19 июля британский актер Бенедикт Камбербэтч празднует маленький юбилей — ему исполняется сорок пять лет. Человек с потрясающим голосом, мастер перевоплощения и просто настоящий джентльмен, Камбербэтч широко известен как в мейнстримном кино, так и за его пределами.
Бенедикт начал свою карьеру на британской сцене, затем перешел на телевидение, где получил судьбоносную роль в «Шерлоке», которая принесла ему долгожданное признание и любовь зрителей по всему миру. Шоу было настолько популярным, что даже породило целый фандом Камбербэтча. Впоследствии Бенедикт стал неотъемлемой частью множества культовых франшиз, среди которых «Стартрек», «Хоббит», а также кинематографическая вселенная «Марвел». Кого бы ни играл актер — злобного дракона Смауга или беглого журналиста Ассанжа, — он всегда находил ключ к пониманию своего персонажа и, что самое главное, всегда мог раскрыть его внутренний мир для зрителя.
Собрали семь самых ярких перформансов Бенедикта Камбербэтча — от худшего к лучшему.
В последние годы злодей с британским акцентом стал своего рода голливудским клише. В фильме «Стартрек: Возмездие» 2013 года Бенедикт Камбербэтч на собственном примере объясняет, почему этот прием так хорошо работает. В переосмыслении научно-фантастической классики актер играет генетически модифицированного сверхчеловека, скрывающегося под именем Джон Харрисон. Харрисон — член Звездного флота, который впоследствии становится террористом и главным противником капитана Кирка. Несмотря на все очевидные минусы сиквела «Стартрека», смотреть его интересно прежде всего из-за потрясающего актерского перформанса Камбербэтча. Интеллект Хана и его подчеркнуто жестокие манипуляции с членами команды «Энтерпрайза» — главная изюминка этого фильма.
Биографический триллер «Пятая власть» Билла Кондона стал еще одним примером сверхъестественной способности актера играть реальных людей. В фильме Камбербэтч перевоплощается в известного журналиста и телеведущего Джулиана Ассанжа, обнародовавшего сверхсекретные материалы о шпионских скандалах, коррупции и военных преступлениях. Как и в случае с другими историческими личностями, Камбербэтч не просто играет свою роль. На эти два часа хронометража он буквально становится Ассанжем, идеально интегрируя в фильм поведенческие повадки журналиста, его мимику и акцент. Еще до своего выхода «Пятая власть» рассматривалась как вероятный претендент на «Оскар». Но, увы, итоговый результат оказался настоящим коммерческим провалом, а великолепная работа Камбербэтча так и осталась его единственным плюсом.
В борьбе за главную роль в «Докторе Стрэндже» Камбербэтч обошел таких сильных кандидатов, как Хоакин Феникс, Итан Хоук и Райан Гослинг. Что бы ни говорили про современные блокбастеры, быть частью киновселенной «Марвел» — значит взять на себя определенного рода ответственность. Каждый из команды Мстителей в той или иной мере является ролевой моделью для подрастающего поколения, и Стивен Стрэндж не исключение. Необычная внешность Бенедикта и его красивая интеллектуальная речь идеально подошли для образа мудрого чародея, способного путешествовать сквозь время и пространство. В «Мстителях: Война бесконечности» и «Мстителях: Финал» Камбербэтч без труда ассимилировался с остальным актерским составом, показав отличное умение работать не только соло, но и в большой, разношерстной команде.
Роль бессмертного героя детективных романов Конан Дойла стала во всех смыслах определяющей для актерской карьеры Бенедикта Камбербэтча. Безумная популярность шоу, созданного Стивеном Моффатом и Марком Гэтиссом, превратила Камбербэтча, который до того момента снимался лишь в британских исторических сериалах, в звезду мирового масштаба. Голливудские контракты не заставили себя ждать. Но в чем заключается феномен «Шерлока»? В первую очередь, в невероятном творческом тандеме — над сериалом работала сильнейшая команда, состоящая из сценаристов, режиссеров и, конечно, актеров. В роли самого талантливого сыщика современности Камбербэтч как никогда молод и свободен — от страхов, стереотипов, излишней самокритики и постоянного давления со стороны студии (по крайней мере, первые два сезона). Он вечно импровизирует, придумывая на ходу какие-то интересные фразы и фишки для своего персонажа. И, кажется, вовсе не чувствует груза ответственности за «важную роль» и уж тем более не переживает за то, что в какой-то момент что-то может пойти не так.
После беспрецедентного успеха «Вселенной Стивена Хокинга» и триумфа Эдди Редмэйна на «Оскаре» многие стали забывать о существовании другого, не менее увлекательного фильма о становлении знаменитого физика-теоретика. Работа в биографической теледраме «Хокинг» стала первой главной ролью Бенедикта Камбербэтча. Сюжет фильма сконцентрирован на юных годах Хокинга во время его учебы в Кембриджском университете и лишь частично затрагивает борьбу героя с боковым амиотрофическим склерозом. Мы видим, как Хокинг впервые делает важное физическое открытие, знакомится со своей будущей супругой и вглядывается в загадочное звездное небо, лежа на примятой осенней траве. Бенедикт играет человека с неуемной страстью к жизни, науке и открытиям, который не сломается даже под натиском страшного диагноза, даже под риском медленной и страшной смерти. Его мальчишеская борьба вопреки всему ужасу жизненных обстоятельств превратила «Хокинга» в неожиданно жизнеутверждающее кино.
Вышедшая в 2014 году биографическая драма «Игра в имитацию» повествует о талантливом математике Алане Тьюринге, которому удалось разгадать шифры фашистской коалиции, что, в свою очередь, способствовало победе над Третьим рейхом во Второй мировой войне. Несмотря на все свои заслуги, в конце фильма Тьюринг был осужден за мужеложство и подвержен химической кастрации. Камбербэтч, по собственному признанию, был ужасно вдохновлен личностью Тьюринга, которого считал «невероятно одаренным, добрым и умным человеком». Возможно, именно по этой причине свою роль в фильме «Игра в имитацию» актер принял с особым пиететом. Закрытый от общества не только в сексуальном, но и в эмоциональном плане Тьюринг по-настоящему показывал себя только во время работы — в момент разгадки фашистского кода его глаза горели как никогда. Бенедикт во многом практически идеальное попадание в образ интеллектуального математика. Будучи потомком семьи из высшего общества, он привык оставаться идеально вежливым и невозмутимым при любых обстоятельствах, даже когда за окном идет война.
Британский мини-сериал «Патрик Мелроуз», основанный на серии романов Эдварда Ст. Обина, – одна из последних и, вероятно, самых впечатляющих работ Бенедикта Камбербэтча. В центре сюжета праздный потомок аристократов, заядлый наркоман, беспробудный алкоголик и просто невыносимый человек по имени Патрик Мелроуз. На пути жестокого и бескомпромиссного саморазрушения главный герой оказался после того, как отец совершил над ним насилие в далеком детстве. Для самого Камбербэтча, привыкшего играть нелюдимых интеллектуалов и блистательных злодеев, роль настолько психически нестабильного персонажа стала по-настоящему новым шагом в карьере. И он погрузился в это эмоциональное приключение с головой. На протяжении всех пяти серий вид, мимика и даже акцент главного героя постоянно меняются. Таким образом Камбербэтч не только оттеняет разные жизненные циклы героя, но и подчеркивает внутренние изменения, произошедшие в Мелроузе.