В ожидании грандиозного финала «Игры престолов» вспоминаем лучшие сериальные финалы в истории и надеемся, что «Песнь Льда и Огня» скоро пополнит этот список
Худшие финалы мы уже вспоминали совсем недавно - можете прочитать о них здесь.
В свое время финал «Клана Сопрано» взбесил всех настолько, что первые годы оставался показательным примером того, как не надо заканчивать сериал. Каст «Остаться в живых» даже обыгрывал его в «Шоу Джимми Киммела», хотя чья бы корова мычала. Только со временем финал саги о Тони Сопрано начал получать заслуженные овации благодаря бесчисленным анализам последних минут, в которых мастерски объединены разговоры о смерти, сопровождающие шестой сезон (рассуждения о кромешной тьме), оммаж сцене убийства из «Крестного отца» и неудачные попытки дочери Тони припарковать машину, которые рифмуются с количеством покушений на грозного мафиози (две неудачные, третья – удачная?). Открытый финал не дает легких ответов – напротив, приглашает зрителя сложить все части пазла в общую картину и решить самим раз и навсегда, какая судьба ждет Тони.
Как закончить сериал, который 60 часов без прикрас показывал нам тяжелую жизнь на улицах Балтимора? Правильно, наглядно показать, что тяжелая жизнь на улицах Балтимора продолжится после завершения сериала. Бесконечный цикл коррумпированной власти никуда не испарится – на место старых игроков придут новые. Вот и школьники, с которыми мы познакомились в четвертом сезоне, стали протеже любимых героев: малыш Дьюки стал копией наркомана Бабблса, а Майкл решил продолжить дело убитого блюстителя уличного закона Омара.
Вторая половина пятого сезона «Во все тяжкие» сразу начала подводить зрителя к грандиозному финалу – чего только стоит 14-й эпизод, «Озимандия» (убийство Хэнка, если забыли), который по праву считается жемчужиной малых экранов. Сага о моральной деградации Уолтера Уайта не могла закончиться тихой драмой, поэтому нас ждал масштабный эпизод, в котором, кажется, поучаствовали все: от Барсука и Тощего Пита до кинувшей Уайта четы Шварц. Тогда Скайлер наконец получила от Уолтера правду о том, почему на самом деле муж варил мет, Джесси – физическую (от неонацистов) и моральную (от Уолтера) свободу, сам Уолтер – искупление и красивую смерть, а неонацисты – пару сотен пуль.
К финалу своей саги о рекламщиках с Мэдисон-авеню шоураннер Мэттью Вайнер подошел с неожиданной стороны – в сериале заканчивалась эпоха 60-х, но не жизнь главных героев, поэтому никто не заставлял нас лить по ним слезы. Дон Дрейпер, который находится в той же плоскости антигероев, что и Тони Сопрано и Уолтер Уайт, мог разделить их судьбу, но вместо этого финал просто показал нам новую страницу его биографии. Мы никогда не узнаем, что последует за той медитацией Дона: станет ли он прежним эгоистом или наконец-то изменится, обретя внутреннее спокойствие. Вместо четких ответов сериал про рекламщиков показал нам одну из главных реклам в истории – I'd like to buy the world a Coke от Coca Cola. Идеально.
Вслед за фильмом «Военно-полевой госпиталь М.Э.Ш.», который среди прочего получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, вышел сериал о буднях передвижного госпиталя времен Корейской войны. Он с легкостью продержался в эфире 11 сезонов, а это на восемь лет дольше войны, которую освещал. Финал «Чертовой службы» до сих пор держит звание самого просматриваемого эпизода в истории США, опережая «Друзей» в два раза (105 миллионов против 52), но не только красивые цифры изменили историю ТВ, а сам эпизод, который получился лебединой песней великого сериала. Почти все герои покинули Корею и отправились домой, оставив зрителей в странной растерянности: да, любимые герои будут со своими семьями, но увидятся ли они когда-нибудь снова?
С каждым сезоном «Оставленные» становились лучше и умудрялись удивлять зрителя сюжетными поворотами, при этом вообще не раскрывая главной загадки – куда пропали 2% населения Земли. Третий сезон сразу дал понять, что закончится сериал чем-то невероятным – в первых же эпизодах Норе предложили отправиться к ее «исчезнувшей» семье, пока Кевин готовится к очередной годовщине исчезновения и возможному апокалипсису. Финал сериала переносит нас в будущее. Он посвящен встрече постаревших героев – Нора в одном из лучших монологов в истории ТВ рассказывает Кевину, что благодаря специальной машине попала в параллельный мир, где живут исчезнувшие люди. Там она нашла свою семью – мужа и двоих детей, – которая… живет счастливой жизнью. После этого она вернулась в прежний мир и начала жизнь с чистого листа, окончательно сняв с себя вину за их «смерть». Дэймону Линделоффу часто припоминали финал «Остаться в живых» – наверное, поэтому в новом детище он решил не раскрывать главный секрет полностью, чтобы у зрителей осталось место для споров и догадок.
Преступно недооцененный сериал про советских шпионов, живущих мирной жизнью и наслаждающихся «американской мечтой», закончился в прошлом году без заслуженных аплодисментов и оваций. После шести напряженных и тревожных лет свершилось то, чего боялись все фанаты, – сосед из ЦРУ наконец-то раскрыл секрет Филиппа и Элизабет. Им пришлось разбираться с новой порцией неприятностей и экстренно вернуться на Родину, оставив в Штатах дочь и сына. Трудно однозначно сказать, как стоит воспринимать эмоциональную концовку – конечно, хеппи-эндом здесь не пахнет, но это и правда лучшее, что могло случиться с героями после стольких лет, проведенных под прикрытием.
Финал второго сезона «Твин Пикса» ошарашил зрителей самым странным клиффхэнгером в истории ТВ. Последующий фильм «Твин Пикс: Огонь, иди со мной» не подвел сериал к финалу – напротив, запутал зрителей с завязкой сериала, убийством Лоры Палмер. Получилось ли окончательно закончить сериал у недавнего 18-часового возвращения? Конечно, нет, но разве кто-то ждал жирной точки от Дэвида Линча и Марка Фроста? Если вкратце: проснувшийся агент Купер прибывает в Твин Пикс, перемещается в последний день Лоры Палмер и создает новый таймлайн. Последние секунды эпизода одновременно создают ощущение кошмара наяву и заставляют в очередной раз удивиться возможностям ТВ. «Мы живем во сне. Надеюсь, я вас всех еще увижу. Каждого из вас» – красивое прощание, если мы не получим четвертый сезон.
Один из лучших сериалов этого десятилетия закончился среди прочего тем, что взбесил фанатов истории про Уолтера Уайта, сместив пятый сезон «Во все тяжкие» с вершины самых высокооцененных сезонов по мнению критиков. Впрочем, после четырех невероятных лет, которые сериал провел незамеченным, он заслужил небольшой рекламы, таргетированной на любителей оценок. После 19 лет, проведенных в камере для смертников за недоказанное изнасилование и убийство подруги, Дэниел Холден возвращается к семье и сталкивается с трудностями реассимиляции в небольшом городке из-за своей проблемной репутации. Четыре сезона мы наблюдали за тем, как человек пытается вернуть утраченное время, наслаждаясь каждой маленькой радостью, защищает себя от местных, разгребает семейные проблемы и совестливо мучает себя вопросом, не он ли убил девушку? (Он был слишком пьян, чтобы все помнить.) В финале Дэниел принимает себя, становится по-настоящему свободным и уходит, чтобы начать жизнь с чистого листа.
Трудно поверить, но финальному эпизоду «Друзей» в этом году исполнится 15 лет. За это время он сильно состарился и теперь выглядит как шаблонный ромком, но некоторым комедийным сериалам повезло намного меньше (вспомните «Клинику» и «Как я встретил вашу маму»). Чендлер и Моника становятся родителями двойни, Джоуи отправляется в последнее нью-йоркское приключение, но главными героями эпизода, конечно, стали Росс и Рейчел, которые 10 сезонов мучили нас своими отношениями. В до боли знакомом финале Фиби отвозит Росса в аэропорт (куда без него в ромкомах?), чтобы тот успел в сотый раз признаться Рейчел в своих чувствах, не дав ей улететь. Это выглядит чересчур знакомым и устаревшим концом, но вкупе с той сценой, где герои оставляют свои ключи на столе и уходят, финал работает идеально.