Сегодня 73 года исполняется Арнольду Шварценеггеру — политику и актеру, подарившему нам десятки выдающихся образов. В честь дня рождения легенды боевиков мы вспомнили его главные роли и расставили их от худшей к лучшей.
«Бэтмен и Робин» — возможно, худшее, что случилось с одним из величайших комиксных героев: чего только стоят соски на костюме Бэтмена или известная бэт- кредитка. Абсурдное и китчевое видение создателей фильма отразилось и на других известных персонажах вселенной DC — досталось всем, в том числе и Мистеру Фризу. Арнольд Шварценеггер сыграл горе-злодея, который пытается спасти жену, но при каждой встрече с Бэтменом отпускает глупые и крайне неудачные шутки про снег — выглядит это так же нелепо, как звучит. Не спасает ситуацию и сам актер, который изрядно переигрывает в синем макияже, огромном костюме и без волос. Худшая роль в карьере Шварценеггера? Однозначно!
Именно она, а не любой другой фильм из поздней фильмографии Шварценеггера. Во-первых, потому что жанр для актёра предельно необычный: в хоррорах он играл крайне редко и вот спустя долгое время вновь к ним обратился. Во-вторых, потому что и драматических картин с Арнольдом выходило крайне мало, а это кино пускай и не во всём удачно, но подчёркивает талант исполнителя. Номинально зомби-ужастик про мужчину, который переживает медленную смерть дочери, хотя на деле куда шире. Скорее меланхоличный и страшный (но не потому, что вокруг одни ходячие мертвецы) фильм об утрате.
Шварценеггеру местами, возможно, и правда не хватает экспрессии. В его игре много сдержанности, но именно она усиливает акцент на внутренней боли героя, не способной вырваться за пределы тела. Включать «Заражённую» в число лучших было бы неправильно как минимум из-за её противоречивости, но давайте просто примем тот факт, что из всех других последних фильмов со Шварценеггером ни один не показывал нам такого Арнольда.
Одна из последних «серьёзных» ролей Шварценеггера в 90-х, где он с авторами не иронизирует над собственным экранным образом. Эдакий «Вспомнить всё» для бедных, попытка на волне успеха некоторых сай-фай-лент и боевиков сорвать кассу и стать народным хитом. Сборы у фильма вполне достойные, а вот место в истории занять так и не удалось. Нет, «Стиратель» по-прежнему будет входить в топы лучших боевиков с VHS, но такой зрительской любви, какая есть у «Терминатора» или «Хищника», он при всём желании не получит. Потому что и Шварценеггер здесь для 90-х парадоксально скучен, и сам по себе сеттинг повторяет свежие наработки по- настоящему хороших фильмов. Хоронить «Стирателя» вряд ли стоит — в узких кругах к нему особое отношение, — но от знаменитых работ с участием Арнольда он заметно отличается. И не в лучшую сторону.
Выйди этот фильм в 80-х или 90-х, он бы точно считался классикой. Но «План побега», к счастью или к сожалению, попал на экраны аж в 2013 году. Максимально олдскульный триллер с элементами боевика, которого так ждали фанаты жанра. Причём не с одной легендой тестостеронового кино, а с двумя: вместе со Шварценеггером тут пробивает путь к свободе и Слай. Никаких откровений и деконструкций, но история о побеге двух старичков из неприступной тюрьмы при всей своей архаичности умудряется по-настоящему интриговать. И пусть Арнольду снова достался характер, от которого он стремительно избавлялся в 90-х, — ностальгия страшная штука, и правила, которые она диктует, неподвластны даже человеку, исполнившему роль киборга-убийцы и оголтелого вояки. Зато зрители довольны. Другой вопрос, что до лучшего персонажа в карьере тут и герою сегодняшней подборки, и Сталлоне далеко.
«Джуниор» должен был стать духовным наследником «Близнецов» и вновь объединить Арнольда Шварценеггера и Дэнни ДеВито, которые прекрасно показали себя в качестве комедийного дуэта. Получилось ровно наоборот — от химии ДеВито и Шварценеггера не осталось и следа, а сам актер исполнил одну из худших ролей в карьере. В фильме достаточно проблем, но, кажется, главная из них заключается в том, что ее создатели попросту никак не обыгрывают типаж Шварценеггера. Для них это просто популярный актер, который должен был вытащить ленивую завязку с беременным мужчиной, а сделать это, скажем прямо, невозможно — ни для Арнольда Шварценеггера, ни для Дмитрия Дюжева.
В «Возвращении героя» уже возрастной Шварценеггер играет шерифа тихого американского городка, который когда-то сбежал в провинцию из шумного Лос-Анджелеса, где долгое время был одним из лучших полицейских. Но экшен настигает шерифа и там: прямо из-под носа ФБР сбегает опасный преступник и направляется как раз в его городок.
«Возвращение героя» — фильм, попавший в своеобразный ностальгический тренд на реинкарнацию старых героев боевиков (на это открыто намекает и локализованное название, в оригинале кино называется просто «Последний рубеж»). Арнольд тут играет, по сути, постаревшую версию всех своих прошлых ролей и, понятно, справляется на ура — хотя и новых артистических горизонтов не открывает. Впрочем, и сам фильм вышел уж слишком конвенциональным, хоть и мастеровито снятым — всё-таки занимался им отличный корейский режиссёр Ким Джи-ун, автор «Я видел дьявола».
«Неудержимые 2» стали первым крупным фильмом для Арнольда Шварценеггера, который наконец-то вернулся в большое кино после 8 лет, проведенных на посту губернатора Калифорнии. Появление Шварценеггера не только оживило франшизу «Неудержимых» (вторая часть — однозначно лучшая в трилогии), но и наглядно показало, что ему еще есть что предложить соскучившимся зрителям. В кино он вернулся, как полагается легенде боевиков 1980-х: не оборачиваясь на взрыв за спиной и с сигарой в зубах, а главное — актер нисколько не затерялся в звездной компании Сильвестра Сталлоне, Джейсона Стэйтема, Дольфа Лундгрена и Жан-Клода Ван Дамма.
Первая большая роль Арнольда в кино — это фэнтезийный эпик Джона Милиуса (на секундочку, сценариста «Апокалипсиса сегодня») о непобедимом воине Конане, выросшем в рабстве и стремящемся отомстить за убийство своих родителей зловещему Тулса Думу. Шварценеггера тут взяли, очевидно, прежде всего из-за физических параметров — уж очень он внешне походит на героя жанра «меча и магии»: огромного, мощного, брутального и не тратящего лишние эмоции.
Как актёр Арнольд в «Конане-варваре» (да и в менее удачном продолжении, «Конане-разрушителе») чувствует себя не то чтобы суперуверенно. Но, к счастью, на этом этапе карьеры его актёрский диапазон никто тестировать и не пытался.
Один из самых известных примеров голливудской «клюквы» — уморительно нелепый фильм о доблестном советском полицейском, который уезжает ловить грузинского мафиози, пытающегося пристрастить честный советский люд к кокаину, аж в сам Чикаго. Там ему дают в напарники Джеймса Белуши, естественно, полную противоположность Ивану Данко (так зовут героя Арнольда) — болтливого капиталиста.
Данко, прямо скажем, не сильно-то сложная роль для Шварценеггера, но зато одна из самых смешных: по крайней мере, для российского зрителя. Смотреть на то, как Арнольд со своим жутким австрийским акцентом пытается говорить по-русски (хотя он и с английским-то справляться начал не сразу), можно вечно, а его «кокаинум» давно вошёл в ряды самых долгоживущих киномемов. Талантливый жанровый режиссёр Уолтер Хилл очень хорошо использует фактуру Арнольда для создания комедии. Намеренной или нет — уже совсем другой вопрос.
Ещё одна попытка Айвена Райтмана сделать комедию со Шварценеггером. Типичный детективный сюжет о поиске преступника превращается в ироничную зарисовку на тему копа, воспитывающего детей. Не особо-то и заметный представитель жанра, впрочем, идеально существующий в контексте фильмографии актёра. От образов экранных героев Шварценеггер всё ближе движется к семьянину, на которого наваливаются новые тяжёлые обязанности.
Изначально роль планировали отдать Биллу Мюррэю (что уже много говорит о типаже), но, кажется, именно Арнольду она подходит больше всего. Ещё один ироничный взгляд на самого себя и на устаревшие полицейские сюжеты не в самом примечательном фильме с одним из самых примечательных экранных появлений Шварценеггера.
Арнольд Шварценеггер и Стивен Кинг — имена как будто бы не очень совместимые. И тем не менее в одной из экранизаций самого экранизируемого писателя Арнольд сыграл — благо, Кинг писал не только хорроры. В «Бегущем человеке» Шварценеггер играет бывшего полицейского фашистского государства будущего (ну как будущего, действие происходит в 2017 году), который отказался расстреливать толпу голодающих и теперь в качестве наказания вынужден участвовать в смертельной игре на выживание. Вместе с другими несчастными он должен пройти своеобразную полосу препятствий, где препятствия — это разукрашенные и разодетые маньяки- гладиаторы, пытающиеся убить конкурсантов.
«Бегущий человек» — далеко не самый выдающийся фильм с Арнольдом и уж точно не лучшая экранизация Кинга (даже не рядом), но по-своему культовым он всё равно стал. Из-за ударного концепта, запоминающегося сеттинга и, конечно, самого Шварценеггера — который тут однозначно хорош. Хотя сам Кинг всячески противился кандидатуре актёра: ну что ж, ему и Николсон в «Сиянии» не нравился.
«Близнецы» Айвена Райтмана стали первой полноценной комедией в карьере Арнольда Шварценеггера. Впервые перед зрителями он предстал не в образе «Железного Арни» — молчаливого титана, который умеет только убивать, а в роли наивного и интеллигентного мужчины, пытающегося найти родного брата. Стоит признать, трансформация получилась удачной — сейчас «Близнецы» кажутся классической и вызывающей приятную ностальгию комедией, в которой Шварценеггер сыграл свою самую милую и трогательную роль в карьере. Наконец, без «Близнецов» мы бы никогда не увидели «Последнего киногероя» и «Правдивую ложь»!
Недооцененный в свое время «Последний киногерой» сейчас является представителем редкого жанра мета-блокбастеров, осознающих свою простоту и никчемность. Написанный Шейном Блэком сценарий катком проходится не только по главным шаблонам жанра (особенно по бессмертию героя и его бесконечной борьбе с заклятыми врагами), но и по самому Арнольду Шварценеггеру и его наследию звезды однообразных, но популярных боевиков 1980-х. Шварценеггер, очевидно, безупречно справился с ролью Джека Слэйтера и пародией на самого себя, доказав, что, в отличие от коллег по цеху, он не боится смеяться над самим собой и своим амплуа.
Одна из главных причин успеха третьего и последнего совместного фильма Джеймса Кэмерона и Арнольда Шварценеггера — это само участие Шварценеггера в роли примерного семьянина и компьютерщика, который на самом деле является выдающимся шпионом и машиной для убийств. Это абсурдно, но в то же время гениально — взять на роль «непримечательного» двойного агента актера, который всю карьеру стремился выйти за рамки амплуа ходячей горы мышц и доказать, что он еще и отличный комедийный, а иногда и драматический актер. Именно это ему в очередной раз и удалось сделать в «Правдивой лжи», которая отлично работает как оригинальная смесь комедийного боевика, мелодрамы про разваливающийся брак и пародии на «бондиану», под завязку забитая лучшими экшен-сценами 1990-х.
Рафинированный экшен-фильм Марка Л. Лестера не раз критиковали за гипертрофированность и неправдоподобие: мол, подозрительно нереалистично Джон Матрикс уничтожает врагов, при этом сам не получая ни единой царапины. Но, кажется, именно в «Коммандос» режиссёру удалось уловить дух боевиков 80-х с их безудержным стремлением к взрывам и смертям. А вместе с тем ещё и зафиксировать образ настоящего американского героя, который ради спасения своей дочки пойдёт на всё. Матрикс — персонаж покруче знаменитого киборга-убийцы из будущего, сметающего на своём пути любую преграду и выдающего одну за другой культовые фразочки. «Коммандос» и его герой на первый взгляд совершенно незамысловатые, но по итогу истории кино чуть ли не основополагающие для жанра. Порой в простоте вся гениальность.
Персонажи Шварценеггера, вопреки бытующему мнению, не похожи друг на друга. Да, его основной типаж — маскулинный (и мускулистый) мужчина, который за словом в карман не лезет и готов пообщаться с противником на единственном понятном ему языке боли. Однако до «Последнего киногероя», фильма, собственно, деконструировавшего его привычный образ, был культовый «Хищник». Поначалу фильм о сильных мужиках, которые попали в джунгли и вынуждены бороться с инопланетным чудищем, но по итогу — едкая пародия на такое пафосное кино.
Картина Джона МакТирнана иронизирует над образами бравых пустоголовых вояк, страдающих от токсичной маскулинности и выставляющих своё мужество напоказ. Герой Шварценеггера в этом плане с ними резко контрастирует: он по-прежнему выступает в роли перекачанного убийцы, но, в отличие от других членов команды, вовсе не хорохорится и является настоящим олицетворением сдержанности и храбрости. Так в сравнении с другим, комичным воплощением похожего амплуа персонаж Арнольда оказывается объёмнее.
Экранизация рассказа великого фантаста Филипа К. Дика, в которой мало что осталось от оригинала — зато многое передалось от режиссёра Пола Верховена, без преувеличений великого автора сатирического sci-fi (он же сделал «Звёздный десант» и «Робокопа»). Арнольд тут играет простого работягу Дага Уэйда, который решает разнообразить скучную жизнь с помощью специальной услуги — в его мозг пускают специальные импульсы, заставляющие его прожить жизнь другого человека.
Теперь он — спецназовец, на которого открыли охоту. Или он был им всегда? И злобная компания, наоборот, пыталась убедить его, что он простой работяга? Вскоре Даг совершенно путается в реальностях и в погоне за правдой даже отправляется на Марс. Шварценеггер тут, с одной стороны, играет типичного героя боевика, но с другой — этот образ несколько деконструирует: если раньше он преимущественно играл парней, которые точно понимают, что делают, то здесь Арнольд прекрасен в роли человека, который понятия не имеет, что вообще происходит.
ТЕРМИНАТОР (франшиза)
Фильм, который окончательно превратил Шварценеггера из звезды бодибилдинга в кинозвезду. В первом «Терминаторе» Кэмерон использовал фактуру Арнольда, но явно не акцентировал внимание на его актёрских способностях — как и подобает роботу, Мистер Вселенная ходит здесь с не меняющимся выражением лица. Но ходит угрожающе — этого у него не отнять.
Во втором «Терминаторе» Кэмерон пошёл дальше — у Т-800 тут появилась полноценная характерная арка, и у Арнольда появился шанс продемонстрировать не только мускулы, но и способность к актёрскому перевоплощению. Следить за тем, как на его прежде каменном лице впервые появляются человеческие эмоции (или хотя бы их зачатки) — большое удовольствие. Симптоматично, что чем дальше шла франшиза, тем человечнее становился Т-800 и тем увереннее чувствовал себя Шварценеггер как актёр.