборот – воспитала их преступниками и собрала из них бандитскую шайку? Например, женщина, которая, совершив все это, держит одного из своих детей в подземелье на цепи, как опасное животное. Да, выглядит Фрателли-младший довольно жутко. Но если Агата не хотела заботиться о «мутанте», то надо было подбросить его в приют, а не растить в кошмарных, нечеловеческих условиях. Последний гвоздь в крышку гроба миссис Фрателли – то, что ее деформированный сынок оказался более славным парнем, чем его братья. Очевидно, ее воспитание было столь ужасным, что чем больше внимания она уделяла своим сыновьям, тем худшими людьми они вырастали.
Хэтти
Мать-проститутка – это еще куда ни шло. Женщинам порой приходится делать грязную работу, чтобы кормить своих детей. Но мать-проститутка, которая продает свою 12-летнюю дочь в сексуальное рабство, – это уже ни в какие ворота не лезет. И хотя фильм Луи Малля делает многое для того, чтобы Хэтти не казалась чудовищем, ее поведение кошмарно даже с точки зрения Америки 1917 года, в которой развивается действие ленты. А уж с позиций современного мира Хэтти оправдать совершенно невозможно. Как только эта роль не приговорила Сьюзан Сарандон к образам злодеек?
Лилли Диллон
Сексуальное влечение к сыну, готовность его обмануть и ограбить, финальное убийство парня (пусть и непредумышленное и почти случайное) – Лилли Диллон сделала почти все возможное, чтобы попасть в наш список. Также не стоит забывать, что она вырастила сына преступником и привила ему такую привязанность к мошенничеству, что он работает «кидалой», хотя и не уважает свою мать. Правда, назвать ее абсолютным чудовищем нельзя – в начале картины Лилли спасает сыну жизнь. Но ее последующие действия полностью перечеркивают этот человечный поступок.
Джоан Кроуфорд
Была ли актриса Джоан Кроуфорд одной из худших матерей в реальной истории Голливуда? Может быть, да. А может быть, нет. Когда дочь знаменитости пишет скандальные мемуары и пытается заработать на шокирующих откровениях, легко заподозрить, что она сгущает краски, чтобы привлечь внимание публики. Но мы сейчас обсуждаем не реальных людей, а экранных героев. И для нас главное, что Джоан Кроуфорд из экранизации воспоминаний ее приемной дочери Кристины – чудовищная, полусумасшедшая мать, которая по ходу действия становится все более безумной и с определенного момента начинает срываться на дочери по любому, даже самому пустяковому поводу. Причем криками дело не ограничивается – Джоан неоднократно избивает Кристину.
Миссис Айслин
В 1950-е голливудцы под страхом обвинений в пособничестве СССР вынуждены были нагнетать антисоветскую истерию, и «Маньчжурский кандидат» оказался одной из последних лент того времени, снятых на эту тему (после Карибского кризиса напуганные голливудцы прикусили язычок и заговорили о мирном сотрудничестве). Главная злодейка фильма – жена американского сенатора, которая тайно работает на Советы и пытается организовать в США коммунистический переворот. И кого же она использует в качестве оружия? Своего собственного сына, «зомбированного» во время пребывания в плену в ходе Корейской войны. Несчастный Рэймонд вынужден убивать по ее приказу. Хотя он, при всех его недостатках, патриот Америки, отнюдь не разделяющий любовь матери к «красным ордам».
Мэри Джонстон
В России эта социальная драма известна далеко не так хорошо, как в Америке, где она удостоилась шести номинаций на «Оскар» и двух статуэток. Но «Сокровище» стоит увидеть хотя бы ради того, чтобы «полюбоваться», как смачно получившая «Оскар» Мо'Ник играет Мэри Джонстон, худшую чернокожую мать в истории Голливуда. Никакой политкорректности – Мэри предстает омерзительным существом (назвать ее «женщиной» язык не поворачивается), которое всячески издевается над своими детьми, не заботится об их образовании и допускает, чтобы ее муж насиловал ее дочь. В начале фильма бедная девушка беременеет второй раз! То, что Мэри еще и не работает и тянет из государства пособие – это так, вишенка на торте.
Маргарет Уайт
Что входит в обязанности матери девушки-подростка? В частности, своевременное объяснение того, что такое «критические дни», чтобы дочь адекватно отреагировала на их начало. Однако хоррор «Кэрри» начинается с почти животного ужаса заглавной героини на ее первые месячные, и мы сразу понимаем, что из Маргарет мать, как из песка пуля. И действительно, дальнейшее действие показывает, что миссис Уайт – одержимая христианка-фундаменталистка, которая считает свою дочь воплощением зла и относится к ней соответственно. В кульминации фильма она даже пытается убить Кэрри. Это надежный показатель того, что ее место – на вершине нашего печального хит-парада.