Зачастую в кино в центре внимания оказываются истории сложившихся отношений, но не меньший интерес представляют картины о не случившемся счастье. Роман начинающей актрисы и джазового музыканта, случайная встреча в поезде американца и француженки и знакомство в отеле в Токио двух скучающих иностранцев: вспоминаем восемь трогательных фильмов про любовь без хеппи-энда, которые не оставят равнодушными.
Молодому американцу Дэмьену Шазеллу при активном участии композитора Джастина Гурвица удалось вдохнуть новую жизнь в современный мюзикл. «Ла-Ла Ленд» мгновенно стал зрительским хитом, а песни из фильма теперь исполняют симфонические оркестры в разных уголках мира. Судьба сталкивает в современном Лос-Анджелесе уставшую от бесконечных неудачных прослушиваний начинающую актрису Мию (Эмма Стоун) и мечтающего открыть собственный джаз-клуб пианиста Себастьяна (Райан Гослинг). Картина Шазелла — образец голливудского кино в лучшем понимании этого словосочетания. Это не блокбастер, а фильм, в котором потрясающая музыка и увлекательный сюжет сочетаются с небанальным размышлением о мечтах, призвании и любви. И Мия, и Себастьян вынуждены выбирать между делом всей жизни и возможностью быть рядом с партнёром. Увы, далеко не всегда любовь и успех идут рука об руку.
Мелодрама Майкла Кёртица не только стала шедевром Золотого века Голливуда, но и ничуть не состарилась. Фильм и сегодня смотрится свежо. В декабре 1941 года, в разгар Второй мировой войны, марокканский город из названия картины стал перевалочным пунктом для спасающихся из Европы беженцев. В Касабланке в игорный клуб, которым владеет циничный американец Рик (Хамфри Богарт), приходят его прежняя возлюбленная Ильза (Ингрид) с мужем Виктором Ласло (Пол Хенрейд), лидером чешского Сопротивления. Рик может помочь супругам со спасительными визами, но тогда придётся поставить долг выше чувств. Лейтмотивом драмы героев на фоне страшных событий большой истории становится композиция As Time Goes By. Картина Кёртица по пьесе Мюррэя Барнетта содержит множество штампов романтического жанра, но благодаря лёгкому юмору, эстетике нуара и великому дуэту Бергман и Богарта возвышается над подавляющим большинством мелодрам середины прошлого века.
Гонконгский режиссёр Вонг Кар-Вай — редкий автор, сформировавший эстетику 90-х. Чтобы отвлечься от мучительных и утомительных съёмок уся «Прах времён», постановщик вместе с постоянным оператором Кристофером Дойлом решил снять проект лёгкий и недорогой. «Чунгкингский экспресс» — две параллельные истории любви на улицах залитого неоном и круглосуточно гудящего мегаполиса. В ночь на 1 мая 1994 года недавно расставшийся с девушкой полицейский № 223 (Такеши Канеширо) знакомится в баре с загадочной блондинкой (Бриджит Линь) с проблемами с законом. А другого стража порядка — № 663 (Тони Люн Чу Вай) — бросает стюардесса. Ключи от квартиры полицейского бортпроводница оставляет в закусочной, где трудится мечтательница Фэй (Фэй Вон). Сотрудница общепита начинает наведываться к № 663 в квартиру, стараясь изменить его жизнь. «Чунгкингский экспресс» — фильм, который после просмотра уже не забыть никогда. Это калейдоскоп ярких образов, в котором на контрасте показаны разбитые сердца и вечное движение Гонконга.
Ричард Линклейтер известен страстью к проектам, фиксирующим реальное течение времени. «Отрочество» снималось в течение 12 лет, а «Перед рассветом» открывает трилогию картин о героях Итана Хоука и Жюли Дельпи, части которой выходили с интервалом в девять лет. Американец Джесси и француженка Селин знакомятся в поезде и после короткого разговора решают сойти в Вене и провести вместе день и ночь. Картина застаёт молодых людей в не лучшем расположении духа — оба не так давно пережили разрыв. Случайная встреча в поезде вырывает Джесси и Селин из привычного течения жизни, а уговор об одном дне вместе превращает блуждание по городу в уникальное романтическое приключение, которое запомнится на всю жизнь. Режиссёр рассказывал в интервью, что схожий случай произошел с ним в молодости, но только в Филадельфии. Линклейтер тонко улавливает момент, когда время для парочки словно бы останавливается, а Вена навсегда становится особенным городом для американца и француженки.
«Твоё имя» Макото Синкая стало мировой сенсацией, собрав в прокате больше 350 миллионов долларов и подвинув с первого места в списке самых кассовых аниме «Унесённых призраками» Хаяо Миядзаки. Парень из Токио Таки и провинциальная девушка Мицуха по несколько раз в неделю во сне меняются телами. Однажды странная связь прерывается. Таки отправляется на поиски Мицухи, в которую, похоже, влюбился. «Твоё имя» объединяет фантастический сюжет с обменом телами и историю первой любви. Но сюрпризы в аниме Синкая не заканчиваются — фильм ещё удивит зрителей ближе к финалу. «Твоё имя» можно воспринимать как красивую и меланхоличную мелодраму, но, если приглядеться, это также история о переживании коллективной травмы и превратностях судьбы.
Режиссёр Купер Рэфф — юное техасское дарование, о котором пока говорят не так часто, как о Ксавье Долане — другом вундеркинде. Американец представил свой второй фильм на фестивале «Сандэнс» в прошлом году и завоевал приз зрительских симпатий. Эндрю (Рэфф) выпустился из университета Тулэйн и вернулся к родителям в Нью-Джерси, поскольку совершенно не представляет, чем заняться дальше. Растерянный юноша устраивается кассиром в сеть ресторанов быстрого питания, но на одной бар-мицве, куда пришёл вместе с младшим братом (Ивэн Ассанте), знакомится с юной мамой Домино (Дакота Джонсон) и её дочерью с расстройством аутистического спектра Лолой (Ванесса Бергхардт). Теперь Эндрю по вечерам трудится аниматором на вечеринках, иногда сидит с Лолой и заглядывается на загадочную Домино. Главный герой — альтер эго режиссёра, разговорчивого, обаятельного и чувствительного парня, который ищет призвание и любовь. «В ритме ча-ча-ча» — душевный мамблкор о невозможной любви. Разница в возрасте и устремлениях становится непреодолимым препятствием, но проведённые вместе минуты навсегда останутся в памяти Эндрю и Домино.
Шумные азиатские мегаполисы традиционно становятся местом действия лучших фильмов об одиночестве и потерянности. Режиссёрка и сценаристка София Коппола признавалась в любви к творчеству Вонга Кар-Вая, так что соседство в нашем списке «Трудностей перевода» и «Чунгкингского экспресса» неслучайно. На сей раз на первый план выходит Токио. Немолодой американский актёр Боб Харрис (Билл Мюррэй) днём снимается в рекламе виски, а ночью мучается от бессонницы в роскошном номере отеля Hyatt. Юная Шарлотта (Скарлетт Йоханссон) отправилась в Японию с мужем-фотографом. Супруг пропадает на съёмках, а жене нечем заняться. После знакомства в баре отеля Боб и Шарлотта общаются, ходят на вечеринки, поют в караоке и скрашивают друг другу одинокие вечера. «Трудности перевода» — кино намёков и умолчаний, невысказанных чувств. Боб и Шарлотта снова и снова стакиваются в лифтах и коридорах отеля, словно герои «Любовного настроения», которые жили в соседних квартирах. Одиночество вдали от привычных мест может приводить к положительному эффекту, поскольку позволяет разобраться, где ты сейчас и куда хочешь идти дальше. Доказано Бобом и Шарлоттой.
Австралиец Баз Лурман — непревзойдённый современный мастер бурлеска и кинокарнавала. Трудно найти более подходящего режиссёра для экранизации знакового романа о ревущих двадцатых. Пациент закрытой клиники Ник Каррауэй (Тоби Магуайр) вспоминает лето 1922-го, когда снял домик на Лонг-Айленде и познакомился с Джеем Гэтсби (Леонардо ДиКаприо), закатывавшем самые умопомрачительные вечеринки, о которых говорила вся округа. Также Ник становится свидетелем романа Гэтсби и замужней аристократки Дэйзи Бьюкенен (Кэри Маллиган). В картине Лурмана впечатляют и идеально подобранный джазовый саундтрек, и роскошные костюмы, и история трагической любви. Автор с тоской, как и рассказчик в фильме, оглядывается назад, с сожалением отмечая, что яркую эпоху уже не вернуть.