Рассказываем о главных боевиках 2022-го, которые успели выйти за 8 месяцев. В списке нашлось место и супергероике, и ностальгическим блокбастерам, и даже сумасшедшему историческому эпику родом из Индии.
Новая инкарнация Темного рыцаря (в этот раз с лицом Роберта Паттинсона) вышла еще более угрюмой и мрачной, чем у Кристофера Нолана. Бэтмен в фильме чаще грустно сидит в своей башне или расследует запутанное дело, как какой-нибудь детектив из финчеровского «Семь». Но когда дело таки доходит до драк, режиссер Мэтт Ривз показывает, что он один из лучших блокбастерных ремесленников современности.
Его «Бэтмен» бьет редко, но метко. Каждая экшен-сцена здесь — маленький аудиовизуальный шедевр. В чем, конечно, очень помогает потрясающий саундтрек Майкла Джаккино и впечатляющая работа оператора Грегга Фрейзера (годом ранее получившего «Оскар» за «Дюну»).
Тома Круза не зря называют последней настоящей кинозвездой в Голливуде. Только он мог пойти против всех современных блокбастерных трендов и все равно сделать главный кассовый хит года. Пока все стремятся записаться в супергерои, Круз достает с полки фильм почти полувековой давности и делает во всем превосходящий оригинал сиквел, которого никто особенно не ждал. Пока Голливуд пытается освоить дешевые и эффективные способы снимать экшен, Круз запускает в небо настоящие самолеты и делает сумасшедшие пируэты в воздухе.
И это не пустые понты. «Топ Ган: Мэверик» — самый фактурный блокбастер со времен, пожалуй, «Миссия невыполнима 6» (то есть предыдущего большого фильма с Крузом). Именно потому, насколько в нем все тактильно и живо. Каждый резкий поворот истребителя, каждый взрыв, каждый с ревом заведенный двигатель. Финальная батальная сцена, к которой картина ловко подводит на протяжении всего хронометража, — это 20 минут безостановочного экшена, от которого и сам хочешь вжаться в кресло поглубже, чтобы ненароком не катапультировало из зала.
Майкл Бэй — как сломанные часы, которые два раза в день показывают правильное время. Он снимает каждый свой фильм абсолютно одинаковым методом, будь то хоть эпическая фантастика, хоть приземленная военная драма, хоть ироничная черная комедия. И все зависит только от того, как хорошо стиль Бэя подружится с той или иной историей. В случае со «Скорой» случилось скорее попадание.
Прямолинейный боевик о двух братьях, которые спасаются на машине «Скорой помощи» после ограбления банка, — идеальный плацдарм для наглого бэевского формализма. Ему к лицу и сумасшедшие кадры с квадракоптеров (скорее смешные, чем стильные), и адреналиновый сумбурный монтаж, и неумеренный пафос. Кажется, Бэю почаще надо снимать такое кино: маленькое, резвое и бегущее вперед без оглядки.
Фильм дуэта Daniels в этом году рискует попасть в топы совершенно разных жанров — он вполне тянет и на одну из лучших комедий, и на фантастику, и, конечно, на экшен-фильм тоже. Посреди всех абсурдистских сцен о перемещениях по мультивселенной во «Все, везде и сразу» спрятаны потрясающие эпизоды кунг-фу-схваток в лучших традициях гонконгского кино.
Не просто так режиссеры взяли на главную роль Мишель Йео — звезду «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» и «Полицейской истории 3». Изначально они хотели вообще Джеки Чана, что многое объясняет: «Все везде и сразу» явно оглядывается на кинематографические традиции Джеки и автора «Разборки в стиле кунг-фу» Стивена Чоу.
Еще один экшен о мультивселенных — но с совсем другим бюджетом и размахом. Второго «Доктора Стрэнджа» можно много за что ругать: он сумбурный, неловко написан и часто выглядит так, будто его собрали из нескольких совершенно разных фильмов. Вся его сила — в умелой режиссерской руке Сэма Рэйми, автора «Зловещих мертвецов» и «Человека-паука» с Тоби Магуайром.
Даже откровенно проходную историю он умудряется оживить необычными экшен-сценами и визуальными трюками человека, начинавшего карьеру с дешевых хоррор-комедий. В каждой экшен-сцене он придумывает что-то эдакое: Стрэндж то летает на крыльях из проклятых душ, то дерется со своими клоном с помощью музыкальных нот. Может, и глуповато, зато очень весело.
Главный экшен-сюрприз года — индийский исторический блокбастер о двух реальных народных героях. Один из них приезжает в большой город, чтобы спасти девочку из своей деревни. Второй работает на британское правительство и обязан найти первого, но вместо этого становится его лучшим другом. В «RRR» есть все стереотипные маркеры индийских блокбастеров: тут и несуществующие законы физики (или, по крайней мере, интересно интерпретированные), и танцевальные баталии, и дикая патетика.
Но все это работает на эпическую мифологическую историю о великой дружбе, которая способна победить даже превосходящие силы колонизаторов. В «RRR» каждая экшен-сцена — демонстрация невероятного креатива и технического мастерства, и даже танец тут превращается в напряженную битву за выживание. Если вы любите изобретательные боевики и еще не видели «RRR», то вы совершаете главную киноошибку года.