Осень – пора сериального возрождения. Пока весь мир с нетерпением ожидает возвращения любимых американских и британских сериалов или предвкушает старт новинок, мы предлагаем импортозамещение
Начинать рассказ о российских телесериалах так или иначе приходится с криминальных саг, но в ряду «бандитских петербургов», «убойных сил» и «улиц разбитых фонарей» есть лента, отличающаяся особенной яркостью, – это «Бригада» Алексея Сидорова. Гангстерский псевдобайопик, роли в котором исполнили молодые, но яркие артисты, наконец-то смог посоперничать на отечественном экране с засильем латиноамериканских сериалов. Рейтинги «Бригады» достигали невиданных высот, сериал стал первым подобным телешоу, повтор которого канал запустил сразу же по окончании первого показа. «Лихие 90-е» получили свое лучшее экранное воплощение, пересматривать которое не стыдно и сегодня.
Богатое русское литературное наследство позволяет авторам сериалов в изобилии находить основы для своих сценариев, другой вопрос – хватает ли таланта постановщикам замахиваться на Толстого, Достоевского, Пушкина… Одной из лучших обработок русской классики для телеэкрана стал «Идиот» Владимира Бортко, выдержанная в лучших традициях драма с Евгением Мироновым в главной роли. Своеобразным дополнением к этой 10-серийной ленте можно считать биографический сериал «Достоевский» Владимира Хотиненко, где тот же Миронов исполнил уже роль самого Федора Михайловича.
Десять лет назад вся Россия отмечала очередной юбилей Победы, но тогда этот праздник еще не имел сегодняшнего политического окраса, подпитываемого взрывом патриотизма, граничащего с истерией. Телевизионщики отметили праздник двумя яркими сериалами – «Диверсантом» и «Штрафбатом». Среди них мы первенство отдаем военной драме Николая Досталя, которую некоторые критики назвали настоящим памятником русскому солдату. Кроме того что «Штрафбат» коснулся тем, доселе закрытых для широкого зрителя (штрафники на войне, участие в боях духовенства), сериал хорош еще и своим актерским составом – Серебряков, Мадянов, Назаров, Деревянко показали невероятный уровень погружения в материал.
Постановку Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» мы бы хотели отметить не только за ее несомненное высокое качество, но и за смелость автора и участвовавших в съемках актеров – ведь брались за экранизацию романа Булгакова многие, но до 2005 года мир так и не видел достойного воплощения Воланда, Бегемота, Мастера и Маргариты на экране. Пусть сериал получился небезупречным, пусть множество критиков не преминули воспользоваться моментом и «пнуть» режиссера и артистов, другого Коровьева у нас для вас нет (не будем же мы всерьез говорить о фильме Юрия Кары?).
К «Ликвидации» Сергея Урсуляка больше других подходит определение «многосерийный художественный фильм» взамен куда более легкомысленного «сериал». Одно из лучших телепроизведений России рассказывает о первых послевоенных годах, когда победивший нацистов советский народ избавлялся от остатков бандитизма на юге Украины. Лихо закрученный сюжет, качественная картинка и декорации, достойные полновесного кинотеатрального блокбастера, приковали зрителей к экранам осенью 2007 года так, что сравнить это можно только с легендами о том, как вымирали города во время первого показа фильма «Место встречи изменить нельзя».
Своеобразным переворотом в телевизионном мире можно считать выход на экраны сериала «Школа», снятого большим коллективом авторов, наиболее выделяющимся из которых была молодая Валерия Гай Германика. Реакция общества на ее драму «Все умрут, а я останусь» не оставила продюсеров равнодушными, и они поспешили использовать мировоззрение Германики на ТВ. «Школа» вызвала взрыв на ТВ и раскол в обществе – обсуждением новых серий занимались ток-шоу на федеральных каналах, а ночные эфиры новых эпизодов собирали зрителей больше, чем трансляции другого контента в прайм-тайм. Повторить подобный «школьный» опыт телевидение с тех пор не рискует.
В 2000-х на российском ТВ было достаточно сериалов, показ которых длился не год и не два, но большая часть из них не заслуживает какого-то внимания – при всем уважении к «Моей прекрасной няне» или «Счастливы вместе», они оставались блеклой копией своих зарубежных оригиналов. «Интерны», запущенные Вячелавом Дусмухаметовым, тоже поначалу были близки «Доктору Хаусу» и «Клинике», но затем выросли во вполне оригинальное шоу с собственной мифологией, запоминающимися персонажами и актуальным юмором. С 2010 года в эфир уже вышло более 250 эпизодов, а новость о грядущем в следующем году закрытии сериала наверняка повергла в шок тысячи фанатов.
Еще один «народный» сериал, показ которого продолжается с 2010 года по сегодняшний день, – «Реальные пацаны» Антона Зайцева. Шоу, ставшее этаким русским отражением американских сериалов «Офис» и «Парки и зоны отдыха», и если заокеанские шоу показывали жизнь простых людей внутри компании или госслужбы, то «Пацаны» – это концентрат российской «ячейки общества» – двора. Начавшийся как довольно сомнительный проект для тех, кого «выгнали из КВН», сериал очень скоро стал любимым зрелищем тысяч россиян, а пермяки, на чьей земле разворачиваются события шоу, даже официально назвали «Реальных пацанов» культурным достоянием своего края.
Мистика – не самая сильная сторона российского кино вообще и телевидения в частности. Российские фильмы ужасов настолько редкие гости в наших краях, что перечесть их можно по пальцам, а на малом экране последователи «Лоста» и вовсе не выдерживали малейшей критики. Стену неприятия телепродукта, основанного на зловещих загадках, пробила «Закрытая школа» продюсеров Вячеслава Муругова и Александра Акопова. Изначально адаптированная из испанского сериала «Черная лагуна», «Школа» очень скоро нашла собственный путь и завоевала признание молодежи по всей стране. Впервые у отечественного сериала возникло такое фанатское движение – мерчандайз с символикой «Зарытой школы» до сих пор можно встретить в магазинах школьных товаров.
В какой-то мере и «Обратная сторона Луны» Александра Котта берет свои корни на европейском ТВ, даже авторы не скрывают, что вдохновение они черпали в сериале «Жизнь на Марсе». Однако полновесная калька у Котта не получилась, слишком уж сильно отличалась Москва 80-х от Москвы современной (в отличие от Манчестера, где изменения куда менее заметны), поэтому «“Обратная сторона Луны» получилась достаточно оригинальной, умело выдержанной в тонах последних советских лет и одинаково интересной и зрителям нового поколения, и тем, чьи молодые годы пришлись на время, показанное в ленте. Слухи о продолжении сериала ходили долго, но только теперь можно со всей уверенностью сказать – премьера «Луны 2» состоится уже в этом телесезоне.
Если русский человек не может себе позволить ресторан, то он идет смотреть сериал о ресторане. «Тучные» годы в промежутке между кризисами 2008-го и 2014 годов позволили российским продюсерам создавать не только непритязательный телепродукт, но и внушительные телепостановки, требующие колоссальных затрат. «Кухня» здесь безусловный лидер, съемки каждого ее эпизода по затратам равны стоимости среднего артхаусного фильма, а то и превышают цену кино. Однако все эти деньги оказались, что называется, в кассу – шоу стало популярнейшей программой на отечественном ТВ, сериал вырос в полнометражную картину (тоже, надо сказать, достаточно дорогую, но при этом кассово успешную), а новых эпизодов зрители ожидают с большим нетерпением.
Безусловным фаворитом всех телевизионных премий и наград по итогам 2013 года стал сериал Валерия Тодоровского «Оттепель». «Теплый, ламповый», как принято говорить у современной интеллигенции, телевизионный фильм возвращает зрителей на полвека назад, во времена, когда не только страна, стряхнувшая пепел минувшей войны, менялась до неузнаваемости, но и проявился «новый советский человек» – фрустрирующий творец, мнительный герой своего времени. Удачный метод режиссера – вместо общего плана взять жизнь тонкой прослойки киноинтеллигенции – сделал сериал только еще более выпуклым.
По степени гордости, которую россияне испытывают к своей стране, спортивные достижения наших соотечественников уступают только великой Победе наших дедов. Отсюда постоянное влечение режиссеров к спортивным драмам, пусть и не всегда удачное. Накануне Олимпиады в Сочи на киноэкраны было выпущено несколько ярких картин, флагманом которых стала «Легенда № 17», телевизоры же «оккупировала» «Молодежка» от уже упоминавшегося нами Вячеслава Муругова. Телесериал о буднях молодежной хоккейной команды, может быть, и не отличается глубокими характерами или серьезными драматическими сюжетными линиями, но совершенно точно является лучшим агитатором заняться спортом для детей и подростков, чем их пузатые школьные «физручки».
Кстати, о физруках… Ну как можно обойтись без упоминания главного телесобытия прошлого года – сериале-триумфе Дмитрия Нагиева «Физрук». Выход в эфир шоу о бывшем бандюке, через школу решившем стать лучшим другом дочери своего бывшего начальника, вызвал ошеломляющую реакцию общества. Какой другой сериал заслуживал обсуждения главой думского Комитета по делам семьи в присутствии Президента страны? Оценки «Физрука» разнятся от приговора «обычная тээнтэшная комедия» до «шедевр уровня “Школы” Германики». Сами создатели лишь загадочно улыбаются и продолжают снимать эпизод за эпизодом на радость зрителям.
Редкая фантастическая картина может претендовать на первенство в чартах кинотеатрального бокс-офиса, еще труднее фантастике приходится на телеэкранах, однако сериалу канала ТНТ «Чернобыль. Зона отчуждения» удалось, казалось бы, невозможное. Дебютная серия шоу смогла не только обойти по зрительскому интересу программы двух первых федеральных каналов, но и превзойти рейтинги нового эпизода всенародно любимой «Кухни». Больше того, по просмотрам в Интернете «Чернобыль» обогнал «Физрука» и все свои восемь серий удерживал лидерство! Чем же мистическое шоу так увлекло зрителей? Умелым сочетанием самых разнообразных загадок, свежими лицами, сочетанием самой страшной атомной трагедии с современными взглядами на жизнь, ностальгическим обращением к 80-м, наконец. Уже весной 2016 года авторы обещают выпустить продолжение, а значит, мэтрам снова придется поднапрячься.
Принято считать, что женщины в телевизионной программе редко выбирают что-то серьезнее «Кармелиты», «Бедной Насти» или «Ворониных», но подросло новое поколение, сменились приоритеты зрителей и телеканалов, и даже домохозяйки пожелали смотреть что-то более драйвовое, энергичное и трогающее за душу. Амедиатека и ТНТ ответили на этот запрос «Сладкой жизнью», сериалом о современной женщине, приехавшей покорять Москву из Перми (ах, опять эта Пермь!). Лента получилась действительно дерзкой, в полной версии ее рискнули показать только в Сети, на ТВ она вышла с существенными купюрами, однако даже цензурированной версии хватило, чтобы вывести зрителя из спячки. Летом этого года авторы порадовали поклонников продолжением, а в дальнейших планах «Сладкой жизни» значится полнометражный финал.
Всегда любимая в нашей стране эпоха царствования великих монархов от Петра I до Екатерины II регулярно выплескивается на экраны масштабными кинотеатральными постановками или телевизионными проектами различной степени качества. Настоящей жемчужиной в горсти телеопилок стал прошлогодний сериал «Екатерина» с Юлией Ауг и Мариной Александровой в главных ролях. История молодых лет прусской принцессы, ставшей величайшей русской императрицей, увлекла зрителей не только любящих копаться в архивах, но и достаточно далеких от дел давно минувших дней. Примерно каждый пятый включивший телевизор в момент премьерной трансляции сериала остался вовлечен в просмотр. Продолжение сериала пока не планируется, зато скоро можно будет посмотреть альтернативный взгляд на Екатерину в многосерийной ленте «Великая», где главная роль досталась уже Юлии Снигирь.
К выходу в эфир «Родины», отечественного аналога американского «Чужой среди своих» и израильских «Военнопленных», тщательно готовились и критики, и зрители. Пристальному анализу подвергался каждый кадр со съемочной площадки, каждая новость и каждое интервью с актерами. Результат многих разочаровал – даже такому мэтру, как Лунгин, не удалось сбросить шоры предыдущих постановок и создать достойное произведение. Впрочем, в уныние выход «Родины» привел только поклонников сериала с Клэр Дэйнс в главной роли, тем же, кто далек от западного сериалостроения, наше шоу пришлось по вкусу. Да и как можно роптать, когда у вас Машков и Маковецкий в главных ролях?
Далеко не всякий сериал может позволить себе в качестве декораций использовать зарубежные локации – дороговизна съемок часто становится преградой на пути сюжетных поворотов. «Лондонград» стал одной из первых многосерийных игровых лент на отечественном телевидении, которая почти полностью снималась за рубежом, причем по преимуществу в одном из самых дорогих городов мира – Лондоне. Как там поживают наши соотечественники, расскажет персональная история молодой пары, которая занимается решением проблем гостей британской столицы. Сериал изначально планировалось разбить на два сезона, но в связи с большим интересом зрителей канал решил выпустить все снятые серии сразу.
Наконец, завершим мы свой рассказ многосерийной лентой, премьерный показ которой закончился буквально несколько дней назад, – это трагикомедия Вадима Перельмана «Измены», главную роль в которой исполнила ведущая на сегодняшний день российская актриса Елена Лядова. Многоплановая и чрезвычайно густонаселенная история отношений мужчин и женщин получилась увлекательной, остроумной и по-настоящему живой. Вкупе с недавним «Орлеаном», где также блистала Лядова, у зрителя может сложиться весьма красочное впечатление о том, как же сейчас проходит «война полов». Сериал открыл осенний марафон свежих отечественных проектов, который совсем скоро продолжат «Метод» Юрия Быкова, «Тихий Дон» Сергея Урсуляка, «Квест» Андрея Загидуллина, «Красные браслеты» Натальи Мещаниновой и многие другие.