Со дня смерти Филипа Сеймура Хоффмана прошло 10 лет — актёр скончался в феврале 2014 года от передозировки наркотиков. Вспоминаем главные карьерные достижения одного из величайших актёров современности.
Свой единственный «Оскар» Хоффман получил за байопик знаменитого американского писателя Трумена Капоте. Действие разворачивается в конце 1950-х: Капоте расследует убийство семьи Катлеров в Канзасе, чьё описание ляжет в основу нон-фикшена «Хладнокровное убийство», беседует с виновными, параллельно теряет друзей из-за своей одержимости делом. Актёр проделал выдающуюся работу, уловил каждый маньеризм Капоте, вжился в тело и душу одного из знаковых авторов XX века.
Последняя из пяти коллабораций Хоффмана и Пола Томаса Андерсона, фильм «Мастер» позволил актёру повторно утвердиться в статусе одного из самых харизматичных и искусных артистов современности. В ленте Хоффман сыграл лидера культа Ланкастера Додда, чьим прототипом выступил основатель сайентологической секты Л. Рон Хаббард. Додд постепенно затягивает в свои сети демобилизованного, податливого и агрессивного Фредди (Хоакин Феникс), притворяется другом и мудрецом, чтобы сделать из нового компаньона очередного подопытного раба. Этим размашистым, устрашающим перформансом Хоффман создаёт манипулятивную, освобождающую от банального злодейства симфонию, просит у зрителя невозможного — симпатизировать своему Мефистофелю, настоящему дьяволу во плоти.
В экранизации одноимённого романа Патриции Хайсмит Хоффман суммарно появляется не больше чем на пять минут. За это время его гедонист-плейбой Фредди медленно, но верно становится карой для самозванца и маньяка Тома Рипли (Мэтт Дэймон). Наглядное доказательство выражения «краткость — сестра таланта» и блестящее пособие для начинающих актёров о том, как успешно красть внимание даже в самых стеснённых обстоятельствах.
Звание «короля эпизода» Хоффман подтверждал несколько раз, включая «Ночи в стиле буги». Его персонаж Скотти работает помощником звукооператора на съёмках порнофильмов и испытывает интерес к популярному актёру Дирку Дигглеру (Марк Уолберг). Трагическая смерть Скотти не отменяет того факта, что среди скопления звёзд Хоффман всегда чувствует себя на своём месте, вновь оставляя неизгладимое впечатление на аудиторию.
Ещё один отмеченный академиками перформанс: в околорелигиозной драме по мотивам бродвейской пьесы Хоффман играет священника католической школы, который пытается доказать свою невиновность. В отце Флинне окружающие ученики-мальчики видят опору и отца, пока глава школы, сестра Элоиза (Мэрил Стрип), подозревает его в растлении темнокожего студента. Хоффман заставляет одновременно сопереживать и не доверять пастору, демонстрирует титаническую выдержку в актёрской схватке с могучей Стрип (от энергетики обоих лопаются даже лампочки).
Фантасмагория Чарли Кауфмана (режиссёрский дебюта автора «Вечного сияния чистого разума») вышла в период экономического кризиса и полностью отразила лихорадочное состояние своего времени. По сюжету после ухода жены театральный режиссёр Кэйден Котард решает в качестве эксперимента смоделировать город внутри города, наблюдая за жизнью подопытных актёров. Фильм стал одной из самых сложных работ Хоффмана: за множественными физическими перевоплощениями и нестандартным сценарием кроются универсальные, понятные каждому надлом и разочарование центрального героя, предсказывается нынешняя мода на хрупкую маскулинность.
В своём последнем проекте легендарный режиссёр Сидни Люмет («12 разгневанных мужчин») предложил Хоффману роль в жанре криминального триллера. События разворачиваются нелинейно, в центре оказываются два брата, Энди и Хэнк (Итан Хоук), решившие ограбить ювелирный магазин своих родителей. Кино на поверку оборачивается настоящей трагедией, захватывает аудиторию описаниями человеческой природы и её нестабильности. Персонаж Хоффмана проходит по всем кругам эмоционального ада: его финансист Энди — жестокий, растерянный, импульсивный инфантил, чей план побега из страны (наворовал-то он по-крупному) не срабатывает. «Игры дьявола» также успевают стать филигранным портретом одной дисфункциональной семьи, где смерть от руки родственника является наиболее гуманным решением.
В 1999-м Хоффман также участвовал в эпике «Магнолия», сыграв медбрата Фила Парму. Герой наблюдает за умирающим пациентом-богачом (финальная роль Джейсона Робардса), хочет обеспечить ему достойный уход и встречу с зазнавшимся и разочарованным сыном (Том Круз). В одном из интервью Андерсон уточнял, что просил Хоффмана быть на съёмках образцом эмпатии и заботы — актёр проделал именно это, разбил и собрал воедино тысячи зрительских сердец, разбавив общий эмоциональный накал фильма.
Роль музыкального критика Лестера Бэнгса в комедии «Почти знаменит» не принесла актёру большого внимания, но стала синонимичной его таланту, мудрости и профессиональному кредо. «Избегай индустрии. Тебе нужно строить репутацию на том, что ты человек честный и безжалостный», — внушает Лестер главному герою, молодому журналисту Уильяму (Патрик Фьюджит). Хоффман множество раз отрекался от голливудской звёздности и последующей за ней бессердечности, доводил каждую работу до пронзительного финала. В резюме, полном знаковых работ, «Почти знаменит» запоминается пророческим посланием ко всем коллегам – работникам творческой профессии: оставаться верным своим принципам, зрителям и читателям до самого конца.