Под конец года мы решили вспомнить все фильмы самого массового и популярного жанра современности. Чтобы расставить точки над i и выяснить, что из супергероики 2018-го заслуживает внимания, а что лучше бы так и осталось на страницах комиксов
Под конец года мы решили вспомнить все фильмы самого массового и популярного жанра современности. Чтобы расставить точки над i и выяснить, что из супергероики 2018-го заслуживает внимания, а что лучше бы так и осталось на страницах комиксов.
Несмотря на разгромную критику, «Веном» внезапно стал кассовым и зрительским хитом. Оно и понятно: люди, уставшие от раздутых нарративов и амбициозных киновселенных, захотели посмотреть что-то простое, весёлое, что-то «на разок». Ну а на безрыбье, как оказалось, и «Веном» рыба. А ведь стоило всего-то подождать до конца года — тогда выйдет фильм (и в этом списке он тоже будет), который отлично использует свою глупость и старомодность. «Веном» же таким получился скорее ненамеренно, он едва ли тянет даже на guilty pleasure: уж слишком плохо снят, уж слишком неловок местный юмор, а центральный конфликт откровенно скучен.
Один из самых кассовых релизов года и, страшно сказать, чуть ли не основной претендент на главный «Оскар». Вот только едва ли успех фильма можно объяснить его художественными достоинствами: при всём уважении к приличному режиссёру Райану Куглеру, блокбастер ему доверять явно не стоило. «Чёрная пантера» очень небрежно поставлена — хореография сложных сцен часто заставляет задуматься, а не смотришь ли ты случаем фильм в замедленном воспроизведении. Компьютерная графика непростительно плоха для такой студии и таких бюджетов, а история — типичный супергеройский «ориджин», ещё и относящийся к себе абсолютно серьёзно. Для Marvel это шаг назад.
Единственное, что у Куглера однозначно получилось, — злодеи. Энди Сёркис безумно харизматичен (жаль только, его совершенно бездарно сливают), а Киллмонгер Майкла Б. Джордана вообще, возможно, лучший антагонист киновселенной. Его мотив предельно ясен, а его личная драма на порядок интереснее, чем у главного героя. За плохих парней в «Чёрной пантере» вообще куда приятнее болеть — ведь «добро» здесь представлено удивительно унылыми персонажами.
Никакой самоиронии Райана Рейнольдса не хватило, чтобы избавить второго «Дэдпула» от типичной болезни сиквелов — желания быть больше, круче, сильнее, скрыть за масштабом отсутствие новых идей. Это, по сути, тот же первый «Дэдпул»: местами смешной, местами слишком пытающийся быть смешным. Но жанровой свежести, за которую многим так полюбилась первая часть, здесь уже не чувствуется. «Дэдпул 2» мало отличается от тех, кого он высмеивает, — его самоосознанный юмор оторван от экранной реальности, это шутки ради шуток, за которыми прячется простая, почти не ироничная и малоинтересная история. А ещё — и это главная загадка фильма — «Дэдпул 2» как-то умудрился заставить Дэвида Лейтча, режиссёра «Джона Уика» и «Атомной блондинки», скучно снимать экшен.
Первый «Человек-муравей» был призван спустить киновселенную на землю после громких, масштабных вторых «Мстителей». «Человек-муравей и Оса», в общем-то, делает то же самое. Это очень простое, бытовое — насколько это возможно в супергеройском жанре — кино, оно не пытается казаться больше, чем есть (каламбур не был намеренным, честное слово). Милая семейная комедия, в которой, так уж получилось, есть супергерои — да и те лишены всякого героического пафоса, они скорее жертвы обстоятельств, чем люди, норовящие спасать всё и всех.
Брэд Бёрд 14 лет думал над тем, как продолжить «Суперсемейку», и в итоге решил сделать вид, что никаких 14 лет и не проходило. В этом главное достоинство и главный недостаток новой «Суперсемейки». Фильм легко может разочаровать нежеланием соответствовать тому грузу ожиданий, что скопились у фанатов за столь долгий срок. Первая часть изящно высмеивала каноны жанра, в 2004 году только набиравшего силу, — многие, конечно, ждали, что и сиквел станет эдаким осмыслением всего, что произошло с супергероикой за эти годы. Но Брэда Бёрда, как оказалось, куда больше интересовали его герои, чем какая-то там сатира. Он сделал кино, будто застрявшее во всё том же 2004-м, сделав упор на развитие темы необычной семьи. И сделал это трогательно, интересно и убедительно, заговорил на такие темы, которые «взрослая» супергероика даже не пытается поднимать.
Десять лет киновселенная Marvel шла к грандиозному финалу, первая часть которого как раз вышла в этом году (вторую ещё придётся немного подождать). И хотя любовь студийных боссов к киновселенным уже начинает прилично надоедать, стоит признать, что Marvel — единственные, кто этот формат действительно освоил. Конечно, в «Войне бесконечности» есть некоторые проблемы с динамикой, и не за всеми героями следить одинаково интересно, но в целом у братьев Руссо получилось удивительно целостное для своих масштабов кино — десять лет назад что-то подобное и представить было сложно. Куча колоритных героев взаимодействует друг с другом в необычных сочетаниях, кто-то шутит, кто-то плачет, кто-то отчаянно сражается за последний шанс для всей Вселенной. И возглавляет этот балаган блестящий злодей в исполнении Джоша Бролина — властный, мощный, по-человечески понятный и оттого ещё более страшный. Пускай философия его и напоминает десятилетнего школьника, вчера узнавшего о термине «перенаселение».
А вот и тот самый правильный «Веном». Фильм, который намеренно игнорирует все достижения жанра последних лет и даёт нам то старомодное, глупое и бесконечно весёлое приключение, которое мы давно заслужили. Джеймс Ван явно знал, как тратить деньги студии: в каждом кадре «Аквамена» читается жгучее желание сделать круто, снять изобретательно, энергично, часто — намеренно безвкусно. Здесь герои излучают опасные дозы пафоса и говорят исключительно вполоборота через плечо, здесь плащи развеваются в слоу-мо, а солнце встаёт, только когда на экране появляется Николь Кидман. Если бы у Снайдера было чувство самоиронии, то он наверняка снимал бы как-то так.
«Человек-паук: Через вселенные» — с огромным отрывом, лучшее, что случалось с супергероикой в этом году. Чёрт с ним, это лучшее, что случалось с супергероикой вообще — по крайней мере с той, что не стремится к мнимому «реализму». Безумство красок, палитра стилей, идеальное постмодернистское осмысление жанра, после которого очень сложно вновь серьёзно воспринимать обычные кинокомиксы. Да и за всем этим идейным пластом «Через вселенные» — невероятно креативное, очень смешное и, когда надо, трогательное кино о том, что когда все вокруг особенные — не особенный никто. Но в этом-то вся прелесть. К тому же, и это немаловажно, в фильме совершенно потрясающая постановка — в его live-action собратьях вы такого точно не увидите.