Гибель знакового персонажа на большом экране, как правило, никогда не происходит случайно — в противном случае у режиссеров под рукой всегда есть массовка. Уход же близкой, полюбившейся аудитории фигуры — это всегда большое событие, знаменующее тот или иной поворот сюжета. Особое настроение фильму задает акт самопожертвования, когда благородный протагонист отдает самое ценное — свою жизнь — на благо будущего человечества или ради спасения близких. Какой бы ни была цена этой жертвы, зрительские сердца никогда не остаются целыми.
Йонду
Внутренний психологизм супергеройской одиссеи Джеймса Ганна так или иначе апеллирует к отношениям отцов и детей: будь то Небула (Карен Гиллан) и Танос (Джош Бролин), енот Ракета (Брэдли Купер) и подросток Грут (Вин Дизель). У самого Питера Куилла (Крис Пратт) также имеется целый набор собственных daddy issues, связанных как с родным отцом — селестиалом Эго (Курт Рассел), так и с приемным — межгалактическим разбойником Йонду (Майкл Рукер). В сиквеле «Стражей галактики» Йонду приносит еще одну, уже вторую «родительскую» жертву ради Куилла и его команды, что в очередной раз доказывает его отцовские чувства по отношению к главному герою. Несмотря на свое тотальное неумение выражать любовь, Йонду, по сути, оказывается куда более любящим и заботливым отцом Старлорду, чем Эго. Он доказал это в первой части, когда спас мальчика от воспитания селестиала, напомнил об этом и во второй — когда отдал взрослому Куиллу свой дыхательный аппарат.
Боромир
Британский актер Шон Бин в какой-то момент прославился благодаря садистическим пристрастиям в выборе ролей — каждый второй из сыгранных им персонажей погибает в результате трагической и насильственной смерти. Вспомнить только гибель Робба Старка в финале первого сезона «Игры престолов». С Боромиром дела обстоят еще хуже — этот персонаж, по сути, умирает в самом начале великого приключения Братства кольца. Всего через несколько секунд после того, как злосчастное кольцо заставляет Боромира напасть на Фродо (Элайджа Вуд), он искупает свою вину, придя на помощь Мерри (Доминик Монаган) и Пиппину (Билли Бойд). Однако все это оказывается напрасным, когда стрела Урук-Хая пронзает его сердце. Впрочем, находясь на пороге смерти, Боромир решает сделать по-настоящему благородное дело и уговаривает Арагорна (Вигго Мортенсен) продолжить защищать Братство несмотря ни на что. Кто знает, чем бы закончилась вся эта история, если бы Боромир не успел сказать свое последнее слово.
Гарри Стэмпер
Следуя популярным научно-фантастическим тропам, «Армагеддон» Майкла Бэя отправляет команду отважных астронавтов прямиком в космос, чтобы спасти будущее планеты. Достаточно привычная для жанра структура усложняется мотивацией главных героев — капитан корабля Гарри Стэмпер (Брюс Уиллис) очень недолюбливает одного из участников экспедиции за то, что тот встречается с его единственной и очень любимой дочерью (Лив Тайлер). Впрочем, уже в гуще событий, когда уничтожение летящего к Земле астероида требует человеческой жертвы, Стэмпер решает отдать в руки смерти не Эй Джея (Бен Аффлек), а самого себя. В кульминационном моменте Стэмпер фактически заталкивает парня обратно в корабль, чтобы начать последний путь в жизни, — поступок, совершенный едва ли во имя искренней симпатии к Эй Джею, но определенно ради счастья и спокойствия находящейся дома дочери.
Тони Старк
Жанр супергероики буквально завязан на спасении планеты и массовых человеческих жертвах. Однако, как показывает практика, в большинстве таких фильмов самые любимые и родные зрителям герои продолжают жить до самого финала. В последнем акте «Мстителей» режиссеры Джо и Энтони Руссо осознанно поднимают ставки, увеличив важность эпилога самого амбициозного кроссовера в истории кино. Благородное самопожертвование Тони Старка (Роберт Дауни-младший) — тот самый поворот сюжета, который ждали далеко не все. На протяжении всех частей франшизы Железный человек демонстрировал высшую степень эгоизма и всегда придерживался личных целей. На роль спасителя человечества куда больше подходил Стив Роджерс (Крис Эванс), который буквально жил ради всеобщего блага и счастья. «Мстители: Финал» фактически меняет персонажей местами, демонстрируя разные грани их личностного роста. И если Капитан Америка наконец-то научился выбирать себя, то Тони Старк в полной мере осознал ценность других.
Джек Доусон
Мог ли Джек (Леонардо ДиКаприо) забраться на деревянный плот Роуз (Кейт Уинслет)? Вопрос, который мучает аудиторию и, в частности, фанатов фильма «Титаник», на протяжении двух десятков лет. На деле же спасение этого персонажа не имело абсолютно никакого смысла — по задумке режиссера Джеймса Кэмерона, Джек должен был помочь Роуз найти вкус к жизни, освободить от родительского давления, но никак не стать полноценным партнером. Эти отношения должны были начаться и закончиться на корабле, а гибель персонажа ДиКаприо — пусть и на первый взгляд абсолютно бессмысленная — была лишь вынужденным сценарным решением, позволяющим главной героине идти дальше. Впрочем, у Кэмерона были сотни способов сделать смерть Джека более реалистичной, однако в данном случае он сделал ставку на визуал — сцена с ускользающим в воде телом парня выглядела достаточно мелодраматично, чтобы врезаться в память миллионов зрителей на века.
Т-800
Успевший стать культовым сиквел «Терминатора» того же Джеймса Кэмерона подарил миру один из самых душераздирающих финалов всех времен. Помешав Т-1000 (Роберт Патрик) убить маленького Джона Коннора (Эдвард Фарлонг), Т-800 (Арнольд Шварценеггер) решает добровольно спуститься в расплавленный огонь, чтобы уничтожить все доказательства высоких технологий в прошлом. По задумке Кэмерона, такой сюжетный ход должен был помешать Скайнету начать войну между человечеством и роботами в будущем. Однако последующие части «Терминатора» полностью обесценивают эту жертву, как и саму идею «Судного дня». По большому счету жадность студийных продюсеров, которые упорно не могли оставить дилогию Кэмерона в покое, оказала второму «Терминатору» медвежью услугу. И все же менее выдающаяся сцена смерти героя Шварценеггера, как и финальное Hasta la vista, baby, даже сейчас не оставляют никого на ровных чувствах.
Ли Эбботт
За свое недолгое существование хоррор Джона Красински «Тихое место» умудрился стать настоящим поп-культурным феноменом и обрасти набором сиквелов и спин-оффов. Основное достоинство фильма — нетривиальная концепция, подразумевающая полное отсутствие звука в кадре, что для жанра ужасов достаточно смелое решение. Как и у «Стражей галактики», внутренний психологизм «Тихого места» сильно связан с темой детско-родительских отношений: в финале герой Красински — глава семейства Ли Эбботт — решается стать «приманкой» для инопланетных чудовищ, открывших охоту на его сына (Ноа Джуп) и дочь (Милли Симмондс). Естественно, ничем хорошим это для него не заканчивается. Не исключено, что сюжетный ход Красински был в большей степени функциональным, нежели драматическим. Выступая в качестве режиссера фильма, он не мог много времени проводить в кадре и взаимодействовать с другими актерами. Впрочем, от этого гибель Ли не становится менее печальной.