Голливудцы снимают мощные супербоевики и тратят миллионы на спецэффекты, российские режиссеры выпускают либо бездумные комедии, либо мрачнейшие драмы, европейцы специализируются на артхаусе…
Зная творчество французского артхаусного провокатора Гаспара Ноэ, легко было предположить, что его новая картина будет смелой и откровенной, практически порнографической. Этим Ноэ никого не удивил. И тем не менее «Любовь» все же получилась удивительной – из-за тех многочисленных моментов нежности и теплоты, которые в романтических фильмах других режиссеров зрители приняли бы как должное. Но Ноэ не такой, как другие. Ноэ – постановщик, который для своей скандальной «Необратимости» снял девятиминутную непрерывную сцену изнасилования. На фоне такого кино «Любовь» – тоже, надо признать, не самая счастливая в мире романтическая история – шокирует своей человечностью.
Есть режиссеры, от которых мы всегда ждем успехов, а есть режиссеры, от которых мы всегда ждем провалов. М. Найт Шьямалан ярко начал свою карьеру, но «Шестое чувство» давно ушло в прошлое, и за последние десять лет режиссер приучил нас к мысли, что любой его новый проект нужно сразу переправлять в мусорную корзину. «Визит», однако, прервал череду неудач Шьямалана. Это, конечно, не «Шестое чувство», но все же вполне компетентный хоррор о подростках, которые приехали погостить к бабушке и дедушке и обнаружили, что те очень странно – пугающе странно – себя ведут… До сих пор не верится, что Шьямалан вспомнил, как снимать хорошее кино!
Российские фильмы о детях и подростках – большая редкость. Особенно если это кино не о взрослом и ребенке, как недавний «Призрак», а о сугубо детских страстях, переживаниях, ощущениях. Тем приятнее было увидеть снятую режиссером Андреем Зайцевым трогательную историю первой любви с привкусом «Ромео и Джульетты». Фильм, правда, получился спорный и неоднозначный – особенно с точки зрения консерваторов, боящихся, что подростковое кино может научить ребят чему-нибудь дурному (в данном случае – постели до достижения совершеннолетия). Но на фоне всего, что обычно творится в нашем кино, «14+» – зрелище доброе и невинное.
Если не знаешь подробностей этой истории, трудно понять, чем мог увлечься режиссер Роберт Земекис, когда решил рассказать с экрана, как в 1974 году канатоходец Филипп Пети несколько раз прошел по тросу между башнями-близнецами Всемирного торгового центра. Конечно, это было впечатляющее цирковое достижение. Но что в нем интересного, кроме тех минут, которые Пети провел на тросе? Оказывается, многое. «Прогулка» – увлекательнейшая авантюрная история, которая захватывает на каждом ее этапе: замысел, планирование, поиск сообщников, незаконное проникновение на вершину башен… Даже натягивание троса было отнюдь не тривиальной задачей. Что особенно приятно, фильм Земекиса не только рассказывает, как все это было, но и объясняет и показывает, почему для Пети было так важно пройти 60 метров на высоте 110-этажных небоскребов. Ведь ради одной только славы так своей жизнью не рискуют…
Норвежский фильм-катастрофа? Не смешите наши тапочки! Лишь немногие страны могут позволить себе создание столь технически сложного кино, и скандинавских государств среди них нет. Даже огромная в сравнении с Норвегией Франция такого кино практически не снимает. И тем не менее норвежцы смогли создать спецэффектный фильм о грандиозном цунами, которое захлестывает прибрежный городок. И «Волна» получилась столь удачной, что гордые своим достижением «викинги» выдвинули ее на «Оскар», презрев более традиционные для северного кинематографа камерные драмы.
Высокобюджетный исторический шпионский боевик в духе «бондианы», основанный на культовом телесериале 1960-х. Казалось бы, это наименее удивительное голливудское кино, которое только мог снять Гай Ричи. Но зрителя из России лента поражает тем, кто является ее главными положительными героями. Агент ЦРУ и агент КГБ работают вместе! Они становятся друзьями! Они противостоят не друг другу, а общим врагам с нацистским прошлым! И все это – в разгар холодной войны, через год после Карибского кризиса, когда США и СССР едва не развязали атомную войну. В наши дни, когда голливудцы только и делают, что воюют с Россией и с русскими, само существование «Агентов А.Н.К.Л.» удивляет и потрясает. Кстати, сыграл нашего агента Илью Курякина Арми Хаммер – актер с одесскими корнями.
Романтическая комедия – это один из самых шаблонных жанров, и удивить ей зрителей практически невозможно. Если только не придумать такой неожиданный и остроумный сюжетный ход, как тот, с которого начинается голландская романтическая комедия «Сюрприз». Ее главный герой, разочарованный в жизни наследник крупного состояния, обращается в погребальную компанию, которая за особую цену убивает суицидальных клиентов, не решающихся покончить с собой. Когда герой оформляет заказ, он выбирает вариант «Сюрприз» – внезапная смерть в неизвестное время неизвестным способом. И надо же такому случиться, что именно в этот момент он знакомится с девушкой, которая пробуждает в нем желание жить. Но поскольку отменить заказ невозможно, то сражение за любовь для героя также оказывается сражением за свою жизнь… И это лишь первый из нескольких сюжетных поворотов, сделавших «Сюрприз» Майка ван Дима одним из самых увлекательных европейских фильмов последнего десятилетия!
Все мы знаем, как выглядит дорогостоящий голливудский фантастический фильм. Он выглядит как «Звездные войны». Или как эпопея «Чужой». Или как «Трансформеры» и «Война миров». Люди воюют с пришельцами, люди воюют с роботами, люди воюют друг с другом… В «Марсианине», однако, герой Мэтта Деймона обходится без бластера и плазменных гранат. Он не солдат, а космонавт-ученый, пытающийся в одиночку выжить на марсианской станции. В свою очередь, люди на Земле не раздувают войну, а сотрудничают целыми странами, чтобы вернуть домой героического ботаника. Только подумать – голливудский блокбастер прославляет не войну, а научные знания, изобретательность и пацифизм! Для сравнения вспомните недавний «Интерстеллар», снятый на схожую тему, но все же не обошедшийся без маленькой космической войны. Ридли Скотт же справился без нее – и отличные сборы его фильма показали, что звездный мир может быть столь же захватывающим, как звездные войны.
Нашему кино не положено состязаться с Голливудом в спецэффектных жанрах. Но создатели российского романтического фэнтези «Он – дракон» об этом забыли. И они сняли наш ответ «Сумеркам», который во всех отношениях смотрится лучше, чем популярные голливудские ленты этого жанра. В то время как многие российские жанровые ленты вызывают чувство стыда, фильм Индара Джендубаева и студии Bazelevs вызывает исключительно чувство гордости. Конечно, эта сентиментальная сказка для школьниц не может бороться за «Оскары», но ее куда приятнее показывать иностранцам, чем какого-нибудь «Левиафана».
Когда пожилой режиссер, давно не снимавший фильмов того жанра, который его прославил, возвращается к заброшенному десятилетия назад циклу, опытный киноман ждет провала. Причем эпического провала – такого, как трилогия приквелов Джорджа Лукаса или четвертый «Индиана Джонс» Стивена Спилберга. Поэтому от четвертого «Безумного Макса» многие ждали, что он пополнит перечень звездных «фейлов». Как австралиец Джордж Миллер, чье имя последние двадцать лет было связано с детскими фильмами вроде «Поросенка Бейба» и «Делай ноги», мог вернуться в суровый мир постапокалиптической пустыни? Однако он вернулся – и выдал один из самых мощных и изобретательных боевиков года, утерев нос многим постановщикам, которые вдвое его младше. Кто же знал, что из всех классиков начала 1980-х Миллер дольше всех сохранит юношеский задор!
Самая провокационная картина нашего нынешнего кино и одна из самых провокационных картин года во всем мире, «Училка» Алексея Петрухина позволила заглавной героине взять свой класс в заложники – и не объявила пожилую женщину исчадьем ада. Персонаж Ирины Купченко не пытается отомстить ребятам за годы унижений. Вместо этого учительница в последний раз самым экстремальным способом пытается достучаться до подростков, которые в грош ее не ставят, пока у нее в руках не появляется пистолет. Фильм еще до выхода в прокат вызвал такой резонанс, что его создатели уже вовсю работают над сиквелом.
Прямо скажем, российская постановщица Анна Меликян не перетрудилась, придумывая название своей новой картины. Постер фильма также ничем не намекает, что зрителей ждет одна из лучших лент года («самая лучшая», если верить жюри Кинотавра). И тем не менее картина великолепна, потому что в остальном изобретательность «Про любовь» зашкаливает. Даром что это романтическая комедия. Где еще можно увидеть уморительную новеллу о японке-русофилке, которая приезжает в Россию на поиски «настоящего русского мужика» и которая видит нашу страну через те же розовые очки, через которые мы обычно смотрим на Запад и на Японию? Какой другой режиссер догадался бы включить в запутанный любовный многоугольник памятник Петру Первому работы Церетели? Впрочем, пересказывать сюжетные повороты и визуальные находки «Про любовь» может только тот, кто не уважает зрителей. Фильм Меликян надо смотреть без чтения спойлеров, чтобы не мешать ему поражать и удивлять!