Всего через два дня стартует Венецианский кинофестиваль — старейший киносмотр мира, в последнее время стабильно демонстрирующий очень сильную программу (достаточно того, что два года подряд победители Венеции становились главными оскаровскими фаворитами). Вот и в этот раз программы Биеннале переполнены громкими именами: чтобы в них всех не запутаться, мы составили для вас список из 15 самых важных премьер Венецианского кинофестиваля.
Есть что-то очень тревожное и одновременно по-странному симпатичное в том, что мрачная супергероика от режиссёра «Мальчишника в Вегасе» первой в жанре получила премьеру на ведущем кинофестивале мира. Амбиций Тодду Филлипсу явно не занимать — режиссёр в открытую сравнивает свою работу со скорсезовским «Таксистом» и считает, что его фильм может перевернуть индустрию кинокомиксов. Послужной список у Тодда не то чтобы великий, но, с другой стороны, Хоакин Феникс в ерунде бы играть не согласился — да и странноватые артовые трейлеры намекают, что уж каким-каким, а типичным «Джокер» точно не получится (по крайней мере, очень бы этого не хотелось).
В кино с 3 октября.
Есть режиссёры, для которых самоповторы — тревожный звоночек, а есть те, от которых, кроме повторов, мы ничего и не ждём. Шведский сатирик Рой Андерссон — как раз из таких, и спустя пять лет после «Голубя, сидящего на ветке и размышляющего о бытии» выпускает свою новую работу — ещё одно меланхолично-комичное скетч-шоу, где в статичных панорамных кадрах творится медлительный абсурд. «О бесконечности», судя по всему, будет несколько терпимее к простому зрителю, чем самые известные работы Андерссона: в скроенном из лоскутков фильме появится рассказчик, а сама картина идёт всего около 75 минут.
«Истории семьи Майровиц» свидетельствовали о, возможно, пиковой форме Ноа Баумбака — грустного романтика городской Америки, чьи герои вечно не могут найти контакта в мегаполисной суете. Его «Брачная история» с Адамом Драйвером (когда-то, кстати, Баумбаком и открытым) и Скарлетт Йоханнсон, судя по первым отзывам, — чуть ли не лучшая работа режиссёра: это детальный анамнез супружеского развода, кино о том, насколько жестоко могут поступать друг с другом люди, только вчера любившие друг друга. Фильм с эпическим хронометражем в 136 минут обещает стать новым «Крамер против Крамера» — на меньшее и не рассчитываем.
Netflix, кажется, единственные, кто ещё не потерял веру в жанр исторического эпика (ну хоть кто-то!) — в том году сервис выпустил «Короля вне закона» Дэвида МакКензи, теперь нас ждёт просто «Король»: фильм австралийца Дэвида Мишо, основанный на произведениях Уильяма Шекспира. Мишо — крепкий жанровый режиссёр, но прошлая его работа для Netflix, «Машина войны», показала неспособность постановщика лавировать между жанрами. Впрочем, тут ему, может, этого делать и не придётся, а в умении Дэвида рассказать сильную и прямолинейную историю («Ровер», «По волчьим законам») мы не сомневаемся. Тем более что тут ему помогает впечатляющий каст — главную роль Генриха IV сыграет молодая звезда Тимоти Шаламе, на второстепенных люди от Роберта Патинсона и Бена Мендельсона до Лили Роуз-Депп и Джоэла Эдгертона (который также помог Мишо написать сценарий).
На Netflix со 2 сентября.
Джин Сиберг — легендарная актриса, снявшаяся в нескольких самых важных фильмах конца 50-х («Здравствуй, грусть» Отто Преминджера и, конечно, «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара), в 70-х плотно занялась активистской деятельностью: поддерживала движения за права «цветных», выделяла деньги «Чёрным пантерам» и выступала против притеснений коренных индейцев. Именно о её социальной борьбе, закончившейся, к слову, трагично — глава ФБР Дж. Эдгар Гувер спровоцировал массовую травлю Сиберг, после которой она покончила с собой, — снял свой фильм Бенедикт Эндрюс. Театральный постановщик, который в кино, может, и не сильно опытный — за его плечами только пронзительная разговорная драма «Уна», — но ярко доказавший умение работать с текстом и актёрами. С последними у фильма, кстати, всё замечательно: саму Сиберг сыграет Кристен Стюарт, аккомпанировать ей будут Маргарет Куэлли, Винс Вон, Джек О’Коннелл, Энтони Маки и Зази Битц.
В кино с декабря 2019-го.
Стивен Содерберг продолжает сотрудничество с Netflix: после спортивно-юридической драмы «Птица высокого полёта» он снял для сервиса «Прачечную» — ещё одно кино в так любимом им жанре разворачивающейся головоломки, рассказывающее о нашумевшем деле «панамского досье», глобальной утечке информации, в ходе которой выяснили многие подробности о скрытой собственности ведущих политиков мира. Уж если кому и стоило снимать кино о деле столь запутанном и сложном, то только Содербергу — человеку, который даже из скучных умных терминов может снять авантюрную трагикомедию, не сводя всё к шуткам и хохмам (привет, Адам МакКей). К тому же после двух скромных «айфоновских» фильмов интересно, как будет чувствовать себя Стивен в по-настоящему большом кино, тем более с таким невероятным кастом: на одном экране сойдутся Мэрил Стрип, Гэри Олдман, Антонио Бандерас, Джеффри Райт, Маттиас Шонартс, Джеймс Кромвелл и даже полузабытая Шэрон Стоун.
Вторая часть прекрасного мини-сериала «Молодой папа» продолжит погружение Паоло Соррентино в мир современного папства, где религиозное, светское, духовное и человеческое смешалось в совершенно неожиданных пропорциях. В новом сезоне (который создатели позиционируют как совсем другой сериал) Джуда Лоу на папском престоле подвинет Джон Малкович (Лоу, впрочем, в сериале останется) — про сюжет мало что известно, но оно, видится, и не важно: в руках Соррентино нам будет достаточно даже бесцельного созерцания ватиканских красот и Джуда Лоу в рясе. Кроме ведущей парочки в сериале засветился внезапно Мэрилин Мэнсон и опять же Шэрон Стоун — видимо, плотно взявшаяся за реннесанс своей карьеры.
Фабьенн (Катрин Денев) — известная французская актриса, которая даже на закате своей славы пользуется популярностью у поклонников. Она решает опубликовать свои мемуары, но книга быстро сталкивает лбами актрису и ее дочь (Жюльет Бинош), приехавшую из США, чтобы раскрыть правду, которую скрывает мать.
В прошлом году японец Хирокадзу Корээда получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля за «Магазинных воришек». В этом году он постарается закрепить успех «Правдой», своим англоязычным дебютом, который при удачных раскладах должен попасть в сезон наград. Фильм откроет Венецианский кинофестиваль — это не только большая честь для режиссера, но и намек зрителям, что в «Правде» уверены.
В кино с 26 февраля.
Космонавт Рой МакБрайд (Брэд Питт) отправляется на поиски своего отца, который исчез 20 лет назад. Он путешествует по всей галактике, пытаясь доказать, что его отец — не предатель, и раскрыть загадочную угрозу, которая ставит под вопрос существование не только нашей планеты, но и всего человечества.
Режиссер «Любовников», «Роковой страсти» и «Затерянного города Z» Джеймс Грэй решил попробовать свои силы в научной фантастике. «К звездам» даже на словах звучит как смесь «Интерстеллара» и «Гравитации», но хочется верить, что фильм отойдет от этих сравнений и продемонстрирует свою уникальность.
В кино с 26 сентября.
Мила — тяжелобольная девочка, которая из-за постоянной опеки родителей не познала подростковой жизни. Устав от постоянных правил и смирившись со своим состоянием, она устраивает настоящий подростковый бунт и влюбляется в мелкого наркодилера Мозеса. Ситуация моментально выходит из-под контроля, но ни родители, ни родственники не могут остановить Милу, потому что она впервые почувствовала, что живет.
Возможно, главная темная лошадка Венецианского кинофестиваля — дебютный фильм австралийки, от которой неизвестно чего ожидать. Не проясняет ситуацию и трейлер фильма, который создает неоднозначное впечатление. Впрочем, одну из ролей исполнил Бен Мендельсон, который в последнее время зачастил с голливудским кино. «Молочные зубы» — это его возвращение к истокам.
Моряк Мартин Иден спасает Артуро, сына известного промышленника. В благодарность его приглашают в гости — там он с первого взгляда влюбляется в Елену, образованную и утонченную сестру Артуро. Девушка становится символом социального статуса, к которому стремится подняться сам Мартин. Несмотря на свое скромное происхождение, герой прилагает максимум усилий, чтобы приблизиться к буржуазным кругам Елены и стать писателем.
Итальянец Пьетро Марчелло популярен менее своих именитых коллег-соотечественников (Паоло Соррентино и Маттео Гарроне), но отсутствие международной славы дает ему больше свободы. Например, он может экранизировать один из главных романов Джека Лондона, перенеся действие из Калифорнии в Неаполь, но сохранив главные мотивы и трагизм произведения.
В небольшой город на границе безымянной империи из столицы приезжает жестокий полковник, который не привык церемониться с врагами. В городе ходят слухи, что его приезд связан со скорым нападением варварских племен из приграничной пустыни. Колумбийский режиссер Сиро Герра, известный по фильмам «Объятия змея» и «Перелетные птицы», готовит свой англоязычный дебют. Да не просто дебют, а экранизацию практически великого романа Джона Максвелла Кутзее «В ожидании варваров» — кафкианской антивоенной притчи в стиле «Татарской пустыни» Дино Буццати. Главные роли исполнили Джонни Депп, Марк Райлэнс и Роберт Паттинсон, который в последние годы набрал великолепный ход.
В 1894 году французского капитана Альфреда Дрейфуса ошибочно обвиняют в шпионаже в пользу Германской империи и приговаривают к пожизненному заключению на острове Дьявола во Французской Гвиане. Роман Полански снял фильм про одно из самых громких антисемитских дел в истории — сфабрикованное и скандальное дело против Дрейфуса вдохновило Теодора Герцеля написать «Еврейское государство», из которого позже родился сионизм.
Во время Холокоста родители, желая спасти ребенка от антисемитских гонений, отправляют его к тете в Восточную Европу. Несколько месяцев спустя женщина умирает, а мальчик вынужден отправиться навстречу войне, чтобы выжить.
«Раскрашенная птица» Ежи Косинского — одна из самых жестоких книг о Второй мировой войне и Холокосте, написанная к тому же от лица маленького мальчика. Экранизировать книгу, не потеряв детской наивности и не скатившись в излишнюю эмоциональность и жестокость, будет трудно, но мы надеемся на лучшее.
На протяжении 1980-1990-х флоридские группировки, настроенные против Фиделя Кастро, устроили сотни военных атак на Кубу — они бомбили отели и обстреливали пляжи из пулеметов. Кубинское правительство в ответ на их действия создало «Осиную сеть» — команду, состоящую из дюжины мужчин и нескольких женщин, которые должны проникнуть во флоридские организации.
В прошлом году Оливье Ассаяс приезжал в Венецию со своим драмеди об изменах и книгоиздательстве «Двойная жизнь». «Осиная сеть» — это его возвращение к шпионским фильмам, вроде его мини-сериала «Карлос». В главных ролях — Пенелопа Крус, Эдгар Рамирес, Гаэль Гарсиа Берналь и Вагнер Моура.