Вспоминаем лучшие экшен-фильмы уходящего года. Те, что больше остальных заставили нас вжаться в кресло, выронить из рук попкорн, а иногда и посмеяться и, может, даже умилиться. Важное уточнение: сюда не попали супергеройские фильмы — для них будет отдельный список
Один из создателей «Пилы» и «Астрала», Ли Уоннелл, решил доказать Голливуду, что и без большого бюджета можно снять отличный экшен-фильм. Надо только иногда включать фантазию и не бояться экспериментировать. Его «Апгрейд» — почти идеальное жанровое кино: эффектное, жёсткое, изобретательно снятое и прекрасно сыгранное. Убедительная, пускай и простенькая, история о мести, которая благодаря отличному твисту превращается в любопытную киберпанковую притчу в духе Филипа Дика.
Живая легенда Стивен Спилберг наконец устал от политических драм и вернулся к развлекательному кино, чтобы показать молодым коллегам, как надо снимать такие фильмы. Взяв за основу популярный роман Эрнеста Клайна (и со всей скромностью убрав оттуда упоминания своих фильмов), Спилберг создал идеальную ностальгическую фантастику с «тем самым» духом приключения, который давно не встретить в современных блокбастерах.
Здесь, с большим отрывом, самая крутая постановка среди блокбастеров последних пары лет и самое эффектное использование CGI со времён «Аватара» — перевод действия в виртуальное пространство позволил Спилбергу творить с камерой что-то совсем невероятное. Идеальная по форме и классическая для режиссёра по содержанию история о том, что эскапизм — это бесконечно круто, главное, не делать его самоцелью.
Пока Гарет Эванс, режиссёр дилогии «Рейд», по ту сторону океана пробует силы в других жанрах, в Индонезии его дело продолжает Тимо Таджьянто. Сначала он снял неплохой фильм Headshot (ушлые российские прокатчики назвали его «Рейд: Пуля в голове»), теперь — «Ночь идёт за нами», который получился даже лучше. Это вновь суровый, кровавый боевик с отличной хореографией и примитивным (но большего и не надо) сюжетом. Даже актёры здесь те же, что и в «Рейдах» с «Хэдшотом», — разве что ролями поменялись. Таджьянто, может быть, пока не хватает постановочных навыков Эванса, но он стремительно движется в его направлении — а уж по степени жестокости «Ночь идёт за нами» даст фору любому из «Рейдов».
Перегруженная и малоинтересная франшиза «Трансформеров» под конец своей жизни внезапно получила второе дыхание. Всё благодаря Трэвису Найту — режиссёру отличного мультфильма «Кубо: Легенда о самурае». В его руках «Бамблби» превратился в невероятно милое кино, любовную открытку подростковой ретрофантастике (привет, Спилберг, давно не виделись), в которой взрывы и мегаломания Майкла Бэя отходят далеко на второй план. Когда надо, фильм умеет быть и громким, и зрелищным, но всё же в сердце его — трогательная история отношений двух проблемных детей, пытающихся совместными силами справиться с потерей близких людей.
«Убийца 2» — прямо скажем, не самый лучший сиквел. Уж слишком он пытается быть похожим на работу Дэни Вильнёва внешне, при этом очень слабо понимая, что же сделало её столь убедительной. Режиссёру Стефано Соллима не хватает тонкости канадского постановщика, зато всё, что касается жёсткого городского экшена, — это по его части. Так что, пускай «Убийца» заметно поглупел ко второй части, как отдельный фильм он работает отлично.
Уже какой год Том Круз отчаянно отказывается стареть — да и некогда, ещё столько безумных трюков не сделано, столько мировых террористов не поймано. Во второй раз объединившись с Кристофером МакКуори, он выдал, возможно, самую «личную» часть шпионской франшизы. Итан Хант, как и сам Круз, может, и рад бы наконец отойти от дел и уединиться в какой-нибудь горной деревне: тишь, воздух чистый, красота. Да вот только не может — не по рациональными причинам, нет, скорее из-за особенностей характера, высшей цели или чёрт знает чего ещё. Говорит, буду прыгать по крышам и висеть на летящих вертолётах — ну и что, что скоро седьмой десяток, буду, и всё, пока не умру. Охотно верим, Том, охотно верим.
В далеком 1987 году из всего отряда спецназа Хищник первым убил героя Шейна Блэка. Едва ли он подозревал, что спустя тридцать лет Блэк, уже признанный сценарист и режиссёр, найдёт способ ему отомстить. И убьёт уже самого «Хищника» — своим сатирическим постмодернистским переосмыслением, где все солдаты буквально безумны, а Хищника способен победить лишь маленький мальчик-аутист. Убийство это, конечно, из жалости: франшиза давно себя изжила, и фильм Блэка, безусловно, лучшее, что с ней случалось. Фанаты ненавидят, да и пускай: Блэку не привыкать, у него с раздутыми франшизами разговор всегда был короткий.